« ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА с НОДА»
консультация

Рекомендации родителям дошкольников с НОДА о влиянии пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей с НОДА. Примерные игры и упражнения с мелкими предметами для развития мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

   « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

   Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

   Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

  В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки », « Сорока-белобока », « Коза рогатая ».

  Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.

   Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться.

   В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с

учетом возраста ребенка.

    Дети 5 - 7 лет

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием

дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5).

Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество

составления фигуры, координированность движений отдельных

пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. Упражнения

можно подбирать с учетом тематического единства. Например,

   тема "Грибы".

Этот  пальчик .

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.    

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с

мизинца.

"За грибами"

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.

(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Игра

Выложить горохом или фасолью  по нарисованному контуру.

"Корзинка"

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести,

локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между

пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?

Помогите, пальчики!

Вы по контуру бегите,

Узнать картинку помогите. Груздь.

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу

"Чудесный мешочек"

Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является

пальчиковый театр.

    Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при

помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют

участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться

в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-

6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

     Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с

самого раннего возраста.

Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так

как это упражнение:

• стимулирует развитие мелкой моторики;

• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

• помогает развивать пространственное восприятие (понятия:

справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

• развивает воображение, память, мышление и внимание;

• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

• формирует творческие способности и артистические умения;

• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка

любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес

к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

   В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат,

треугольник), которые затем усложняются.

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.

Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет

(сколько треугольников, квадратиков).

• Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.

• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

"Забавные картинки"

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

"Разноцветные прищепки"

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к

тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,)."Трафареты"

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

"Застегни пуговку"

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы

застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка,

- рисование,

- конструирование,

- аппликация,

- собирание пазлов,

- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более

четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Литература

Е.С Анищенкова.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/12/07/vliyanie-palchikovoy-gimnastiki-na-umstvennoe

https://infourok.ru/vliyanie-palchikovoy-gimnastiki-na-umstvennoe-razvitie-rebenka-podborka-palchikovih-igr-775976.html

…………………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка. Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики ...

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук...

Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка

Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенкаДидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффектив...