5 ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У РЕБЁНКА
консультация

Колосовская Юлия Владимировна
[по материалам сайта mel.fm] Редкий родитель понимает, в чём состоит критическое мышление, редкий учитель умеет его развивать и редкий гражданин пользуется им в повседневной жизни. Критическое мышление помогает распознать логические ловушки и не стать жертвой манипуляций СМИ, политиков или общественных движений. Ребёнку оно поможет уберечься от не обдуманных поступков — взять чужое, закурить под давлением сверстников, травить слабого вместе со всеми. Любое мышление — творческое, логическое, критическое, системное — развивается в определённых условиях. Подобно мышце его можно прокачать, если решать соответствующие задачи. Например, креативность тренируется, когда мы придумываем оригинальные решения: оформляем обложку семейного фотоальбома или экономично устраиваем летний водопровод на даче. Критическое мышление развивается, когда мы выясняем, правда ли все левши — гении и почему лидер класса всех настраивает против новенького мальчика. Поскольку ни в обществе, ни в школе вы не найдёте образцов критического мышления, придётся взять эту задачу на себя. Даже если вы сами не владеете этими навыками, следующие приёмы помогут сформировать их у ребёнка. 1. Рефлексируйте: «Как ты думаешь, почему…?» Обсуждайте с ребёнком логику его действий. В самых скверных ситуациях направьте энергию разочарования или гнева в полезное русло. Допустим, на полу ванной вы нашли полотенце с пятнами зелёной гуаши. Поблагодарите ребёнка, что убрал за собой и спокойно выясните, почему он вытер краску с пола именно полотенцем. Помогите ему понять, в чём ошибка и как она возникла. Например, ребёнок боялся, что вы рассердитесь из-за беспорядка, страшно суетился и схватил, что первое попалось под руку, хотя прекрасно знает, где лежат тряпки. Если во время прогулки в парке ребёнок отдал воздушный шарик незнакомому малышу, скажите, что гордитесь его щедростью. Затем попытайтесь вместе разобраться, какие чувства или события побудили его поделиться. Обсудите, когда люди охотно проявляют щедрость, и предположите, что движет жадинами. Объясняйте ребёнку, почему у вас такой хмурый и озабоченный вид, хотя дома всё чудесно. Вы не выспались, и мозг плохо контролирует эмоции, у вас заболел зуб, а вы не успели записаться к врачу, вам скоро придётся уехать в командировку с коллегой, которого вы недолюбливаете. Так ребёнок научится понимать, что реакции людей не всегда связаны с его поступками, что корни чужих эмоций бывают скрыты очень глубоко. 2. Делайте паузы между вопросом и ответом Подавите стремление немедленно дать ребёнку ответ на вопрос или добиться ответа от него. Маленькому сыну математика Александра Звонкина потребовалось несколько месяцев, чтобы понять, чего в мире больше — квадратов или четырёхугольников. Мудрый отец не торопил с ответом, ведь самостоятельные выводы ценнее готовых решений. Задавайте ребёнку вопросы обо всём, что вас окружает. — Как ты думаешь, что появилось раньше: диван или телевизор? — Почему в супермаркете возле кассы так много сладостей на нижних полках? — Что сделать, чтобы люди не совершали плохих поступков? 3. Делитесь проблемами Если ваши дети шумят или дерутся несмотря на просьбы поиграть дружно, делегируйте им свою проблему. Расскажите, что у одной мамы было двое сыновей, которые никак не могли договориться и грубили друг другу. Мама просила их ласково, объясняла, предлагала разные занятия — всё без толку. Спросите, что бы дети сделали на месте этой мамы? Нельзя перекладывать на плечи детей свои эмоциональные или финансовые проблемы, но кое-чем вы можете поделиться. Например, вы давно приглашены на день рождения подруги, но в последний момент поняли, что неделя выдалась тяжёлая и у вас совсем нет сил, а в выходные тоже полно забот. Как поступить: пойти наперекор своим чувствам, чтобы порадовать подругу или извиниться и остаться дома? Какие решения предложит ребёнок, как обоснует свой ответ? 4. Рассматривайте разные точки зрения Если ребёнок жалуется на несправедливое отношение учителя или конфликт с подругой, предложите «выслушать» другую сторону. Пусть ребёнок пофантазирует, как бы о ситуации рассказала учительница или подруга. В телерекламе советуют пить йогурты каждый день, а бабушка твердит, что там одна химия. Как узнать, полезны эти йогурты или нет? Что поможет разобраться в вопросе и как отличить правду от вымысла? 5. Сохраняйте холодную голову при горячем сердце Каждый ребёнок порой говорит или делает что-то плохое сгоряча. Если он поддался на провокацию — его раздразнили обидчики или взяли на «слабо» — самое время обсудить, как эмоции влияют на мышление. Никто в здравом уме не стал бы выкидывать вещи одноклассника в окно или красть игрушку у соседки по парте. Помогите ребёнку увидеть, в какую ловушку он попался и расскажите, как в следующий раз быстро распознать манипуляцию. Чтобы сформировать основы критического мышления у ребёнка не нужны учебники или дорогостоящие курсы. Размышляйте вместе каждый день — и шаг за шагом вы вместе научитесь рассуждать здраво и принимать взвешенные решения. (источник https://mel.fm/blog/foksford-foksford..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Картотека приёмов технологии развития критического мышления.

В презентации представлены приёмы ТРКМ. Показаны приёмы стадии вызова, осмысления и рефлексии....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...