«Современные методы коррекции нежелательного поведения детей с РАС»
консультация

Гамидова Гулишан Карабековна

 Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые описал американский клиницист Лео Каннер в 1942 году. Спустя год сходные расстройства у старших детей описал австрийский учёный Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

Консультация для родителей

«Современные методы коррекции нежелательного поведения детей с РАС»

                                                                                           

                     Подготовила: Гамидова Г.К.

г. Нижневартовск

   — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые описал американский клиницист Лео Каннер в 1942 году. Спустя год сходные расстройства у старших детей описал австрийский учёный Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

          Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая психотерапия, лечебно-педагогические (логопедические, музыкальноритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). С помощью этих направлений у ребенка с аутичными проявлениями можно развить: академические навыки, игровые навыки, моторику, коммуникацию, самообслуживание, устранить нежелательное поведение, социальные навыки. Ведущая задача всей коррекционной работы - это социализация ребенка с РАС.

     1.Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read).           Суть методики в том, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, должен быть подчинён строгому расписанию, которое ребёнок усваивает благодаря 24 карточкам-подсказкам. Все вещи находятся на определённом месте. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Следуя этой программе, ни в коем случае нельзя использовать по отношению к ребёнку побуждение к действию и давление.

    2.АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжёлых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребёнком отдельно, затем несколько действий соединяются в одно более сложное. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребёнок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается чёткая система усложнения и поэтапного освоения новых навыков.

    3. Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребёнка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребёнка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

 

    4.Анималотерапия — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Её виды: дельфинотерапия, иппотерапия (общение с лошадьми), канистотерапия (терапия с использованием собак). Дельфинотерапия позволяет достичь следующих позитивных изменений:

 - вытащить ребенка с аутизмом из плена самоизоляции, ухода от реальности, стимулировать интерес к внешнему миру,

- одни из главных условий восстановления, установления, корректировки, оптимизации социальных взаимоотношений;

 - стимулировать процесс развития и становления личности;

- через тактильную стимуляцию создавать условия для возникновения эмоционального реагирования на окружающее;

- восполнять дефицит позитивных эмоций и обеспечивать психологическую поддержку детям, которые переживают состояние дезадаптации или одиночество;

 - создавать условия для образования и укрепления контакта аутиста с психотерапевтом.

      Иппотерапия -терапевтический эффект верховой езды на лошади, заключается в том, что этот момент всаднику за одну минуту передается более ста разноплановых колебательных импульсов: вертикальные импульсы (вниз и вверх), горизонтальные импульсы (из стороны в сторону), импульсы диагональные (по осям движения) и прочие более сложные. Также иппотерапия предоставляет возможность практиковаться, получить опыт в социальном взаимодействии и позволяет использовать контакт с лошадью для адаптации, социализации детей с РАС.

    Арт-терапия - это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Арт-терапия помогает развивать коммуникативные навыки и формировать терапевтические отношения, позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира ребенка, способствует снижению эмоционального напряжения и комфорта.

    «Лечение звуком детей». Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость.                                                          

  Песочная терапия. Песок – необыкновенно приятный материал для детей с РАС. Смешивая его с водой, они могут создавать устойчивые формы, ландшафты или превратить все в болото. Ребенок с аутизмом выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. Он не может рассказать о своих сложностях, но он может сделать это при помощи песочных картин. Кинезиотерапия обладает широким спектром методик, способствующих развитию пространственной ориентации, координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня чувствительности, владения гимнастическими предметами, ощущения собственных конечностей и способности к управлению ими.

Вывод:

Главное помнить: у нескольких детей диагноз может быть один, но общее состояние каждого ребенка может сильно разниться. Поэтому в каждом случае нужен индивидуальный подход!!!

Список литературы:

1. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 1997. 341с.

2. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе: материалы к спецкурсу / под ред. С.А. Морозова. М.: Сигнал, 2014.247 с. 5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2009. 11

3. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы — Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. — СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 20042 с.

4. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. Программа «Мы — вместе!»

5. Официальный сайт Association for Science in Autism Treatment (Американской ассоциации о научном подходе к лечению аутизма) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asatonline.org.

6. https://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Рабочая программа.Современные методы коррекции заикания

Рабочая программа.Современные методы коррекции заикания...

Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка

Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...

Статья" Коррекция нежелательного поведения у детей".

Коррекция нежелательного поведения у детей....

Поведенческий план коррекции нежелательного поведения (9.2)

Нежелательное поведение у обучающегося с РАС может сильно ограничивать его жизнедеятельность и жизнедеятельность его семьи. Снижает возможность стать более самостоятельным, препятствует его активному ...