Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
учебно-методический материал

Михеева Лилия Ивановна

  «В отметках мало педагогики и больше власти, получается так, что мы, учителя, полностью забираем власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми…» - Ш. Амонашвили  

Материал для родителей и учителей по теме "Контрольно-оценочная деятельность"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Выполнила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №12» г. Сыктывкар Михеева Лилия Ивановна

Слайд 2

« В отметках мало педагогики и больше власти, получается так, что мы, учителя, полностью забираем власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми…» Ш. Амонашвили

Слайд 3

Оценка – словесная характеристика результатов действия(можно за любое действие ученика) Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Слайд 4

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций социальная образовательная воспитательная эмоциональная информационная управленческая

Слайд 5

Требования к оцениванию: учитывание психологических особенностей ребёнка объективность оценивания

Слайд 6

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Волшебные линеечки Знаковая символика Оценочная лесенка Словесная оценка

Слайд 7

« Волшебные линеечки» К – красиво П – правильно И – интересно Т – трудно С – старался Х – хочу научиться этому Д – дружно работали Г – группой работать лучше В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям А П Д

Слайд 8

ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА + все понятно, +- есть затруднения, - не справлюсь ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА РАБОТАЛИ ХОРОШО И ДРУЖНО! ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАСТЬ РАБОТЫ! РАБОТА НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ!

Слайд 9

КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1 класс. Учебные навыки Даты 15.09. 5.09. 10.10. 20.10. 1.11. Размер букв Наклон Форма Пространство Соединения Знание строчных письменных букв Знание заглавных письменных букв Списывание с письменного текста Списывание с печатного текста Письмо на слух Аккуратность в письменной работе Проверочные работы Знание правил письма Умение оценивать свою работу Индивидуальная работа ИТОГИ обучения: КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ☼ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ☼ МОЛОДЕЦ! ☼ ХОРОШО! ☼ ПОСТАРАЙСЯ!

Слайд 10

Таблица готовности к уроку дата предмет готовность математика русский язык литература окруж. мир музыка рисование труд информатика ☼ красный цвет - хочу и могу знать, мне интересно знать, делать, решать, учиться; ☼ зеленый цвет - я готов работать; ☼ синий цвет - я себя неуверенно чувствую, мне не все удается, мне иногда нужна помощь; ☼ желтый цвет - я себя плохо чувствую, не понимаю задания, мне нужна помощь.

Слайд 11

Лист индивидуальных достижений обучающегося – таблица, которая вкладывается в дневник и заполняется учеником в течение недели.

Слайд 12

Таблица 1.

Слайд 13

Условные обозначения Красный кружок означает « Очень хорошо работал»; Зелёный – «Работал не в полную силу»; Синий – « Я не доволен своей работой. Могу лучше».

Слайд 14

Оформление «лестниц роста» При безотметочном обучении используются «лестницы роста», индивидуальные таблицы прохождения учебного материала. «Лестница техники чтения» «Лестница освоения правил правописания» «Лестница роста математических знаний».

Слайд 17

Листы отслеживания выученных наизусть произведений. Заполнение «листов отслеживания выученных наизусть произведений» - своеобразный индивидуальный план обучения, «индивидуальное табло» учёта достижений ребёнка. Такие списки имеют большое значение, в них обозначены все произведения для заучивания в течение учебного года, что даёт возможность формировать у ребёнка умение распределять своё время, воспитывать у него ответственность перед родителями, одноклассниками и учителем.

Слайд 19

Составление списка книг для дополнительного чтения. Действительным способом повышения учебной активности обучающихся является ознакомление детей и их родителей со списками дополнительного учебного материала. Списки книг для дополнительного чтения, вывешенные на стенде в классе, помогают родителям младших школьников подобрать произведения для домашнего чтения, облегчают их работу по поиску дополнительных книг и отслеживанию круга чтения ребёнка.

Слайд 20

Таблица 3. « Книги, которые я читаю.»

Слайд 21

Рефлексивные таблицы освоения обучающимися учебного материала По каждой изучаемой теме ученик заполняет рефлексивную таблицу: проставляет в графах «+», если задание или действие выполнено, если он считает, что изучил данную тему; «-» - если ребёнок считает, что тема не изучена, что он не выполнил необходимых действий, не справился с заданием.

Слайд 22

Таблица 4. По каждой теме ребёнку предоставляется право заполнить три строки, что даёт возможность ученику, который не усвоил тему, определение или правило с первого раза, имеют возможность его повторить, выполнить дополнительные упражнения.

Слайд 23

Алгоритм самооценки в 1 классе: Какое было задание? (вспоминаем цель) Удалось ли выполнить задание? (сравниваем результат с целью) Задание выполнено верно или не совсем? ( находим ошибки) Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? ( оценивание)

Слайд 24

Метод неоконченных предложений На уроке я узнал о …. Я могу рассказать (объяснить) о …. Мне было трудно … У меня получилось …, потому что… Мне ещё надо поучиться…

Слайд 25

Правила оценочной безопасности Не скупимся на похвалу. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче. Не высмеиваем, а шутим по доброму. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение. Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ. Умеем сами, научим другого.

Слайд 26

Учимся не ради отметки, а чтобы знать и уметь.

Слайд 27

Используемая литература: ресурсы интернет Ульянова И. А. «Формирование контрольно-оценочных действий обучающихся в первом классе в рамках новых ФГОС» г. Сыктывкар ( методические рекомендации)

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

“В отметках мало педагогики и
больше власти, получается так, что мы, учителя,
полностью забираем власть в свои руки, 
чтобы нам было легче управлять детьми …”

Ш. Амонашвили  (слайд 2)

Главная задача учителя – научить учеников   самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Формирование оценочной самостоятельности   начинается   с первых дней пребывания   ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. А мы с вами посмотрим, чем оценка отличается от отметки (слайд 3) Контроль и оценка в начальной школе выполняют несколько функций (слайд 4) Каковы же требования к оцениванию (слайд 5) Обучаясь в первом классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом (слайд 6)

       В течение года  я отрабатывала у детей умение оценивать результат своей деятельности с помощью разных оценочных средств: «линеечек», цветовых обозначений, «смайликов», лесенок и т. д. На начальном этапе обучения оцениванию использовала «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы (слайд 7).

Чтобы учащиеся могли легко справляться с таким способом оценки своих достижений, была проведена подготовительная работа

           Перед выполнением любого задания на уроке дети рисовали столько линеек – шкал, сколько качеств работы будет оцениваться, и подписывали под ними первые буквы оцениваемого качества. Например, при оценке поделки на уроке технологии с учениками обговаривалось, что можно оценить в работе. Были выделены критерии «Аккуратность», «Самостоятельность выполнения», «соответствие Замыслу». С ребятами обговаривалось, конкретизировалось, что значит «аккуратность», «самостоятельность», «соответствие замыслу». Под линеечками подписывались буквы «А», «С», «З» и обсуждалось, в каком случае крестик можно будет поставить на самый верх – работа выполнена идеально с точки зрения данного критерия или почему крестик может быть помещен ниже, в самый низ. Или, например, при подготовке к написанию букв или элементов на уроке письма с учениками обсуждалось, что будем оценивать в работе. В ходе беседы вырабатывались следующие критерии:

1) соответствие образцу,

2) наклон,

3) высота.

           Чертились линеечки и подписывались «О», «Н», «В». В соответствии с предъявленными к работе критериями после ее выполнения осуществлялась оценка по линеечкам и т. д.

          Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Далее наряду с «линеечками» вводятся и другие средства оценивания и самооценивания (слайд 8) . На первых порах использовала «смайлики» и цветовые обозначения, предложенные авторами образовательной программы «Школа 2100» для оценки впечатления о своей деятельности на уроке. Для этого в конце каждого урока учащиеся открывали дневник, и, после рефлексии деятельности на уроке, каждому предлагалось обозначить либо цветом, либо «смайликом» доволен он собой на уроке, почему у него такое впечатление о своей работе, а затем поделиться с классом своей оценкой, прокомментировав ее. Предметом оценивания могут быть как учебные действия и их результаты, так и способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

           Существует несколько видов контроля, каждый из которых играет важную роль при обучении. Чтоб оценить результат своей деятельности – надо проверить, сравнить его с образцом - это контроль по результату. Контроль по результату, такой вид контроля, который проводиться после осуществления действия путем сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Для осознания учениками важности действий контроля и обучения этому виду деятельности используется занятие «Как проверить свою работу» из надпредметного курса «Мир деятельности». Данное занятие  целесообразно провести в первый месяц обучения ребенка в школе (по планированию оно идет в последней четверти учебного года), поскольку важно с первых дней научить ребенка сверять ход своей работы и ее результат с правильным для объективной оценки собственной деятельности.  В ходе занятия дети учились осознанно по плану контролировать себя, фиксируя успешность выполнения задания знаком «+», а неправильно выполненное задание с помощью «?».

Знак «+» служит сигналом к тому, что «материал мною усвоен», а «?» говорит о том, что задание выполнено неправильно «мне надо потренироваться».

После того, как учащиеся поняли, как проверять работу, мы на уроках отрабатывали данное умение, используя учебный материал. Такой контроль по результату позволяет ребенку зрительно зафиксировать результат, осознать, что он усвоил, а что нет и целенаправленно провести коррекционную работу. Но проблема в том, что чтобы осуществить коррекцию деятельность, надо четко понимать: «Почему не получилось?». Проблема заключается в процессе выполнения ребенком задания. А значит, надо проверить ход своих рассуждений.

При выполнении фонетического разбора слова на уроках обучения грамоте вместе мы составили такой план работы:

1) выделить гласные звуки красным карандашом, сразу станет понятно, сколько в слове слогов, значит, следующий шаг-

2) разделить слово на слоги, теперь можно ставить ударение-

3) поставить ударение,

4) опираясь на роль гласных в русском языке легко можно определить твердый или мягкий согласный, выделить синим или зеленым карандашом соответственно.

План фиксируется на доске с помощью условных обозначений.

А в виде таблицы он вклеивается в тетрадь учащихся и они, теперь уже последовательно выполняя каждый из шагов и осуществляя контроль над своей деятельностью, фиксируют ее результат «+» или «?» во второй графе этой таблицы.  (показать)

При такой организации работы дети наглядно видят какой вид работы вызывает затруднение, а какой получается, делают выводы о том, с чем может быть связана ошибка и как ее избежать.

Слайд 9 Карта успехов по обучению грамоте

Слайд 10 Таблица готовности к уроку

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

  • Лесенка. Ученики  на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
  • Светофор. Оценивание   выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается   с помощью следующих документов:

Лист индивидуальных достижений (слайд 11, 12,13)

Листы учебных достижений.   Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов.   При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.  Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету. (показать)

Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта- показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям (показать)

Оформление лестниц роста (слайд 15, 16)

 Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

Слайд 17 ,18Листы отслеживания выученных наизусть произведений

Слайд 19,20  Составление списка книг для дополнительного чтения

Слайд 21,22 Рефлексивные таблицы освоения обучающимися учебного материала

Слайд 23 Алгоритм самооценки в 1 классе

Слайд 24 Метод неоконченных предложений

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.

(Слайд 23)

  • не скупиться на похвалу
  • хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении»   лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
  • «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем.
  • ставить перед ребёнком только конкретные цели. «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл…
  • формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  • учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Выводы:

- Происходит реальное развитие оценочных умений

- Снижается уровень общей и учебной тревожности

- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в   сравнении с самим собой

Проблемы:

- Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся

- Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению

- Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе...

Здоровьесберегающие приёмы на уроках в начальной школе

Опыт многолнтней практики с испольхованием здоровьесберегающих приёмов на уроках в начальной школе...

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...