Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.
статья

Шматова Елена Михайловна

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга, исчезает красота и образность русского языка. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Художественная литература – это сегодня один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка , дать им возможность понять друг друга. Сказка, рассказ, стихотворение – прекрасный речевой материал, на основе которого у ребёнка формируется его мировоззрение, обогащаются его чувства и речь, открываются  такие духовные ценности, как любовь и милосердие, добро и красота, храбрость и благородство, а также закладывается фундамент познавательной активности.

Образы , представленные в детских книгах, играют огромную роль в становлении личности и характера ребёнка. Дети копируют поступки положительных героев и проецируют их в своей жизни.

Для ребёнка жизнь книжных героев   реальна.  Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская  книга предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к книге, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Детская  художественная  литература способствует развитию познавательных интересов ребёнка, расширение его  кругозора. А также влияет на развитие психических процессов.

  1. С помощью   художественной литературы можно развивать память, используя несколько приемов. Это разучивание стихотворений, пересказу прочитанного произведения и театрализации (т.к. во время театрализованной деятельности ребенку надо запомнить роль своего персонажа).
  2. Художественная литература развивает  слуховое и зрительное  внимание.
  3. Объем и содержание художественного произведения зависит от возраста. В раннем возрасте у детей краткосрочная память, поэтому произведения коротенькие, но с возрастом внимание ребенка увеличивается, а значит и произведения становятся более длинные.
  4. Логическое мышление развивается  у детей с помощью отгадывания загадок, создания проблемной ситуации.

Например: как можно помочь Красной Шапочке? И дети высказывают свое мнение.

  1. Воображение ребенка можно развивать, предлагая ему придумать начало или конец сказки. Например: что было бы, если лиса не съела колобка? Куда бы он покатился? С кем встретился?

Детям очень нравится это занятие, и, часто придумывая продолжение сказки, сюжет перетекает в современность (например: из леса колобок попадает из леса в гипермаркет).

  1. Развитие речи детей в большей степени идет через чтение художественной литературы. В процессе чтения словарный запас ребенка пополняется существительными, прилагательными, глаголами и наречиями, которые они впоследствии используют в самостоятельной речи. А также формируется слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.

Во время рассказывания стихов, потешек, дразнилок, считалок вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность.

Отвечая на вопросы, ребенок учится согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять существительные с предлогами.

Связная речь формируется после прочтения произведения, во время обсуждения прочитанного, пересказа, ответов на вопросы.

Итак, мы видим, что художественная литература влияет на общее развитие детей дошкольного возраста.

В нашей  группе  коррекционной направленности мы ведём большую работу по ознакомлению детей с художественной литературой. В  рамках акции «Юный любитель книг», прошли интересные занятия. Вместе с детьми  и родителями мы знакомились с новыми книгами, читали, рассматривали. На занятиях мы сочиняли сказки и рассказы. В этом нам помогали опорные картинки. Родителям было рекомендовано посетить вместе с детьми  библиотеку, взять на дом понравившуюся книгу. Дети с удовольствием делились впечатлениями. Родителям было предложено заполнить вместе с детьми «Читательский листок», в группе оформлена выставка рисунков  «По страницам любимых книг». Вместе с детьми мы организовали  «Книжкину больничку», где дети ремонтировали книжки из ясельных групп. Затем мы отнесли отремонтированные книги малышам. По итогам акции мы собрали портфолио «Любимые книги». Мы ходили на экскурсию в библиотеку. Дети узнали много  нового  и увидели много интересного. Познакомились с новыми книгами , увидели обитателей живого уголка, играли в игры, познакомились с профессией библиотекарь.

Вовремя  прочитанная книжка, рассказанная сказка, стихотворение   - для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

Таким образом, мы видим, что художественная литература  - это огромный многообразный, разноцветный  мир, который  должен  остаться в жизни ребёнка навсегда. Мир книги делает наш мир богаче.

Литература

1.  Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006.

2.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. –

3.   Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

4.   Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007.

5.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравст...

Методическая разработка "Влияние плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста"

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического...

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются виды компьютерных игр и анализируется их влияние на детей дошкольного возраста, уточняется воспитывающее и развивающее значение игр. Даются рекомендации родителям по выбору ко...

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка младшего школьного возраста

Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово в...

Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»

Робототехника и конструктор побуждают работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии дошкольника. Ребенок не заме...