Родительское собрание на тему "Убеждение и внушение, как средство воспитания".
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Туваева Ольга Анатольевна

Теоретическая часть к родительскому собранию по теме6 Убеждение и внушение, как средство воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Убеждение или  внушение ?

    Личность формируется многими обстоятельствами,  в том числе психологическим воздействием одного человека на другого, осуществляемым методами убеждения и внушения. Методы эти используются с целью формирования определённых взглядов и различных установок.
С помощью убеждения можно оказать влияние на  сознание воспитанника, проявить у него желание изменить свой  образ жизни, побудить к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения.

Внушение и убеждение

     Словесное убеждение действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение, как и подражание, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств, но не нуждаясь в логике. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной или взволнованной речи, путем жестов, мимики, движений и знаков.
   
Внушение, может проявляться легче всего в том случае, когда оно проникает в психическую сферу незаметно, вкрадчиво, при отсутствии сопротивления со стороны личной сферы данного лица или по крайней мере при пассивном отношении последнего к предмету внушения или же, когда оно сразу подавляет личность субъекта, устраняя всякое сопротивление со стороны последнего. Опыт действительно подтверждает это, так как внушение может быть вводимо в психическую сферу или мало-помалу путем постоянных заявлений и уговоров одного и того же рода, или же сразу в форме повелительного приказа.

   Убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным:
- Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого.
- Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника.
- Убеждение должно содержать наряду с обобщёнными положениями (например – правилами) конкретные примеры.
- Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.
- Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.
- Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.
   

Дети в большой степени подвержены внушению. Поэтому родителям следует помнить, что внушение в пределах разумного – залог того, что в подростковом возрасте ребёнок будет меньше подвержен плохому влиянию извне.

С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения.


По словарю Даля внушать – значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум – думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.

Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот – внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок
не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.

Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.
Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику. Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье.     Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств:

 - что читают, чем интересуются,

- какие поручения выполняют,

 - какие трудности испытывают,

 -  какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с               более младшими по возрасту,

 - что более всего ценят в людях и т. д.

 Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка...

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Скоординировать усилия школы и семьи — значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.

     Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы.

Приложение

Анкетирование

Вопросы анкеты

1. Легко ли убедить вашего ребенка?

2. Прислушивается ли ребенок к мнению членов семьи?

3. Чье мнение дл ребенка в семье важно?

4.Прислушивается ли ребенок к мнению друзей?

5. Какие методы убеждения Вы используете в воспитании ребенка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Родительское собрание во 2-м классе на тему "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"

Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека....

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Источники информации как средство воспитания детей".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку родительского собрания на тему «Источники информации, как средство воспитания детей». Цель собрания: показать родителям, что не всегда качество и смыс...

Родительское собрание в 3 классе по теме:"Трудовое воспитание в семье."

На подготовительном этапе к собранию  провожу анкетирование детей и родителей. Готовлю тексты для обсуждения. На собрании родители работают в микрогруппах, а затем коллективное обсуждение с...