Значение игры для слепого ребенка
консультация

Людмила Юрьевна Симонова

Консультация для родителей о значении игры для ребенка с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Значение игры для слепого ребенка. Приемы обучения игры в семье»

Учитель начальных классов Симонова Л.Ю.

 Игры ─ основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания. Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

 Родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки.

Давая слепому ребенку игрушку, следует объяснить ему, какая это игрушка; нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. При ощупывании игрушек и предметов ребенок рассказывает, какие части имеет данный предмет; нужно стараться, чтобы ребенок ощупал так все игрушки и окружающие его предметы. Игрушки даются ребенку по одной. При знакомстве слепого ребенка с игрушками и со всеми окружающими его предметами надо всегда помнить, что зрячий ребенок рассматривает предметы глазами, а слепой ─ руками. При достаточном числе игрушек, уже хорошо знакомых слепому ребенку, необходимо проводить с ним разные игры.

1. Катание на трехколесном велосипеде стимулирует развитие крупной мускулатуры и остаточного зрения.
2. Маленькую тележку можно тянуть, толкать, кататься на ней, класть в нее какие-либо предметы. Стимулирует развитие крупной мускулатуры и координации глаз — рука.
3. По горке можно карабкаться и скатываться, ощущая свободу движения и одновременно учась ориентироваться в пространстве.
4. На лестнице или шведской стенке можно лазить, висеть на руках или ногах, подтягиваться. При этом развиваются почти все крупные мышцы тела. Тренирует вестибулярный аппарат и координацию движений.
5. Для ребенка, который еще не умеет ходить, прыжки на батуте (при поддержке родителей) — хороший способ научиться пользоваться ногами и перераспределять вес.
6. Научите ребенка самостоятельно забираться на лошадь- качалку и слезать с нее. Движения качалки помогут ребенку научиться удерживать правильное положение тела и головы - балансировать.
7. Ребенок может лечь животом на скейтборд и, помогая себе руками, заставить его двигаться. Упражнение развивает мускулатуру туловища, ног и, если речь идет о маленьком ребенке, помогает ему учиться ползать.
8. Игрушки, которые нужно тянуть за собой, побуждают ребенка к движению и способствуют развитию координации глаз — рука.
9. Игрушки, которые нужно толкать, хороши, когда ребенок учиться ходить.

Слепому ребенку необходимо иногда помогать в играх, влиять не только на выбор темы, но и на развитие сюжета игры, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к явлениям окружающей жизни, уточнялись его представления об этих явлениях. Надо в играх воспитывать инициативу, воображение ребенка, приучать выбирать себе роли в игре и исполнять их. Родители содействуют развитию интереса к тем играм, в которых изображается дружная жизнь семьи, взаимопомощь в работе, забота друг о друге.

Общие требования к организации игры:

  • игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
  • при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и др.);
  • для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;
  • если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;
  • заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки,
  • установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной.
  • ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
  • необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки.

Литература

  1.  Л. И. Солнцева, В. З. Денискина “Психология воспитания детей с нарушением зрения”, 2004 г.
  2. И. Ю. Кулагина “Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет”, 1996 г.
  3. Л. Б. Самбикин “Игры для слепых детей”, 1961 г.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Значение игры для слепого ребенка. Приемы обучения игры в семье»

Учитель начальных классов Симонова Л.Ю.

 Игры ─ основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания. Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

 Родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки.

Давая слепому ребенку игрушку, следует объяснить ему, какая это игрушка; нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. При ощупывании игрушек и предметов ребенок рассказывает, какие части имеет данный предмет; нужно стараться, чтобы ребенок ощупал так все игрушки и окружающие его предметы. Игрушки даются ребенку по одной. При знакомстве слепого ребенка с игрушками и со всеми окружающими его предметами надо всегда помнить, что зрячий ребенок рассматривает предметы глазами, а слепой ─ руками. При достаточном числе игрушек, уже хорошо знакомых слепому ребенку, необходимо проводить с ним разные игры.

1. Катание на трехколесном велосипеде стимулирует развитие крупной мускулатуры и остаточного зрения.
2. Маленькую тележку можно тянуть, толкать, кататься на ней, класть в нее какие-либо предметы. Стимулирует развитие крупной мускулатуры и координации глаз — рука.
3. По горке можно карабкаться и скатываться, ощущая свободу движения и одновременно учась ориентироваться в пространстве.
4. На лестнице или шведской стенке можно лазить, висеть на руках или ногах, подтягиваться. При этом развиваются почти все крупные мышцы тела. Тренирует вестибулярный аппарат и координацию движений.
5. Для ребенка, который еще не умеет ходить, прыжки на батуте (при поддержке родителей) — хороший способ научиться пользоваться ногами и перераспределять вес.
6. Научите ребенка самостоятельно забираться на лошадь- качалку и слезать с нее. Движения качалки помогут ребенку научиться удерживать правильное положение тела и головы - балансировать.
7. Ребенок может лечь животом на скейтборд и, помогая себе руками, заставить его двигаться. Упражнение развивает мускулатуру туловища, ног и, если речь идет о маленьком ребенке, помогает ему учиться ползать.
8. Игрушки, которые нужно тянуть за собой, побуждают ребенка к движению и способствуют развитию координации глаз — рука.
9. Игрушки, которые нужно толкать, хороши, когда ребенок учиться ходить.

Слепому ребенку необходимо иногда помогать в играх, влиять не только на выбор темы, но и на развитие сюжета игры, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к явлениям окружающей жизни, уточнялись его представления об этих явлениях. Надо в играх воспитывать инициативу, воображение ребенка, приучать выбирать себе роли в игре и исполнять их. Родители содействуют развитию интереса к тем играм, в которых изображается дружная жизнь семьи, взаимопомощь в работе, забота друг о друге.

Общие требования к организации игры:

  • игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
  • при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и др.);
  • для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;
  • если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;
  • заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки,
  • установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной.
  • ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
  • необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки.

Литература

  1.  Л. И. Солнцева, В. З. Денискина “Психология воспитания детей с нарушением зрения”, 2004 г.
  2. И. Ю. Кулагина “Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет”, 1996 г.
  3. Л. Б. Самбикин “Игры для слепых детей”, 1961 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игр в жизни ребенка.

Статья на тему "Значение игр в жизни ребенка"....

"Значение сказки в жизни ребенка"

В статье "Значение сказки в жизни ребенка" рассказывается о том, как направить фантазии ребенка на сочинение сказки и создание рисунков-иллюстраций по ее сюжету для развития познавательной  актив...

Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»

В данной разработке описывается практикум с родителями, в ходе которого родители знакомятся УУД, учатся их выделять....

Конспекты индивидуальных занятий со слепым ребенком (вид 3.4 по ФГОС для ОВЗ).

Здесь представлены конспекты коррекционно-развивающих занятий со слепым ребенком (вид 3.4 по ФГОС для ОВЗ) с учителем-дефектологом в КУ "НОСШ"....

Значение игры для психического развития ребенка.

Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка.       ...

В помощь воспитателю ГПД "О значении игры в развитии ребенка"

Тыпы игр.Знакомство с правилами игры. Вовлечение в игру.Развитие таких качеств, как сплоченность, взаимодеуствие в коллективе, сотрудничество., здоровая конкуренция....

Значение игры при подготовке ребенка к школе

Буклет для родиетелей будущих первоклассников «Значение игры при подготовке ребенка к школе»...