Рекомендации для родителей. Ребёнок с расстройством аутистического спектра.
материал по теме

Некрасова Татьяна Геннадьевна

Небольшие советы для родителей "особых " детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

   Рекомендации для родителей. Небольшие советы родителям «особых» детей.

            Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

    Я вам предлагаю советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений.

   1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной.

      Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

    Примеры:
      а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка, вызвать у него истерику.
  б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

  2. Не отождествляйте себя с ребёнком

         Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

 Пример:
       Ребёнок не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
 

3. Не забывайте о необходимости самообразования.

     Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребёнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, комбинируйте методики, исходя из реакций ребёнка.

  Пример:
        Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для него методы.

  4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка.

       Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.

  Примеры:
      а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.
      б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и тд.

5. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

          У ребенка должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать. Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка. Необходимо составлять расписание для него, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет ребенку предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

6. Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено. Разбивайте задания в виде наглядных инструкций. Прикрепляйте их слева направо либо сверху вниз.

7. Вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр.

  • Лото, домино, мозаика, пазлы и др.
  •  Во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом.
  • Игры с водой.
  • Мытье посуды.
  • Игры со льдом.
  • Купание кукол.
  • Пересыпание круп.
  • Игры с мыльными пузырями.
  • Работа с трафаретами.
  • Игры с красками «Цветная вода» и тд.

          Если ребенок не включается в игру, не настаивайте, но обязательно попробуйте в следующий раз.

          Такие дети не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друга. 

         «Время на полу» — это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и формирования у ребенка навыков к общению.

          Комментируйте каждый шаг ребенка в игре. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалите его. Очень положительным является наглядное предоставление поощрения. Например, разноцветные бабочки, кружочки, которые бы его радовали.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обу...

Инклюзивное образование. Ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе.

Список кключевых слов: инклюзивное образование,обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), аутизм, расствойство аутистического спектра, адаптированная программа.Краткая аннотация: В стат...