Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
консультация (2 класс) по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_gorodtsova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»

Форма: беседа с элементом практикума

Цель:  ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов. 

  1. Орг.момент

(слайд) Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша беседа будет посвящена очень важной проблеме, которая очень часто случается в младшем школьном возрасте.

  1. Введение в проблему

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении устной и письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.

(слайд) Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников.

Конечно, данную проблему решает логопед, но и без помощи и поддержки родителей, ребёнку будет очень тяжело, поэтому вы, дорогие родители, становитесь первым помощником своему ребёнку.

(клик) Как вы считаете, каковы могут быть причины такой проблемы?

Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. 

- Как можно определить детей, страдающих дисграфией и дислексией?

  • не дописывают элементы букв;
  • пишут в зеркальном отображении;
  • заменяют буквы, сходные по звучанию;
  • пишут с большим количеством ошибок;
  • игнорируют заглавные буквы;
  • обладают корявым почерком;
  • непонятно говорят;
  • не любят уроки письма.

- Как Вы считаете, на какие особенности детей  стоит обратить большее внимание? И почему?

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. 

3. Поиск путей решения

- Возникает вопрос: «Как помочь таким детям?».

На слайде вы видите таблицу, сейчас в ей будут появляться варианты ответа на вопрос. Профилактика этой проблемы состоит в том, чтобы с такими детьми проводились специальные упражнения.

Сейчас организуем работу в группах. Создаём 6 групп. Каждой группе необходимо

разобрать и заполнить пропуски упражнения, либо правила.

Упражнения:

 Карточка 1. Ежедневно в течение __ мин (не больше) ребенок в _________тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной____________, затем перейти к______________. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а ______________, а букву о  _____________. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии –___________ и не более ____ мин) улучшается ____________ письма.

Карточка 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    Карточка 2. Каждый день пишите ________ диктанты карандашом. ___________ текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с___________. Ошибки _________________ в тексте. Просто пометьте на полях______________, __________ или _____________ ручкой (не в коем случае не_____________!) Затем давайте тетрадь на исправление_______________. Малыш имеет возможность не_______________, а ____________ свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены ___________, _____________, а тетрадь в прекрасном состоянии.

Карточка 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    Правила:

   Карточка 3. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных ________ и_________, __________ разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но__________.

Карточка. Не хвалите ___________ за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою _________________ вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться______________ . Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в _________– оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Карточка 3. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Карточка. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

   Карточка 4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость ___________. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка __________, ставят на виду______, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость __________, сделайте это как можно в более щадящей форме.

Карточка 4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

   Карточка 5. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых ________ написан с ________________ (подлежащими исправлению).

Карточка. Давайте ребенку упражнения на ______________ прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание________.

   Карточка 6. Подход «больше _________ и _________» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте ____________ текстов и не пишите ____________  диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть __________ работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные______________ , которые ребенок с дисграфией неизбежно ____________ в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный__________.

Карточка 6. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

Проверка.

4. Итоги консультации. Реализация помощи.

Мы для вас, уважаемые родители, подготовили буклеты о нашей сегодняшней теме, котором  расположена кратко информация о такой  проблеме в младшем школьном возрасте как дисграфия и дислексия.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников

Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к  читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложн...

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

laquo;Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников. В последнее время всѐ чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой...