ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА "УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка на тему

Романова Любовь Геннадьевна

Методические рекомендации учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_uchitelyam_.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж"

методические рекомендации учителям по организации сотрудничества в образовательном процессе

учитель – ученик – родитель

Подготовила материал:          Романова Любовь Геннадьевна преподаватель педагогики

2015 – 2016 учебный год

Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.

(Ребенок, родитель и учитель: как избежать проблем во взаимодействии)

Школа… Мы частот слышим расхожее мнение о том, что школа не может помочь родителям и детям справиться с проблемами, поджидающими их именно в этом учреждении.

Не может помочь, или не хочет этого делать? От школе в целом говорить нельзя, ведь эту помощь оказывают те, кто работает в ней, кто всю свою жизнь посвятил этому благородному делу. И вот это дело, став делом жизни, увлекает нас все дальше и дальше. Позволяет нам решать проблемы, иногда даже те, которые кажутся неразрешимыми.

Мы кому пытаемся помочь? Себе? Ученикам? Родителям? На этот вопрос ответить очень сложно, ведь мы, скорее всего, пытаемся помочь сразу всем, думая о том, что помогаем себе. Этот «треугольник» (ученик-учитель-родитель) всем хорошо знаком.

У такого взаимодействия есть свои психологические и педагогические основы.

Роль общения ребенка со взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Если с первых дней жизни малыш не будет взаимодействовать с людьми, то вряд тли он станет человеком вообще. Значительно отстают в развитии дети, которые в первые годы жизни воспитываются в детских ломах или приютах.

Что получает ребенок младшего возраста от общения со взрослыми и как он общается? Малыш постоянно нуждается в сотрудничестве во взрослым. Взрослый для него – человек, умеющий творить чудеса, пример для подражания. Вов время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи.

Строя свои отношения с ребенком младшего возраста, взрослым необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции побуждающего к действию характера, чем инструкции, содержащие запреты. На третьем году жизни малыш понимает указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ним.

Но ребенок растет. И в 3 года он понимает, что он не самый главный, что не вокруг него все вертится. Только в этом возрасте ребенку становится понятным, что его окружает много людей, все они интересны по-своему. У малыша возникает желание общаться со сверстниками.

Дошкольный возраст (3-7 лет) приносит ребенку новые принципиальные достижения. Маленький человек осваивает мир постоянных вещей, обучается тонкой рефлексии, учится примитивным позитивным формам общения. Он все так же нуждается в любви и одобрении. Он начинает испытывать эмоциональные переживания: страх, сочувствие и т.д.

Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Игра дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок ищет поддержки со стороны взрослого человека. Но появляются притязания на его признание со стороны взрослого и сверстников. Часто можно слышать от родителей и воспитателей о том, что ребенок обманывает, хитрит. К сожалению, это негативные личностные образования этого возраста: ложь, нарочитое искажение истины, зависть, чувство досады.

Надо помочь ребенку решить проблемную ситуацию, в которой он казался. И опять мы говорим о помощи. Проблемную ситуацию можно решить тремя путями:

  1. Соблюсти правило.
  2. Удовлетворить потребность, нарушив правило, но, не скрывая от взрослого.
  3. Реализовать потребность, нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы не было порицания.

Чем для ребенка грозит каждое из решений, им принятых? Необходимо четко объяснить детям, что лучше, а что хуже, как достичь необходимого результата с наименьшими потерями.

Действовать по правилу. Трудно это сделать ребенку или легко? Как научить дошкольника правильно взаимодействовать?

Можно воспользоваться этой памяткой.

Введение правил.

  1. Правило должно быть конкретным.
  2. Одно и то же правило лучше повторить для ребенка несколько раз.
  3. Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано (схема).
  4. Повторяя рабочее правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ, не как указание, а как доброжелательный совет.
  5. Правила должны быть сформулированы в позитивной форме.
  6. Обосновывайте для ребенка, почему надо следовать тем, а не иным правилам.
  7. Если ребенок испытывает правило «на прочность», провоцируя вас на окрик, оставайтесь спокойным и твердым в выполнение правила.
  8. Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила введенные ими. Это послужит хорошим примером, моделью для ребенка.

Эта помощь ребенку не что иное, как его поддержка, в которой он так нуждается.

Момент перехода ребенка из дошкольного учреждения в школу является стрессовым. Переход от игровой деятельности к учебной требует от ребенка определенной готовности. Самое главное, что может дать семья, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значить «делу время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Это требует от ребенка особых усилий. Появляются и особые требования, иногда не совсем понятные для учащихся 1-х классов.

Как же надо взаимодействовать нам всем, чтобы добиться эффективного результата?

В нашей школе мы попробовали такое взаимодействие организовать. Постараюсь описать модель. Лучше, конечно, назвать это сотрудничество. Так как сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.

ученик

учитель                                                                      родитель

Ученик от такого сотрудничества не отказывается, понимая свою значимость. В таком взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, всегда может обратиться к педагогу за советом, помощью.

Нами разрабатываются программы работы с учащимися, вызывающими особое беспокойство. К таким «трудным» детям нужен особый подход, особое внимание и педагогов, и родителей. Это, как правило, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, тревожные дети, агрессивные, а также те учащиеся, которые очень быстро осваивают программный материал. Да, все наши дети ждут от нас понимания, одобрения и поддержки.

Учитель. Он, конечно же, заинтересован Вт успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и во внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников. Много этого или мало, судить вам. Ведь часто мы, учителя, становимся заложниками ситуаций, которых можно было избежать.

Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать об успехах своего чада. И он праве потребовать от нас, педагогов, такую информацию. Правда, как мы сумеем ему эту информацию донести, как сделать эту информацию доступной для понимания, зависит от нас.

Нам поможет только трехстороннее сотрудничество.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А. Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

  • гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);
  • творчество (умение создавать и реализовать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
  • опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);
  • равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
  • психотерапевтический характер взаимодействия;
  • эмоциональную отвлеченность (переживание опыта).

На этих принципах построено сотрудничество в нашем образовательном учреждении.

Программа сотрудничества включает в себя следующие компоненты:

  1. Индивидуальная работа администрации, психолога и логопеда с учителем.
  2. Индивидуальная работа учителя, психолога, логопеда с учеником.
  3. Индивидуальное консультирование родителей.

Все компоненты учтены. Начинается работа. Она строится следующим образом:

  • определение проблем в общении с учащимися;
  • теоретическая поддержка учителя (изучение литературы, собеседование с психологом, оказание помощи учителю со стороны логопеда);
  • практическое применение полученных знаний.

Как правило, практическая реализация – это создание программы индивидуальной поддержки ученика. У каждого учащегося эта программа своя. Она отличается формами и методами взаимодействия.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ

Учащегося ________ класса _____

Формы и методы работы

Учебная деятельность

Инструктаж

Диалог

     Убеждение

Поручение

Создание

     Упражнение

Домашние задания

Поощрение и наказание

Доверие

  Убеждение

Индивидуальный объем домашнего задания

Четкий инструктаж

Повторение с учителем

Общение

Выражение положительного отношения

Одобрение

Совет

Доверие

При необходимости вместе с учителем разрабатывается программа индивидуального развития.

Урок

Содержание программного материала

Домашнее задание

Поддержка

Русский язык

Тема: _________

Творческие характеристики

Индивидуальные карточки. Работа у доски. Повторение последнего урока.

Математика

Тема: _________

№ … с  инструк.

Индивидуальный опрос.

Инструкции к заданию.

От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени и сил, но результат, особенно, когда он становится очевидным, позволяет нам испытать ситуацию своего успеха. Еще одна маленькая победа. Из таких побед состоит наша преподавательская работа.

В Листе индивидуальных достижений учащегося фиксируется и его маленькие «победы».

Единство семьи и школы в воспитании учащихся.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.

Семья и школы – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
  2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
  3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
  4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием.
  5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Задачи учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я считаю, что должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения, это уродливое воспитание. Считаю важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы это не происходило, я стараюсь всегда прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний.

На родительских собраниях знакомлю родителей с программными требованиями на четверть. Заранее предупреждаю родителей, какие трудности могут возникнуть у детей при прохождении сложных тем, как методически грамотно помочь детям, на что обратить внимание. В случае необходимости они могут своевременно оказать им помощь. Плюс мои консультации, индивидуальные занятия с детьми – и проблемы решаются. Самое главное – делать это своевременно, чтобы незнание не обрастало, как снежный ком, когда ребенку страшно, непонятно, неинтересно на уроке. На мой взгляд, учителя имеют успех в воспитании и обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или нет, дисциплинирован или нет, - словом, любим таким, какой есть.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на угнетении личности ребенка. А должна основываться на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь; дать дружеский совет (это есть зона ближайшего развития ребенка). И высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа моей воспитательной работы – союз учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитания.

С первых дней знакомств с родителей стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Я часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже должен очень кого-то любить.

Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем могут ему решить сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семьи.

Посещая семью, учитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может повлиять на их улучшение. А с другой стороны это вторжение в личную жизнь семьи. Если использовать эту форму работы, лучше соблюдать следующие условия:

  • не приходить без предупреждения;
  • планировать визит не более 10-15 минут (не быть обременительным);
  • не вести беседу стоя у входа;
  • не поучать родителей, а советовать.

К групповым формам работы можно отнести родительские собрания. Родительские собрания могут быть:

  • организованными;
  • тематическими;
  • итоговыми.

На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Правила подготовки классного родительского собрания

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся классов. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.
  2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
  3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач учителя. Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
  5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ:

  • перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
  • отводить на проведение собрания не более 1-2 часов;
  • самый приятный звук для человек – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  • перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  • не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем поговорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;
  • поблагодарите тех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  • дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как  трудно ребенку учиться;
  • в личной беседе оценивайте детей относительно их потенциальных возможностей;
  • доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
  • родитель должен уйти собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. Не стоит:
  • сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • избирать для общения назидательный тон.

И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решений возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно происходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.

Тематика родительских собраний распределена по классам. Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот какие темы собраний мы планировали в 1-3х классах.

1 КЛАСС

Многие родители не учитывают индивидуальных возрастных особенностей детей, предъявляя к детям повышенные требования, стремятся к их взрослению.

Поэтому первая тема родительского собрания «О возрастных особенностях младшего школьника». Зная особенности младших школьников, родители по-иному будут оценивать поведение детей. Первый год учебы – самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо соблюдать режим дня.

Поэтому вторая тема родительского собрания – «Режим дня».

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому следующая тема родительского собрания «Как помочь детям хорошо учиться». Эта помощь должна идти в трех направлениях:

  1. Контроль за выполнением домашних заданий;
  2. Приучение детей к самостоятельности;
  3. Соблюдение режима дня.

Еще одна важная для этого года тема «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

И наконец, итоговое собрание. (О летнем отдыхе детей. О закаливании организма. Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость детей).

2 КЛАСС

Родители, отдающие своих детей в престижные школы, гимназии, обладают определенными престижными установками. Престижные установки и ожидания должны присутствовать у всех родителей, но для правильного развития личности ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний; завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие.

Если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том или ином случае дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки любви, тепла, внимания.

Здесь актуальна тема «Папы, мамы и школьные отметки»; на этом собрании отмечаю, что родителям важно оценивать не те оценки, что получает ребенок, а желание учиться и стараться.

Плохие отметки – это не повод для наказания, а сигнал тревоги. Любой ребенок имеет право на ошибку.

Следующая тема родительского собрания «Как готовить домашнее задание». Здесь обращаю внимание родителей на то, что не нужно натаскивать детей в отдельных умениях и навыках, а нужно развивать в главном – умении размышлять. Необходимо приучать детей к самостоятельности, к организованной и обдуманной деятельности, воспитывать привычку к систематическому, каждодневному труду.

Знакомлю с памятками по предметам, говорю о том, как включаться в работу разным детям.

То, как читает ребенок, отражается на успеваемости детей в среднем звене.

Ученые проели эксперимент и сделали вывод, что на «4» и «5» успевают дети, которые читают со скоростью 120 – 150 слов в минуту. Темп чтения – это не самоцель, онт отражает уровень развития ученика.

На этом собрании знакомлю родителей с таблицами (по скорочтению), говорю о приемах работы с детьми, чтобы привить любовь к чтению.

Последняя тема собрания «Как избежать детской агрессии». В каждом классе встречаются агрессивно настроенные дети, и эта проблема требует внимания.

3 КЛАСС

  1. «Воспитание трудолюбия в семье».
  2. «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении – первостепенное условие становления личности.
  3. «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе их лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Здесь я говорю о систематическом, каждодневном воспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.
  4. «Об особенностях памяти младших школьников, о концентрации внимания».

При работе с родителями определила несколько правил:

  1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
  2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, от меня нечего скрывать.
  3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
  4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
  5. В общении с родителями стараюсь быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.
  6. Стараюсь помнить правило: ребенок – главная цель общения.

И если даже между учителем и родителями неприязнь, то ее необходимо преодолеть во имя ребенка.

Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склоны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Стараюсь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами – это даст свой положительный результат.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (1 КЛАСС)

«О возрастных психофизических особенностях младшего школьника»

  1. Представление учителя.
  2. Поздравление родителей.

Уважаемые родители, поздравляю вас с началом первого в жизни ваших детей учебного года. Желаю, чтобы он был успешным, вам большого терпения, выдержки, самообладания, доброжелательности к детям, чтобы все проблемы мы решали сообща и чтобы постепенно становились большой и дружной семьей. Здоровья вам и вашим детям, большого семейного счастья.

Теперь мы с вами одна семья на долгие годы. Посмотрите друг на друга, познакомьтесь. Ваши дети будут дружить между собой, вы должны лучше узнать товарищей своего ребенка (родители могут представиться).

  1. Основная часть.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для вашего ребенка, так и для родителей. Вы с первых дней должны понять, что учеба – это серьезные труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.

Наиболее сложный период – начало школы. Приспособление к школе длиться 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Поэтому сперва первая тема нашего собрания – «О возрастных психофизических особенностях младших школьников».

Младший школьный возраст – период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7-10 лет – лишь на 2-3 см в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемый с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8-9 лет  приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводит к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.

Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо родителям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой – то важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий всей его дальнейшей работоспособности.

Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.

Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положение своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

Задачи учителей и родителей:

  • следить за соразмерностью мебели;
  • следить за весом ранца;
  • наблюдать за осанкой детей;
  • наблюдать за двигательной активностью.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

При выполнении графических заданий важно следить:

  • за правильным положением тетради;
  • за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены);
  • важна не быстрота выполнения заданий и количества сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
  • за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение.

Необходимо помнить:

  • не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
  • желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
  • следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование – развитие мускульной памяти).

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.

Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, усидчивости, выдержке.

Часто родители жалуются, что занятия – сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Так что несовершенство внимания – естественная возрастная особенность младшего школьника.

У первоклассников – незрелость внимания, невелик его объем. Ребенок может или слушать, или приостановить работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя.

У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлеченным вещам формируется к 9-10 годам. Это вы должны знать. Если хотите чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что все выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.

Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ребенок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом.

Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях на запоминания материала. В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы.

Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимание детям, тем выше родительский уровень притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.

Советы:

  • если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относится к нему так, словно они у него есть;
  • пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка;
  • помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
  • не понимают, чего от них хотят;
  • понимают, но не получается;
  • кое-что получается;
  • получается все лучше и лучше.

  1. Заполнение анкеты.

1. Фамилия, имя, отчество родителей ученика (или лиц, их заменяющих):

Отец:

Мать:

2. Состав семьи (нужное подчеркнуть):

Полная семья (родители, дети, родители родителей)

Неполная семья (один из родителей не живет в семье)

3. Количественный состав семьи:

4. Кем и где работают взрослые члены семьи:

5. Любимые занятия:

Отца

Матери

6. Средняя сумма дохода на каждого члена семьи (по желанию):

7. Жилищные условия

Имеет ли ученик постоянное место для занятий, игр

8. Адрес семьи:

Телефон:

9. Семейные праздники и традиции:

«РЕЖИМ ДНЯ»

Первый год учебы в школе – самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть.

Чтобы усидеть т40 минут урока, нужна особая тренированность, а ее пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты. К этим трудностям, объединяющимся в другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок егот дня. Другими словами, строго выполнять режим дня. Поэтому тема нашего родительского собрания «Режим дня».

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.

Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Режим дня строится с учетом анатомно-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.

Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.

Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становится учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом (что есть и у нас в школе). Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе.

Вот как должен строится день ребенка – первоклассника.

Поскольку занятия начинаются в 8.30, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок долен делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность.

На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общим ритм занятий.

С 7.30 до 7.50 – завтрак. 20минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду.

На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе.

С того времени, когда у первоклассника кончаются уроки, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку.

Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким – прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой – катание на санках и коньках.

Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух.

Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам.

С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время.

Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля.

Старайтесь воспитывать  у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий.

Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением.

У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи.

Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна 0 так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идет под рубрикой «Экран – детям», и время их обычно не бывает после 18.30.

Спать нужно ложиться не позднее 21.00.

Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату.

Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном, в частности в дневном сне.

В каникулы и выходные дни основные элементы режима для должны оставаться такими же, как и в учебные дни – максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

Режим дня (примерный вариант):

  1. - подъем.

7.00 – 7.30        - самообслуживание, гимнастика, уборка постели, умывание.

7.30 – 7.50        - завтрак.

7.50 – 8.15        - дорога в школу.

8.30 – 12.30 (13.00)        - занятия в школе.

13.00 – 14.30         - обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

14.30 – 16.00        - игры на воздухе.

16.00 – 17.00        - приготовление уроков.

17.00 – 19.00        - свободные занятия (по выбору детей).

19.00        - ужин.

19.00 – 20.30        - свободное время.

20.30 – 21.00        - подготовка к сну (личная гигиена)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Часто ли более ваш ребенок?

2. Причины болезни:

а) недостаточное физическое воспитание ребенка в школе;

б) недостаточное физическое воспитание ребенка в семье;

в) наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка (да, нет, частично)?

4. На что, на ваш взгляд, должна семья и школа обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка:

а) соблюдение режима;

б) рациональное питание;

в) полноценный сон;

г) достаточное пребывание на свежем воздухе;

д) здоровую гигиеническую среду;

е) благоприятную психологическую атмосферу;

ж) наличие спортивных и детских площадок;

з) физкультурные занятия;

и) закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

а) облегченная форма одежды на прогулке;

б) облегченная одежда в классе;

в) обливание ног водой контрастной температуры;

г) хождение босиком;

д) систематическое проветривание класса;

е) прогулка в любую погоду;

ж) полоскание горла водой комнатной температуры;

з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укрепить здоровье ребенка дома (да, нет, частично)?

7. Нужна ли вам помощь школы (да, нет, частично)?

«Как помочь ребенку хорошо учиться»

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача – научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться я выношу на родительское собрание».

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

  1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку: 

  • легче справиться с учебной нагрузкой;
  • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учится выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении.

В группе – 1,5 – 2  ч.

Дома – 1,5 – 2 ч.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон – 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон – это основа здоровья.

        

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

  1. Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

- какие отметки?

- выполнил уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если бы вы интересовались: 

  • что изучал ребенок сегодня в школе;
  • как он понял материал;
  • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу: 

  • прочитать задачу, представить, о чем говорится;
  • кратко записать условие, схему;
  • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
  • подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
  • составить план решения задачи;
  • проверить решение;
  • записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

  • повторить правила;
  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
  • выполнить задание письменно;
  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий: 

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе – важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода отвлечения: 

Первый повод – игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.

Второй повод – деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что ваш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резке, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

  1. Направление помощи – приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий, не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать на себя.

Учите детей выделать учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

(Тест «Жизнь ребенка в школе и его успехи».)

«ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

  1. Беседа

Представление о счастье каждый связывает с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит. Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности и душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активнее познает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.

Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

Любовь умиления.

Любовь умиления – это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, напрашиваются слова – куриная (слепая) любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, принципом его жизни становится девиз дикая, подлеца, хулигана: все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – мое желание.

Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга и костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, не понимает, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье и радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.

Дети – радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это – бесспорные истины. Но говорить об этом устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль, - это значит развращать детей.

Любовь деспотическая.

Есть еще одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.

«Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши – девятиклассника одной из школ города Кривой Рог Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям: моет посуду, чистит одежду, обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают».

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.

Гнусный деспотизм невежественных родителей – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.

Был сын маленьким мальчиком – был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так происходит?

Причина этого явления – в неумении пользоваться своей властью над ребенком, в превращен   родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребенку так, чтобы не сломать этого, еще нетвердого хрупкого душевного порыва.  Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим.

Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа.

Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия – что же вам еще надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим количеством отцов – людьми, страдающими неизлечимым пороком, - нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездумное отношение к своим детям – далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей, как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если  в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей – их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей – вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

Да, родительская любовь – прекрасное чувство, она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера.

Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки. Понимая роль образования, желая успеха в учебе, родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не дает хороших результатов. Такие дети как в жизни, так и в учебе ничего самостоятельно сделать не могут без подсказок, без напоминания о главном. Родители тем самым подавляют самостоятельность детей, так как эти дети знают, что им все подадут, за них приберут, их оденут, напомнят об уроках, помогут выполнить задание. То есть они понимают, что их постоянно выручают, у таких детей не вырабатывается чувство ответственности за свои поступки. И дети привыкают к таком положению, что все делается для них, а от него ничего не требуют взамен.

Обычно родители в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не замечают недостатков. Мнение родителей должно быть объективным и учитывать как достоинства так и недостатки детей.

Избалованный ребенок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут долго сердиться на грубость, дерзость, непослушание. Такие дети привыкают только брать, не отдавать ничего взамен, и начинают с пренебрежением относиться к родителям, а потом свое отношение будут переносить на учителей (позволяя себе насмешливые и критические замечания) и на других людей. Помните об этом и не ограждайте детей от обязанностей, будьте объективны к своим детям, требуйте от них самостоятельности и серьезного выполнения любого дела.

Какой же должна быть родительская любовь?

Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку.

Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое трудное в деле воспитания человека. Любовь родителей к детям должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью.

  1. Тест «Искусство воспитания».

1.

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.

Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3.

Интересуются ли они вашей работой?

4.

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.

Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6.

Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7.

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

8.

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9.

А в «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

10.

Обсуждаете ли с детьми прочитанные книги?

11.

А телевизионные передачи и фильмы?

12.

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13.

Участвуете ли вы   вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14.

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

  1. «да» - 2 балла;
  2. «отчасти, иногда» - 1 балл;
  3. «нет» - 0 баллов.

Подсчитайте общий балл:

Более 20 баллов – ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов – отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточные. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов – ваши контакты тс детьми явно недостаточны. Необходимо принять срочные меры для их улучшения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода...

Организация здоровьесберегающего направления в образовательном процессе

В статье рассмотрены основные виды и подходы к организации здоровьесберегающего направления в высших учебных заведениях. Также указаны некоторые методы пропаганды ЗОЖ среди студенческой молодежи. Прив...

Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе

Изучение личности ученика в образовательном процессе...

Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе

Программа по изучение личности ученика в образовательном процессе...