Управление конфликтом
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Горичева Алина Николаевна

Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_konfliktom.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами

В младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) активно формируются личностные качества ребенка. Для этого возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новую деятельность – учение, которое предъявляет ряд серьезный и качественно новых требований к ученику. Колоссальную роль для детей младшего школьного возраста имеет общение со сверстниками. Дети чаще, чем при взаимодействии со взрослым соглашаются с ровесниками, одобряют их, и значительно чаще вступают с ним в конфликтные отношения.
Младшие школьники очень обладают высоким уровнем эмоциональности. Все эмоциональные состояния ребенка носят преходящий характер. Но типичные психические состояния встречаются довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Каждое из эмоциональных состояний, переживаемых ребенком, оказывает влияние на возникновение и динамику возникающих конфликтов. Эмоциональные переживания в младшем школьном возрасте имеют особо яркую выраженность и могут оказаться травмирующими, к ним относятся: эмоционально-стрессовое напряжение, депрессия, фрустрация, кризисы и тревога.
Психологические качества младших школьников отличаются некоторыми особенностями. Прежде всего, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения, что может приводить к различного рода конфликтным ситуациям. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли. Эти психологические особенности младших школьников могут быть почвой для конфликтов.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Психологи выделяют пять наиболее признанных стратегий поведения младших школьников в конфликте.
Соперничество. В этом случае ребенок настаивает на своем, пытается достичь того, чего он желает, во что бы то ни стало. Он не дорожит сохранением отношений с одноклассником, не считается с его потребностями и интересами, идет на открытое противоборство.
Компромисс. При данной стратегии школьники, которые конфликтуют, идут на взаимные уступки. Оба ребенка не достигнут в полной мере своих интересов и потребностей, но и не останутся в проигрыше. Это высокопродуктивная стратегия.
Уход. В этой стратегии, один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, они жертвуют как своими интересами, так и интересами партнера, а еще своими взаимоотношениями. При несущественных трениях эта стратегия приемлема, но малопродуктивна.
Уступка. Один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего – в этом суть данной стратегии. Благодаря этому второй достигает нужного ему результата, а первый адаптируется к сложившемуся положению. Эта стратегия одна из самых не продуктивных. Бывает и по- другому: ребенок специально, ради дружбы или иных высших интересов, отказывается от своих потребностей и желаний, проявляя благородную жертвенность.
Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, нацеленные на возможно полную удовлетворенность интересов конфликтующих сторон, при этом взаимоуважение сохраняется. Если участники конфликта стремятся свести к минимуму проигрыш, то это стратегия компромисса, а вот если они пытаются добиться максимального взаимного выигрыша – это сотрудничество. Стратегия сотрудничества – самая продуктивная.
Для профилактики деструктивных конфликтов данного возрастного этапа важно поощрять успехи ребенка, а неудачи обсуждать наедине. Необходимо положительно относиться ко всем детям, в том числе и к имеющим трудности в поведении и обучении, а также к детям с низкой мотивацией обучения. Для развития личности на данном этапе очень важна положительная оценка деятельности ребенка, активизирующая оценочную деятельность самих учащихся и повышающая функции самоконтроля и самооценки. Если ребенок неуспешен, следует внушать ему, что успех обязательно придет, необходимо формировать у ребенка способность воспринимать свое незнание как повод для дальнейшего развития. Главное быть едиными и последовательными в своих действиях, заботиться о разумности и единстве требований семьи и школы.
Формы, средства и методы профилактики конфликтного поведения у младших школьников.
На профилактику межличностных конфликтов младших школьников зачастую большое влияние оказывает и личность самого педагога, и это воздействие многообразно. Манера взаимоотношения учителя и воспитателя с младшими школьниками является примером воссоздания подобных взаимодействий и среди учеников. Стиль взаимодействий, педагогическая тактика воспитателя оказывает явное влияние на формирование межличностных отношений младших школьников со сверстниками, а также со взрослыми.
Можно выделить два направления профилактики межличностных конфликтов в начальных классах: работа с детьми младшего школьного возраста и работа с родителями младших школьников.
К работе с воспитанниками можно отнести следующее:
- Вовлечение в деятельность. У младших школьников в группе продленного дня присутствует как учебная, так и игровая деятельность. Конфликты возникают чаще во время последней. Главный прием профилактики при этом – донесение до детей четких и ясных правил при различных играх и контроль за их соблюдением (вначале со стороны воспитателя, затем – самими участниками игры)
- Анализ ситуации, который позволяет выявить причины (часто повторяющиеся), приводящие к конфликтам, чтобы в дальнейшем избежать их. При особо серьезном конфликте виновную (по мнению воспитателя) сторону можно попросить «написать объяснительную». Во время формулирования мыслей на письме в эмоционально спокойном состоянии ребенок сам сможет лучше разобраться в причинах конфликта и вместе со взрослым найти способ его решения.
- Метод вмешательства третьего авторитетного лица. Конфликтующие стороны, как правило, не слышат друг друга. Упрямство и недовольство может мешать им для определения путей разрешения ситуации, и зачастую это приводит к тупику. Для оказания воздействия на ситуацию и существует некое третье авторитетное лицо, к которому могут прислушаться обе стороны конфликта.
- Стимулирование – представляет собой совокупность приемов, которые побуждают учеников к осуществлению определенный действий. Многие дети, особенно гиперактивные, с трудом могут передвигаться по школе в составе всего класса или группы (например, до столовой и обратно), создают травмоопасную ситуацию. В этом случае можно использовать элементы ролевой игры: вся группа, выстроившись парами превращается в «молчаливых рыб» или «космонавтов в открытом космосе»; во избежание мелких конфликтов особо энергичным ребятам можно предложить индивидуальные роли: «мой помощник в столовой», «навигатор» (при перемещении из класса куда-либо показывает путь), «самый сильный» (помогает в конце дня поднять стулья).
- Консультирование – профессиональная помощь специалиста в разрешении возникших проблем.
Очень важное направление профилактики межличностных конфликтов – работа с родителями детей младшего школьного возраста. Данная работа может включать в себя следующее:
1.Повышение педагогической культуры родителей, которая позволит поддержать и развить сотрудничество между детьми младшего школьного возраста с учетом их особенностей возраста и эмоциональных состояний.
Родителям всегда следует помнить об индивидуальности детей, стараться понять требования ребенка, и, если возникают противоречия, воспринимать их как факторы нормального развития. Следует дать ребенку возможность прочувствовать негативные последствия его действий или бездействий. Нужно расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений, ограниченно применять наказания по отношению к ребенку, но при этом надо всегда соблюдать их справедливость.
Можно предложить родителям «шпаргалку» для профилактики и решения конфликтных ситуаций:
Принимать безапелляционно сторону одного из конфликтующих нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.
Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.
Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки».
Играйте с ребёнком в разные игры.
Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.
Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки — другое.
Не злоупотребляйте наказаниями! Ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.
Не помешает и беседа с ребенком. Мирный путь всегда лучше.
Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.
2. Укрепление взаимодействия образовательной организации с родителями при профилактике межличностных конфликтов среди детей младшего школьного возраста.
Таким образом, профилактика межличностных конфликтов – создание комплекса мероприятий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению межличностных конфликтов, а также устранение основных причин и условий, способствующих дальнейшему появлению или развитию межличностных конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов младших школьников важна: она затрачивает меньше сил, времени, средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся....

Управление конфликтом

Что такое конфликт? Как правильно выходить из конфликтных ситуаций....

Медиация, как способ управления конфликтами в школьной среде.

В статье расммотены причины конфликтов в школьной среде, а также подробно рассмотрено понятие "Медиация"...

Родительское собрание «Простить нельзя наказать. Где поставим запятую? Управление конфликтами в семье»

Методическая разработка посвящена проблеме применения наказания детям. Рассчитана на родителей обучающихся начальных классов. Представленная информация поможет  родителям выявить причины во...

Родительское собрание на тему: «Простить нельзя наказать. Где поставим запятую? Управление конфликтами в семье»

Данный сценарий родительского собрания можно использовать для проведения  в начальной школе....

Предупреждение и управление педагогическими конфликтами

laquo;Предупреждение и управление педагогическими конфликтами».  Конфликтная ситуация (конфликтующие стороны; группы поддержки; объект или предмет конфликта; инцидент; условия его пр...