Статья по теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»
статья

  В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.   В процессе модернизации российской системы образования   начальная школа ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. В настоящее время актуально  использование внеурочной деятельности как среды развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitina_natalya_vladimirovna_statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Митина Наталья Владимировна

учитель начальных классов

СПГАОУ средней школы №577

Красногвардейского района

Статья по теме

«Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»

  В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.   В процессе модернизации российской системы образования   начальная школа ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. В настоящее время актуально  использование внеурочной деятельности как среды развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.  Интеллектуально-творческий потенциал представляет собой интегративную характеристику личности, характеризующуюся единством познавательного, эмоционально- личностного, мотивационно-волевого компонентов, подлежащих развитию в целенаправленно организованных условиях внеурочной деятельности. Развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников обусловлено: а) включением в доступную творческую деятельность, значимую для самого школьника, отвечающую его интересам и создающую возможность для самореализации; б) наличием системы психолого-педагогического сопровождения школьников во внеурочной деятельности, обеспечивающего актуализацию их способностей, потребностей в саморазвитии и положительных ценностных приоритетов.

   Основной идеей моей авторской программы внеурочной деятельности «С миру по мифу» является знакомство младших школьников с основными культурами и цивилизациями мира, существовавшими в истории человечества посредством изучения мифов. Показать красивый и интересный мир прошлого на примере мифов, легенд можно детям дошкольного и младшего школьного возраста. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте,   понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов.

        У народов манси, живущих на севере России, есть пословица: «Мифов не знаешь – на судьбе споткнёшься». Она прямо указывает жизненные ориентиры человека с его отношением к мифам в детстве. Осмыслить эту пословицу и детям, и взрослым было бы очень своевременно, ибо интерес к мифам у нынешних ребят значительно падает. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые чувствуют притягательную силу мифа. Однако познать его мудрость самостоятельно им не всегда удаётся.

       Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Особенностями моей программы являются:

  1. Знакомство с историческим и культурным наследием народов мира на основе изучения мифологии.
  2. Приобщение младших школьников к национальной культуре, воспитание патриотизма и толерантности.

Изучение мифов  имеет огромную практическую значимость, так как наивный реализм младшего школьника побуждает его в этот период развития видеть в искусстве копию жизни, помогает в формировании духовно-нравственных качеств личности,   бережного отношения к историческому и культурному наследию разных  народов, вводит учащихся в мир прекрасного, приобщая их к лучшим образцам   художественной культуры.

Тема данной программы    позволит учащимся ощутить свою причастность к древним традициям, стать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, приобщиться к своей национальной культуре (при изучении мифов славян) и к культуре других народов.  

  1. Широкое использование различных форм проведения занятий.

Это   ролевые игры, экскурсии (в том числе и виртуальные), видеоуроки, онлайн- конференции, театрализованные постановки, практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний, выпуск собственного «мини-журнала» и т.п. Беседа, дискуссия вырабатывает навыки и одновременно предполагает навык грамотного владения устной речью. Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы учащихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады. При этом необходимо работать с литературными источниками, обосновывать свое видение проблемы. Дети  работают над собственными проектами, создают  маршруты на карте – прокладывают сами   пути изучения мифов. Учащиеся с удовольствием играют в настольные и  подвижные игры, рисуют,  ставят  драматические сценки, спектакли; слушают мифы в исполнении актеров; выполняют   упражнения на   развитие воображения и творчества.

Главные цели  программы состоят в следующем: 1) ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к лучшим образцам  мировой художественной культуры, к духовным исканиям русского народа, отразившимся в фольклоре; 2) воспитать потребность в чтении, интерес к литературе и родному слову; 3) научить понимать художественное слово и на этой основе формировать идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, духовные потребности, высокую человеческую и читательскую культуру.

            Мифы существуют у всех народов мира. Наиболее распространены мифы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Междуречья, польские, чешские, в том числе и славянские мифы. Мифы Древней Руси представляют собой целый пласт русской народной культуры. Поэтому основной темой для первого года обучения по моей программе выбрана тема «Сотворение мира. Мифы и легенды славян». Мифы и легенды в программе курса понимаются достаточно широко: это не только имена богов и героев, но и все чудесное, с чем была связана жизнь наших предков - славян, понятия о небесных светилах, явления природы, волшебной силе деревьев. Главным критерием выбора для изучения мифов Древней Руси стало их соответствие психологическим особенностям младших школьников: стремление к героическому, необычайному; желание идентифицировать себя с яркими, сильными личностями. Многие нравственные категории (добро, правда, совесть, честь) находят отражение в мифах Древней Руси.

 Первоклассники   в доступной форме узнают, что такое миф, отличие мифа от сказки, как разные народы описывали сотворение мира , кто такие славяне, какие были боги у славян. Они знакомятся с низшими божествами, такими как лешие, полевые, домовые,   баба-яга, кощей, чудо- юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь и т. д.,   о  которых они уже   знали  по сказкам. Этот материал вызывает интерес у ребят, которые с увлечением начинают искать информацию, интересные факты  об этом самостоятельно.  

        Многие явления в мифологии, считающейся сегодня славянской, имели разные этнические корни, выражали религиозно-мифологические воззрения разных народов.  Во втором классе ребята изучают  мифы разных народов о животных, растениях, созвездиях. Интересен блок тем о священных  двенадцати животных Древнего Китая. Этот материал в большей или меньшей степени знаком детям и на занятиях Клуба есть возможность углубить эти знания, узнать больше о «своем» зодиакальном животном, о своем созвездии и т. д.    

   В 3 классе младшие школьники  изучают мифологию Санкт- Петербурга. Этот курс строится на исследованиях детей, на их знаниях, полученных от родителей, из энциклопедий, на уроках окружающего мира. В этом году проводится много экскурсий, дети делают проекты, презентации, снимают короткометражные фильмы.

        В четвертом классе мы совершаем «Великое путешествие по океану мифов».  Тема этого года «Мифы и легенды Мира». Каждый ребенок выбирает себе псевдоним из мифов, собирает информацию о своем персонаже, представляет его на заседании, выбирает тему для своего исследования.  В конце года состоится защита своих  проектов и знания всех участников этого путешествия длиною в четыре года обогатятся.  

Главными целями  своей  программы считаю  следующие:

1) ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их лучшим образцам  мировой художественной культуры, к духовным исканиям русского народа, отразившимся в фольклоре;

2) воспитать потребность в чтении, интерес к литературе и родному слову;

3) научить понимать художественное слово и на этой основе формировать идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, духовные потребности, высокую человеческую и читательскую культуру.

         Реализация программы предполагает конструирование   развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.

Основными результатами моей программы являются:

  • Актуализация интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося, его образовательной активности;
  •  Формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности ;
  • Развитие умения анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к ним;
  • Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • Воспитание у детей готовности и способности к духовному развитию, уважения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций разных народов;

          Движение времени в мифологическом пространстве, круговорот жизни природы, исторический период жизни общества, представлены в мифах как контрастные, яркие  фрагменты и всё это привлекает младших школьников. При подборе представленного в программе материала учитываются  интересы учащихся,  большое внимание   уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков исторических деятелей, выражая свое личное отношение к ним. Активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка, ответы на вопросы типа, «как бы вы поступили на месте данного исторического литературного персонажа» способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие гибкого мышления школьников с ОВЗ во внеурочное время"

Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданско – патриотического сознания определён в основополагающих документах Российской Федерации. Воспитание должно охватывать и пронизы...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

  Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость , особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, соз...

Выступление на МО по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

Традиционно проблемы развития познавательного интереса ребенка  решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю&raqu...

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»

Раскрытие  и развитие  творческого  потенциала личности  ребенка происходит как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.  Именно внеурочная деятельность даёт опыт тв...