Консультация для родителей "Ребенок и новые информационные технологии"
консультация (3 класс)

Консультация для родителей о пользе и вреде компютера и телевизора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_sayt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок и новые информационные технологии»

21 век – век информационных технологий. Всё больше места в жизни людей стали занимать телевизор и компьютер. Современная цивилизация по сути своей навязала и ребёнку экран в качестве средства развлечения так и обучения. Но влияние телевидения и компьютера на детей резко отличается от влияния на взрослого человека. К примеру, дети младшего школьного возраста не могут чётко определить, где правда, где ложь. Они слепо доверяют тому, что видят по телевидению. Ведь, детьми легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами.

Телевидение давно стало частью жизни детей. Они довольно много времени проводят у телевизора, смотрят передачи все подряд: и для взрослых, и для детей. По мнению многих родителей, как только ребёнок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.

Какие возможности, и какие опасности таит в себе телевидение?

Возможности телевидения очевидны:

- оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из- за занятости;

- помогает понять, что такое хорошо и что такое плохо;

- узнавать о различных явлениях в различных областях знаний;

- развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию;

- наконец, занять свободное время ребёнка.

Но просмотр телевизионных передач таит в себе и определённые опасности. В первую очередь:

1) переутомление, т. к. телевизионная программа – это калейдоскоп звуков и образов, пытаясь уследить за которыми и разобраться в них, ребёнок тратит много сил. При этом эти передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2) Дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся. Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач со стрельбой, убийствами, драками, погонями, часто становятся нервными, возбуждёнными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи.

3) Под воздействием сцен агрессии, жестокости и насилия ребёнок может сам стать жестоким и агрессивным. Но, к сожалению детей, почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль со стороны родителей.

4) У ребёнка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, которая называется телеманиейТелевизор становится ребёнку другом, ведь он может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чём не просит и не обижается - чем не настоящий друг.

По данным разных социологических исследований современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором.

Но общение с телевизором одностороннее, ребёнок не является настоящим собеседником, поэтому как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям, Читая, человек сам может контролировать поток информации - остановить, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

5) коммуникативные способности детей значительно ухудшаются. Они не способны слушать родителей и нормально говорить сами.

6) К сожалению, детей больше привлекают развлекательные, а не развивающие программы, т. к. это яркие, интересные и лёгкие для просмотра программы. А серьёзные программы требуют от ребёнка напряжения мысли, сосредоточенья, способности думать, а это не всегда нравится детям. Нельзя не согласится, что такое «глазение в экран» - пустая трата времени. С детства нужно в детях воспитывать телевизионный вкус.

Нет ничего плохого в том, что наши дети смотрят телевизор. Конечно, можно найти куда более интересное развлечение, но кто сказал, что в жизни всегда нужно делать только самое приятное.

Вполне понятно, что мы беспокоимся, когда наши дети часами прикованы к экрану телевизора и это мешает им заниматься другими нормальными делами.

Рекомендации:

1) Не стоит бросаться из крайности в крайность и устраивать борьбу с телеэкраном, ведь программы могут быть и обучающими, и развивающими творчество и фантазию. Ребёнок может многому научиться. Просто подбирайте телерепертуар, будьте в курсе того, что смотрит ваш ребёнок, как это отражается на его психике. Обсуждайте всё, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение ребёнка. И от такого времяпровождения вам и вашему ребёнку будет польза и радость.

2) Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидений в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребёнок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3) Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите всё подряд, этим вы подадите хороший пример ребёнку. Обсуждайте с детьми просмотренные передачи.

4) Ограничивайте время пребывания ребёнка перед голубым экраном до 1 часа в день.

Нельзя обойти вниманием чуда технического прогресса – компьютера. Ещё недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не предметом первой необходимости.

Рассмотрим положительные и отрицательные моменты работы с компьютером. Существует несколько вредных факторов:

1) Самый главный фактор – это нагрузка на зрение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомлении е может привести к устойчивому снижению остроты зрения, При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10- 20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если у малыша проблема со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

2) Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стеснённая поза. Сидя за компьютером, ребёнок должен смотреть с определённого расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определённое положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стеснённой позы возникает следующие нарушения, как заболевания суставов кистей рук. При работе рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устаёт, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Самый коварный из всех врагов – это затруднённое дыхание. Вынесенные вперёд локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям. И ещё одно нарушение – это остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно - мышечной системы, а иногда искривление позвоночника. Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: это вредная привычка может остаться на всю жизнь.

3) Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить, делая перерывы.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером, в настоящее время появились термины «синдром компьютерного стресса» и «компьютерная зависимость». Симптомы – отмечается нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессивное состояние, проблемы в общении. Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Положительные моменты.

Компьютер помогает выявить и развить способности ребёнка.

Является великолепным способом самообучения.

Развивает самостоятельное мышление.

Усиливает концентрацию внимания.

Учит ребёнка быстро переключаться с одного действия на другое.

Всё дело в чувстве меры.

Рекомендации для родителей:

1) Не стоит бросаться из крайности в крайность и устраивать борьбу с телеэкраном, ведь программы могут быть и обучающими, и развивающими творчество и фантазию. Ребёнок может многому научиться. Просто подбирайте телерепертуар, будьте в курсе того, что смотрит ваш ребёнок, как это отражается на его психике. Обсуждайте всё, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение ребёнка. И от такого времяпровождения вам и вашему ребёнку будет польза и радость.

2) Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидений в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребёнок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3) Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите всё подряд, этим вы подадите хороший пример ребёнку. Обсуждайте с детьми просмотренные передачи.

4) Ограничивайте время пребывания ребёнка перед голубым экраном до 1 часа в день.

Нельзя обойти вниманием чуда технического прогресса – компьютера. Ещё недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не предметом первой необходимости.

Правила борьбы с телеманией.

1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для взрослых и детей на последующую неделю.

2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.

4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка.

5. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

Викторина для родителей «Любимые передачи вашего ребёнка».

Родителям предлагается ответить на вопросы. Предварительно на эти вопросы дети дали свой ответ. Родители отвечают на вопросы. Сверяем с ответами детей и за каждый совпавший ответ они получают 1 балл. Подсчитываем баллы. 1. Любимый мультфильм вашего ребенка? 2. Любимый сказочный персонаж вашего ребенка? 3. Любимая детская передача вашего ребенка? 4. Любимая семейная передача?

Анкета для родителей «Ребенок и телевидение»

1. Что делает Ваш ребенок после прихода домой из школы? (Отметьте три наиболее частых занятия.)

• Играет самостоятельно;

• Смотрит телевизор;

• Гуляет;

• Играет вместе со мной;

• Слушает чтение книг;

• Играет с братьями, сестрами, друзьями;

• Ходит по дому, не в силах себя занять;

• Свой вариант (написать)

2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?

• Каждый день;

• 1-2 раза в неделю;

• Только по выходным дням;

• В исключительных случаях;

• Никогда; свой вариант (написать)

3. Какие передачи он смотрит чаще всего?

4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?

5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?

• Всегда;

• Иногда;

• Очень редко;

• Никогда, нет времени;

• Свой вариант (написать)

7. Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач?

• Да, безусловно;

• Иногда это бывает;

• У меня это не получается;

• Считаю, что этого делать не надо;

• Свой вариант (написать)

8. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка?

9. Как часто работает телевизор в Вашем доме?

• Включен всегда с утра до вечера;

• Чаще всего включен;

• Включается только для просмотра определенных передач  (Свой вариант написать).

Детство это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор и компьютер - это источники информации, и совсем пренебрегать ими не следует, однако нельзя забывать и о том, что они - не средство для полноценного развития ребёнка. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий Алдакева Н. Г.

Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Мультимедийный урок може...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Доклад " Новые информационные технологии ".

Реализация основных задач  в информационной технологии....

Использование новейших информационных технологий на уроках физической культуры

Технические средства обучения избавляют учителя от необходимости многократно повторять физические упражнения, позволяют продемонстрировать образцовое выполнение движений....

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...