ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка (1 класс) по теме

Кочеткова Ольга Владимировна

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Чулковская средняя общеобразовательная школа» 

Скопинского муниципального района Рязанской области

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ

НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Чулковская средняя общеобразовательная школа»  

Скопинского муниципального района Рязанской области

 

 

 

 

 

 

«В дружбе с книгой я и моя семья»

сценарий родительского собрания в 1 классе

 

 

 

 

 

                                                                      Учитель начальных классов:

 Кочеткова Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

Содержание.

I. Концепция.

1.Описание проблемы и ее актуальность.

2.Анализ и разнообразие возможных способов решения проблемы.

II. Сценарный план.

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

Сообщение для родителей.

Выступление учащихся. (Приложение 1.)

Алгоритм семейного чтения.

Выступление родителей. (Приложение 2.)

3. Заключение.

Решение родительского собрания.

4. Приложение.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма проведения родительского собрания «Круглый стол».

 

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  2. Выявлять проблемы взаимодействия родителей и детей в развитии интересов к чтению.
  3. Стимулировать самообразование родителей: освоение приемов развития и проверки техники, осознанности чтения.

Подготовительная работа: подготовка презентации, изготовление закладок для книг, анкетирование родителей и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция

                   Проблема чтения книг в современном мире становится всё более актуальной. Исследованием этой проблемы занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.

Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из основных задач начального образования. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Проблема формирования навыка чтения на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. «День без книги – потерянный день», гласит народная мудрость.

Опыт убедил меня в том, что научить детей читать правильно большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением нового литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Ведь каждый ребёнок познаёт окружающий мир, своих сверстников, учителей и родителей по-своему. Сейчас у меня первый класс. В класс приходят дети с разным уровнем жизненного опыта и готовностью к чтению, т.е. читающие и начинающие читать. Читающие дети из той семьи, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. К сожалению, таких детей пока меньшинство. И, тем не менее, я хочу, чтобы мои воспитанники стали умными, любознательными, сообразительными. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе я забочусь о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работаю над грамотным построением мыслей.

Уже на уроках обучения грамоте я стремлюсь показать детям красоту родного языка, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью использую на уроках пословицы и поговорки, загадки и стихи. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.

Воспитать увлеченного читателя трудно, особое значение имеет сотрудничество с семьей. Именно в семье легче следить за тем, сколько, что и как читает ребенок в свободное время, в каникулы. Очень хорошо если в семье практикуется совместное чтение  вслух, имеется домашняя библиотека.

 От того, что и как читают наши дети, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее.     

 

 

 

Ход собрания

I. Вводная часть.

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о семейном чтении. Тема нашего собрания: «В дружбе с книгой я и моя семья». Для реализации темы я поставила следующую цель - это создание условий для осмысления вами важности семейного чтения и формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

 

                                           II.Основная часть.

 

1.Сообщение учителя: «В дружбе с книгой я и моя семья».

 

Началась 3 четверть первого класса. Все дети уже научились читать.  Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил        К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.

Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек детей.  Одни считают, что широкое распространение телевидения и компьютеров вытесняет процесс чтения как таковой, что много информации человек узнает именно из этих источников. Другие считают, что информационный голод невозможно удовлетворить, не читая книг. Кто прав?

Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет,  к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем

информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 – в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.  Так зачем же человек должен читать?

Книга будит эмоции.  Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это  - эмоции. Если нет положительных эмоций, в ход легко могут пойти отрицательные. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читают родители или учитель, рассматривая иллюстрации к книжкам, изображая на рисунках прочитанное, ребенок учится эмоционально-целостному отношению к окружающему миру. Так вот, если ребенок живет в состоянии постоянного «эмоционального голода», то реакции его могут быть не совсем адекватны. Как часто мы удивляемся вандализму наших  детей, подростков. А все от того, что получить удовольствие по-другому они не умеют. «Эмоциональный голод» толкает их на непредсказуемое поведение.

Чтение повышает интеллект. Если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% всей доступной ему информации. Мы выше уже сказали, что современный ребенок, подросток, взрослый человек должен читать каждый день столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Причем скорость чтения и уровень восприятия нужно постоянно повышать.

Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую зоркость. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает много, он обладает большим объемом  информации и лучше ориентируется в предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, что какой бы вопрос у него не возник, ответ он сможет найти в книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают.

Современные дети читают очень мало. Чем старше становится подросток, тем реже он берет книги для досуга.

Итак, мы видим, что проблема детского чтения стоит в настоящее время очень остро.

Накануне этого собрания я провела анкетирование детей и родителей по проблемам чтения. И вот какие результаты получились. (Результаты проецируются на слайде презентации)

 

Анкета для ученика (в классе 18 учащихся).


1. Любишь ли ты читать?

Да – 16

Нет-2
2.Что ты больше любишь?

Читать сам - 10

Слушать чтение взрослых - 8
3. Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?

Хвалят тебя -17

Ругают тебя - 1
4. Читают ли в вашей семье вслух?

Да - 15

Нет - 3
5.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да - 16

Нет - 2

6. Есть ли у тебя дома библиотека?

Да - 11

Нет - 7


Анкета – опросник для родителей.

Любит ли читать Ваш ребенок?

Да – 80%.  Нет – 10%.  Не очень – 10%.

Что чаще всего предпочитает Ваш ребенок: слушать Ваше чтение или читать самому?

Слушать – 50%. Читать самому – 50%.

Принято ли в Вашей семье читать вслух?

Да – 80%. Нет – 20%.

Какую последнюю книгу Вы прочитали все вместе?

Все родители назвали последнюю книгу.

Сможете ли Вы назвать книгу, которую недавно прочитал Ваш ребенок?

         Да – 100%

Обсуждаете ли Вы прочитанное? Да – 100%

Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?

Читаю сама, объясняю, рекомендую, говорю, что это необходимо.

Наказываете ли Вы ребенка чтением?

Нет – 100%

Есть ли в Вашем доме библиотека для детей и взрослых?

         Да – 90%. Нет -10%

        

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения – такова цель проверки техники чтения. Технику чтения в первом классе необходимо проверять более двух раз в год. В первом классе темп чтения в первом полугодии – 25-30 слов в минуту. Во втором полугодии – 35-40 слов в минуту. Ребенок должен читать целыми словами, правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». 

2. Выступление учащихся:

- дети читают стихотворения о книге;

- сценка «Две книжки»

3. Алгоритм семейного чтения. (Алгоритм проецируются на слайде презентации)

Родители знакомятся с алгоритмом семейного чтения, цель которого: прививать интерес к чтению и воспитывать грамотного читателя.

  1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы.
  2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора книги.
  3. Читайте вслух с ребенком 10-15 минут в день.
  4. Если текст большой по объёму читайте его с ребёнком поочерёдно.
  5. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  6. После прочтения спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное.
  7. Попросите рассказать его о главном герое.
  8. Какие слова и выражения запомнились.
  9. Предложите нарисовать картинку или выучить отрывок наизусть.

 

4. Выступление родителей (родители учащихся делятся опытом семейного чтения).

 

3. Заключение.

 

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилие на решение следующих задач:

  1. ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ними прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы;
  2. помогать ребенку вести читательский дневник.

А также родители решили: провести в классе конкурс на лучший читательский дневник и  в конце учебного года подвести итоги, и вручить призы победителям.

Проучившись полгода, первоклассники овладели осознанным правильным чтением по слогам. Они научились отвечать на вопрос предложением, устно рисовать картинку к прочитанному. Лучше у детей получается пересказ по вопросам сюжетного небольшого произведения. Впереди предстоит большая работа по развитию навыка чтения, воспитания любви к книге. И только совместная работа семьи и школы способствует формированию  ребенка – читателя.

Благодарю присутствующих за совместную работу и дарю первоклассникам закладки для книг. Пожелала удачи и успеха в дальнейшем сотрудничестве!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Стихотворения

 

«Как хорошо уметь читать!»

                           (В. Берестов)

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста, прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну, прочитай еще страницу".

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

 

Стихи детей о книгах

        (журнал "Костёр")

Я с детства с книгами дружу,

По строчкам пальчиком вожу,

И целый мир за это

Мне выдает секреты.

Книга — лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Как хорошо уметь читать!

Взять книгу в руки и узнать,

Что в мире было до меня

И для чего родился я.

К каким галактикам слетать,

Что посмотреть, кем быть, кем стать

Мне книга может рассказать,

Ведь только ей дано все знать.

 

1 ученик. Сколько звезд в небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в реке-

Столько книг на земле!

2ученик. Есть с ладошку одна,

Есть большие тома.

Проживают они вместе с нами в домах

 

1ученик. Кто молча учит,

Без языка обо всем говорит?

2ученик. Хоть не шляпа , а с полями,

Не цветок, а с корешками,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

 

(А.Колмаков)

 

 

Все учащиеся по очереди называют пословицы.

 

-Хорошая книга -лучший друг

 

-Кто много читает, тот много знает

 

-С книгой жить- век не тужить

 

-Книга твой друг, без нее , как без рук.

 

-книга поможет в труде, выручит в беде.

 

-Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

 

Сценка «Две книжки» М. Ильина.

Автор -  Однажды встретились две книжки,

               Разговорились меж собой:

 1-ая книга – Ну, как твои делишки?

 Автор -  Одна спросила у другой.

 2-ая книга – Ох, милая, мне стыдно перед классом

                    Хозяин мой обложку вырвал с мясом!

                    Да что обложка… оборвал листы!

                    Из них он делает кораблики, плоты

                    И голубей….

                    Боюсь, листы пойдут на змей,

                    Тогда лететь мне в облака!

                    А у тебя целы бока?

 1-ая книга – Твои мне не знакомы муки,

                    Не помню я такого дня,

                    Чтобы, не вымыв чисто руки

                    Сел ученик читать меня!

                    А посмотри-ка на мои листочки,

                    На них чернильной не увидишь точки.

                    Про кляксы я молчу,

                    О них и говорить-то не прилично…

                    Зато и я его учу

                    Не как-нибудь, а на, отлично,,.

 2-ая книга – Ну мой на тройках едет еле-еле

                    И даже двойку получил на той неделе…

 Автор -  В басне нет загадки.

               Расскажут напрямик

               И книжки, и тетрадки, какой ты ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Выступление родителей.

 

Чтение в семье Савиных.

 

«Будет в доме книга нужной, будем мы семьею дружной».

 

  1. Семейный календарь чтения.

Каждую среду и субботу.

 

  1. Наши книги – друзья детства.

Д. Свист «Гулливер в стране лилипутов».

Э.Т. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

К. Чуковский стихи «Чудо-дерево», «Федотка», сказки «Муха Цокотуха», «Телефон» и другие.

 

Книги – самые мочаливые, но самые верные друзья; они – самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.

Савина Ольга Васильевна

 

 

Семейное чтение в семье Ромашкина Владислава.

 

         Как у нас дома проходит семейное чтение? Для начала мы отключаем все гаджеты. Садимся всей семьей за стол. Находим сказку и распределяем ее по ролям, где главная роль достается ребенку. Таким образом, мы всей семьей читаем это произведение. В нашей семье есть традиция семейного чтения.

 

Ромашкина Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Приложение 3.

 

 

Анкета - опросник для родителей

 

Уважаемые родители! На заданный вопрос выберите один из предложенных вариантов ответа.


1.Любит ли читать Ваш ребенок?

Да,  Нет, Не очень.
2.Что чаще всего предпочитает Ваш ребенок: слушать Ваше чтение или читать самому?

Слушать –               Читать самому –

3.Принято ли в Вашей семье читать вслух?

Да –                  Нет –

4.Какую последнюю книгу Вы прочитали все вместе?

5.Сможете ли Вы назвать книгу, которую недавно прочитал Ваш ребенок?

         Да –                 Нет -

6.Обсуждаете ли Вы прочитанное?

         Да –                 Нет -

7. Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?

8. Наказываете ли Вы ребенка чтением?

Да -                   Нет –

9. Есть ли в Вашем доме библиотека для детей и взрослых?

         Да –                Нет -

 

Анкета - опросник для учащихся

Дорогой друг! На заданный вопрос выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Любишь ли ты читать?

Да –               Нет -

2.Что ты больше любишь?

Читать сам -         

Слушать чтение взрослых -

3. Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?

Хвалят тебя -

Ругают тебя -

4. Читают ли в вашей семье вслух?

Да -                Нет -

5.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да -                Нет –

6. Есть ли у тебя дома библиотека?

Да -                Нет –

 

ФОТООТЧЕТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«В дружбе с книгой я и моя семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_rod_sobr.docx782.38 КБ
Office presentation icon formirovanie_navykov_chteniya.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Чулковская средняя общеобразовательная школа»  

Скопинского муниципального района Рязанской области

МАТЕРИАЛЫ

НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Чулковская средняя общеобразовательная школа»  

Скопинского муниципального района Рязанской области

«В дружбе с книгой я и моя семья»

сценарий родительского собрания в 1 классе

                                                                      Учитель начальных классов:

 Кочеткова Ольга Владимировна

2017-2018 учебный год

Содержание.

I. Концепция.

1.Описание проблемы и ее актуальность.

2.Анализ и разнообразие возможных способов решения проблемы.

II. Сценарный план.

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

Сообщение для родителей.

Выступление учащихся. (Приложение 1.)

Алгоритм семейного чтения.

Выступление родителей. (Приложение 2.)

3. Заключение.

Решение родительского собрания.

4. Приложение.

     

Форма проведения родительского собрания «Круглый стол».

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  2. Выявлять проблемы взаимодействия родителей и детей в развитии интересов к чтению.
  3. Стимулировать самообразование родителей: освоение приемов развития и проверки техники, осознанности чтения.

Подготовительная работа: подготовка презентации, изготовление закладок для книг, анкетирование родителей и учащихся.

Концепция

                  Проблема чтения книг в современном мире становится всё более актуальной. Исследованием этой проблемы занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.

Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из основных задач начального образования. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Проблема формирования навыка чтения на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. «День без книги – потерянный день», гласит народная мудрость.

Опыт убедил меня в том, что научить детей читать правильно большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением нового литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Ведь каждый ребёнок познаёт окружающий мир, своих сверстников, учителей и родителей по-своему. Сейчас у меня первый класс. В класс приходят дети с разным уровнем жизненного опыта и готовностью к чтению, т.е. читающие и начинающие читать. Читающие дети из той семьи, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. К сожалению, таких детей пока меньшинство. И, тем не менее, я хочу, чтобы мои воспитанники стали умными, любознательными, сообразительными. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе я забочусь о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работаю над грамотным построением мыслей.

Уже на уроках обучения грамоте я стремлюсь показать детям красоту родного языка, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью использую на уроках пословицы и поговорки, загадки и стихи. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.

Воспитать увлеченного читателя трудно, особое значение имеет сотрудничество с семьей. Именно в семье легче следить за тем, сколько, что и как читает ребенок в свободное время, в каникулы. Очень хорошо если в семье практикуется совместное чтение  вслух, имеется домашняя библиотека.

 От того, что и как читают наши дети, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее.        

Ход собрания

I. Вводная часть.

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о семейном чтении. Тема нашего собрания: «В дружбе с книгой я и моя семья». Для реализации темы я поставила следующую цель - это создание условий для осмысления вами важности семейного чтения и формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

                II.Основная часть.

1.Сообщение учителя: «В дружбе с книгой я и моя семья».

Началась 3 четверть первого класса. Все дети уже научились читать.  Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил        К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.

Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек детей.  Одни считают, что широкое распространение телевидения и компьютеров вытесняет процесс чтения как таковой, что много информации человек узнает именно из этих источников. Другие считают, что информационный голод невозможно удовлетворить, не читая книг. Кто прав?

Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет,  к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем

информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 – в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.  Так зачем же человек должен читать?

Книга будит эмоции.  Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это  - эмоции. Если нет положительных эмоций, в ход легко могут пойти отрицательные. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читают родители или учитель, рассматривая иллюстрации к книжкам, изображая на рисунках прочитанное, ребенок учится эмоционально-целостному отношению к окружающему миру. Так вот, если ребенок живет в состоянии постоянного «эмоционального голода», то реакции его могут быть не совсем адекватны. Как часто мы удивляемся вандализму наших  детей, подростков. А все от того, что получить удовольствие по-другому они не умеют. «Эмоциональный голод» толкает их на непредсказуемое поведение.

Чтение повышает интеллект. Если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% всей доступной ему информации. Мы выше уже сказали, что современный ребенок, подросток, взрослый человек должен читать каждый день столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Причем скорость чтения и уровень восприятия нужно постоянно повышать.

Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую зоркость. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает много, он обладает большим объемом  информации и лучше ориентируется в предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, что какой бы вопрос у него не возник, ответ он сможет найти в книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают.

Современные дети читают очень мало. Чем старше становится подросток, тем реже он берет книги для досуга.

Итак, мы видим, что проблема детского чтения стоит в настоящее время очень остро.

Накануне этого собрания я провела анкетирование детей и родителей по проблемам чтения. И вот какие результаты получились. (Результаты проецируются на слайде презентации)

Анкета для ученика (в классе 18 учащихся).


1. Любишь ли ты читать?

Да – 16

Нет-2
2.Что ты больше любишь?

Читать сам - 10

Слушать чтение взрослых - 8
3. Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?

Хвалят тебя -17

Ругают тебя - 1
4. Читают ли в вашей семье вслух?

Да - 15

Нет - 3
5.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да - 16

Нет - 2

6. Есть ли у тебя дома библиотека?

Да - 11

Нет - 7


Анкета – опросник для родителей.

Любит ли читать Ваш ребенок?

Да – 80%.  Нет – 10%.  Не очень – 10%.

Что чаще всего предпочитает Ваш ребенок: слушать Ваше чтение или читать самому?

Слушать – 50%. Читать самому – 50%.

Принято ли в Вашей семье читать вслух?

Да – 80%. Нет – 20%.

Какую последнюю книгу Вы прочитали все вместе?

Все родители назвали последнюю книгу.

Сможете ли Вы назвать книгу, которую недавно прочитал Ваш ребенок?

        Да – 100%

Обсуждаете ли Вы прочитанное? Да – 100%

Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?

Читаю сама, объясняю, рекомендую, говорю, что это необходимо.

Наказываете ли Вы ребенка чтением?

Нет – 100%

Есть ли в Вашем доме библиотека для детей и взрослых?

        Да – 90%. Нет -10%

        

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения – такова цель проверки техники чтения. Технику чтения в первом классе необходимо проверять более двух раз в год. В первом классе темп чтения в первом полугодии – 25-30 слов в минуту. Во втором полугодии – 35-40 слов в минуту. Ребенок должен читать целыми словами, правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». 

2. Выступление учащихся:

- дети читают стихотворения о книге;

- сценка «Две книжки»

3. Алгоритм семейного чтения. (Алгоритм проецируются на слайде презентации)

Родители знакомятся с алгоритмом семейного чтения, цель которого: прививать интерес к чтению и воспитывать грамотного читателя.

  1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы.
  2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора книги.
  3. Читайте вслух с ребенком 10-15 минут в день.
  4. Если текст большой по объёму читайте его с ребёнком поочерёдно.
  5. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  6. После прочтения спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное.
  7. Попросите рассказать его о главном герое.
  8. Какие слова и выражения запомнились.
  9. Предложите нарисовать картинку или выучить отрывок наизусть.

4. Выступление родителей (родители учащихся делятся опытом семейного чтения).

3. Заключение.

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилие на решение следующих задач:

  1. ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ними прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы;
  2. помогать ребенку вести читательский дневник.

А также родители решили: провести в классе конкурс на лучший читательский дневник и  в конце учебного года подвести итоги, и вручить призы победителям.

Проучившись полгода, первоклассники овладели осознанным правильным чтением по слогам. Они научились отвечать на вопрос предложением, устно рисовать картинку к прочитанному. Лучше у детей получается пересказ по вопросам сюжетного небольшого произведения. Впереди предстоит большая работа по развитию навыка чтения, воспитания любви к книге. И только совместная работа семьи и школы способствует формированию  ребенка – читателя.

Благодарю присутствующих за совместную работу и дарю первоклассникам закладки для книг. Пожелала удачи и успеха в дальнейшем сотрудничестве!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Стихотворения

«Как хорошо уметь читать!»

                           (В. Берестов)

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста, прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну, прочитай еще страницу".

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Стихи детей о книгах

        (журнал "Костёр")

Я с детства с книгами дружу,

По строчкам пальчиком вожу,

И целый мир за это

Мне выдает секреты.

Книга — лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Как хорошо уметь читать!

Взять книгу в руки и узнать,

Что в мире было до меня

И для чего родился я.

К каким галактикам слетать,

Что посмотреть, кем быть, кем стать

Мне книга может рассказать,

Ведь только ей дано все знать.

1 ученик. Сколько звезд в небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в реке-

Столько книг на земле!

2ученик. Есть с ладошку одна,

Есть большие тома.

Проживают они вместе с нами в домах

1ученик. Кто молча учит,

Без языка обо всем говорит?

2ученик. Хоть не шляпа , а с полями,

Не цветок, а с корешками,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

(А.Колмаков)

Все учащиеся по очереди называют пословицы.

-Хорошая книга -лучший друг

-Кто много читает, тот много знает

-С книгой жить- век не тужить

-Книга твой друг, без нее , как без рук.

-книга поможет в труде, выручит в беде.

-Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Сценка «Две книжки» М. Ильина.

Автор -  Однажды встретились две книжки,

               Разговорились меж собой:

 1-ая книга – Ну, как твои делишки?

 Автор -  Одна спросила у другой.

 2-ая книга – Ох, милая, мне стыдно перед классом

                    Хозяин мой обложку вырвал с мясом!

                    Да что обложка… оборвал листы!

                    Из них он делает кораблики, плоты

                    И голубей….

                    Боюсь, листы пойдут на змей,

                    Тогда лететь мне в облака!

                    А у тебя целы бока?

 1-ая книга – Твои мне не знакомы муки,

                    Не помню я такого дня,

                    Чтобы, не вымыв чисто руки

                    Сел ученик читать меня!

                    А посмотри-ка на мои листочки,

                    На них чернильной не увидишь точки.

                    Про кляксы я молчу,

                    О них и говорить-то не прилично…

                    Зато и я его учу

                    Не как-нибудь, а на, отлично,,.

 2-ая книга – Ну мой на тройках едет еле-еле

                    И даже двойку получил на той неделе…

 Автор -  В басне нет загадки.

               Расскажут напрямик

               И книжки, и тетрадки, какой ты ученик.

Приложение 2.

Выступление родителей.

Чтение в семье Савиных.

«Будет в доме книга нужной, будем мы семьею дружной».

  1. Семейный календарь чтения.

Каждую среду и субботу.

  1. Наши книги – друзья детства.

Д. Свист «Гулливер в стране лилипутов».

Э.Т. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

К. Чуковский стихи «Чудо-дерево», «Федотка», сказки «Муха Цокотуха», «Телефон» и другие.

Книги – самые мочаливые, но самые верные друзья; они – самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.

Савина Ольга Васильевна

Семейное чтение в семье Ромашкина Владислава.

        Как у нас дома проходит семейное чтение? Для начала мы отключаем все гаджеты. Садимся всей семьей за стол. Находим сказку и распределяем ее по ролям, где главная роль достается ребенку. Таким образом, мы всей семьей читаем это произведение. В нашей семье есть традиция семейного чтения.

Ромашкина Ольга Александровна

        Приложение 3.

Анкета - опросник для родителей

Уважаемые родители! На заданный вопрос выберите один из предложенных вариантов ответа.


1.Любит ли читать Ваш ребенок?

Да,  Нет, Не очень.
2.Что чаще всего предпочитает Ваш ребенок: слушать Ваше чтение или читать самому?

Слушать –               Читать самому –

3.Принято ли в Вашей семье читать вслух?

Да –                  Нет –

4.Какую последнюю книгу Вы прочитали все вместе?

5.Сможете ли Вы назвать книгу, которую недавно прочитал Ваш ребенок?

        Да –                 Нет -

6.Обсуждаете ли Вы прочитанное?

        Да –                 Нет -

7. Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?

8. Наказываете ли Вы ребенка чтением?

Да -                   Нет –

9. Есть ли в Вашем доме библиотека для детей и взрослых?

        Да –                Нет -

Анкета - опросник для учащихся

Дорогой друг! На заданный вопрос выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Любишь ли ты читать?

Да –               Нет -

2.Что ты больше любишь?

Читать сам -        

Слушать чтение взрослых -

3. Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?

Хвалят тебя -

Ругают тебя -

4. Читают ли в вашей семье вслух?

Да -                Нет -

5.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да -                Нет –

6. Есть ли у тебя дома библиотека?

Да -                Нет –

ФОТООТЧЕТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«В дружбе с книгой я и моя семья»

G:\DCIM\127CANON\IMG_1041.JPGG:\DCIM\127CANON\IMG_1048.JPG


G:\DCIM\127CANON\IMG_1059.JPGG:\DCIM\127CANON\IMG_1117.JPGG:\DCIM\127CANON\IMG_1062.JPGG:\DCIM\127CANON\IMG_1068.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В дружбе с книгой я и моя семья. Кочеткова О.В.

Слайд 2

Слайд 3

Каждый ребенок идет в школу с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница добрая и красивая, одноклассники хорошие, а учиться он будет на «5».

Слайд 4

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» К.Д.Ушинский

Слайд 5

Слайд 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях "Огонь — наш друг или наш враг? "

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учрежденияхНа методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов "Огонь ...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методическая разработка " Первое родительское собрание. Памятка для родителей.

Методическая разработка: « Родительское собрание в нетрадиционной форме. Первый раз – в первый класс».            Автор : Виноградова Ольга Евген...

Методическая разработка "Первое родительское собрание в 1 классе"

Данная разработка поможет учителям подготовиться к первому родительскому собранию в 1 классе....

Методическая разработка классного родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться»

Цели:Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.Интеграция ...

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.Задачи:    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...