ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
рабочая программа по теме

Кориняк Марина Владимировна

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktika_agressivnosti.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Дзержинска

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ИЩУ ДРУЗЕЙ»

C:\Users\PantelkinaMV\Desktop\Фон\school-children_6.jpg

        Составила:

Пинтелькина М.В.

Педагог-психолог МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

Дзержинск

2014

Раздел 1. Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы

Отклонение в поведении детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.

Анализ современной школьной практики свидетельствует о том, что детей фактически никто не обучает умению настраиваться на эмоциональные контакты с другими людьми, корректировать свои эмоциональные реакции на внешние и внутренние влияния. Сегодня в этом есть особая необходимость. Нередко родители жалуются на повышенную драчливость и агрессивность детей. Учителя также все чаще обращаются к школьным психологам с вопросом о способах педагогического влияния, на детей с агрессивными проявлениями. С агрессией детей сталкиваются и учителя начальных классов, исследования подтверждают, что существует примечательная особенность поведения детей: с возрастом их агрессивность все больше приобретает враждебную окраску. Так, например, установлено (Пулкинен 1987), что дети, спонтанно выражающие гнев и применяющие насилие по отношению к окружающим в 8-летнем возрасте, к 14 годам нередко применяют физическую силу против других лиц, скитаются по улицам, курят, употребляют алкоголь.

 В связи с этим встает вопрос о своевременном проведении профилактической и коррекцилонной работы именно с младшими школьниками, так как в этом возрасте подобные состояния еще не установились и их легче исправить, не дать закрепиться как тенденции.

  1. Целеполагание и задачи.

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.

Задачи:

  • Обучение детей конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей, формирование четких моральных представлений.
  • Формирование навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений детей.
  • Снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям детей. Развитие навыков самоконтроля.
  • Игровая коррекция поведения.

  1. Целевая группа.

Целевой группой, в отношении которой проектируется и реализуется программа являются учащиеся 1-4 классов.

  1. Ожидаемый результат.

Предполагается, что работа, проводимая по данной программе, позволит достичь следующих результатов:

  1. Снижение числа детей, склонных к деструктивному поведению.
  2. Повышение уровня социальной адаптации учащихся 1-4 классов.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  4. Овладение адаптивными стратегиями поведения.

  1. Основные условия реализации.

Программа включает в себя 13 занятий. Продолжительность занятия – 45 минут. Предположительная частота проведения – 1-2 раза в неделю. Оптимальное количество участников 8-10 человек.

Раздел 2. Содержание и структура обучения.

  1. Контролирующие материалы.

Контролирующие материалы используются с целью выявления эффективности работы программы по следующим показателям:

  1. Эмоциональное состояние участников;
  2. Оценка работы участниками групп.

Для этого используются следующие методики:

  1. Устное субъективное оценивание работы участниками групп.
  2. Обсуждение с персональными высказываниями.

  1. Механизмы реализации.

Программа включает в себя три блока

Блок 1. Диагностический – 2 часа 15 минут

Блок 2. Реконструктивно-формирующий – 5 часов 15 минут

Блок 3. Закрепляющий – 2 часа 15 минут.

  1. Формы работы.
  • Беседа;
  • Ролевое проигрывание ситуаций;
  • Упражнения на самопозниние и самовоспитание;
  • Этюды, пантомима;
  • Изобразительная деятельность;
  • Физические упражнения, подвижные игры;
  • Психогимнастика и ауторелаксация.

  1. Структура занятия:
  1. Разминка – на этом этапе обеспечивается подготовка учащихся, их эмоциональное включение в коррекционное занятие.
  2. Основная часть – используются игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности младших школьников и их коммуникативной и эмоциональной сфер.
  3. Расслабление – на этом этапе важно обеспечить плавный выход из той психической атмосферы, которая возникла во время основной части занятия.

5.Противопоказания для групповой работы.

  1. Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.
  2. Отсутствие результатов в предварительной индивидуальной работе.
  3. Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.
  4. Наличие острой психологической симптоматики (бред, галлюцинации)
  5. Снижение интеллекта.

План занятий

№ занятия

Цели

Кол-во мин.

Блок 1. Диагностический – 2 часа 15 минут

1

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях.

Снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе.

Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, особенностей эмоционального мира участников.

Обучение навыкам ауторелаксации.

45

2

Снятие эмоциональной напряженности детей;

Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, мотивационно-потребностной сферы и особенностей эмоционального мира детей.

Развитие навыков сотрудничества и формирование групповой сплоченности детей.

Формирование способности определения эмоционального состояния человека по экспрессии лица.

Обучение навыкам ауторелаксации.

45

3

Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, мотивационно-потребностной сферы детей.

Формирование групповой сплоченности детей.

Выявление причин тревожности и страхов.

Обучение навыкам ауторелаксации.

45

Блок 2. Реконструктивно-формирующи, 5 часов 15 минут.

4

Снятие эмоционального напряжения детей, диагностика самооценки, статуса каждого ребенка, иерархии взаимоотношений в группе, особенностей мотивационно-потребностной сферы детей.

Обучение навыкам ауторелаксации.

45

5

Отработка приемов лицевой экспрессии, соответствующих различным эмоциональным состояниям, развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.

Формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Обучение детей навыкам ауторелаксации снятия первичных агрессивных импульсов.

45

6

Игровая коррекция агрессивности.

Формирование у детей нравственных представлений, чувства эмпатии, сочувствия к окружающим людям, конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации.

Развитие навыков ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля.

45

7

Отработка приемов невербальной передачи информации;

Формирование сдержанности и умения вежливо отказать, способности отвечать за свои поступки.

Коррекция самооценки.

Формирование адекватного «Я-образа».

Формирование нравственных представлений детей.

Поиск конструктивных приемов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Обучение детей техникам ауторелаксации.

45

8

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Развитие у детей навыков рефлексии и чувства эмпатии.

Развитие самооценки членов группы.

Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции.

45

9

Отработка приемов лицевой экспрессии, свойственной различным эмоциональным состояниям.

Развитие у детей навыков рефлексии, чувства эмпатии, нравственных представлений.

Коррекция самооценки.

Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции.

45

10

Развитие способности сознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения.

Отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств.

Развитие навыков адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции.

45

Блок 3. Закрепляющий – 2 часа 15 минут

11

Формирование умения соблюдать индивидуальную дистанцию по отношению к другому человеку.

Игровая коррекция агрессивности, отреагирование негативных эмоций.

Закрепление навыков самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции.

45

12

Диагностика групповой сплоченности детей, навыков общения.

Закрепление умения распознавать эмоциональное состояние другого человека по его мимической экспрессии, адекватно интерпретировать нравственные представления членов группы.

Закрепление навыков самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции.

45

13

Развитие навыков рефлексии.

Формирование нравственных представлений.

Обобщение и закрепление полученных знаний, навыков ауторелаксации, самоконтроля и саморегуляции.

45

Список литературы

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. – СПб, 2007.
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
  4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.
  5. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-у изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
  6. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования \\ Педагогика. – 2003. - №5
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-пресс. 2002.
  8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности \\ Психологический журнал. – 1996. - №5.
  9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Из-за чего ребёнок агрессивен? Как преодолеть агрессивное поведение у ребёнка? Советы родителям....

Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непоср...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...