Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
методическая разработка (4 класс)

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые обучают детей методам управления своим эмоциональным состоянием.

Цель данной программы: научить детей управлять своим агрессивным поведением, определять свои негативные эмоции и управлять ими, найти другие способы удовлетворения своих потребностей, поспособствовать адаптации в различных социальных ситуациях.

Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях.

На каждом занятии дети совместно с учителем вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Учатся отвечать, формулировать мысли и выражать эмоции. Полученные знания и навыки закрепляются играми, новый опыт связывается с реальной жизнью, но без нравоучений, детям самим предлагается проиграть ситуации и сделать вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologo-pedagogicheskoy_korrektsii.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения «Я стану лучше!»

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!»  составлена для детей младшего школьного возраста.

Курс состоит из 10 коррекционных занятий, которые проводятся в индивидуальной форме в рамках психологического сопровождения детей, находящихся в социально – опасном положении. Длительность одного занятия – 40-50 минут.

Коррекционная работа с ребенком должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от агрессии.

Цель занятий – создать условия для развития социально адаптированной личности.

Задачи занятий:

  • Развитие морально-нравственных и этических норм поведения;
  • Формирование умения оценивать собственные действия и поступки;
  • Развитие принятие ответственности за свои слова и поступки;
  • Развитие позитивной «Я-концепции»;
  • Способствовать развитию эмоционально-волевых качеств;
  • Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками.

Форма проведения занятий:

  •  диагностические беседы, консультативные беседы; 
  • практические задания (проективные методики, анкеты и т. д.);
  •  сказкотерапия (анализ рассказов, сказок литературных и психологических), что способствует формированию нравственного, духовного развития личности;
  • ситуационные задания, психогимнастика, сюжетно-ролевые игры;
  •  арттерапевтические упражнения (рисование картин, просмотр и анализ картин и т.д.).

Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях. Если занятия проводятся регулярно, то включают в себя выдачу домашних заданий, если занятия проводятся 1-2 раза в месяц, то выполнение домашних заданий следует проводить на самом занятии.

Содержание занятий по программе «Я стану лучше!»

Название темы

Количество часов

Занятие 1

 «Вводное занятие»

1

Занятие 2

 «Хорошие и плохие поступки»

1

Занятие 3

 «Правда и ложь»

1

Занятие 4

 «Добрые дела»

1

Занятие 5

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Занятие 6

 «Я и мои друзья»

1

Занятие 7

 «Поступки и их последствия»

1

Занятие 8

 «Я контролирую себя»

1

Занятие 9

 «Цена поступка»

1

Занятие 10

 «Заключительное занятие»

1

Примерная структура занятий:

  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Анализ домашнего задания. Рефлексия опыта.
  • Беседа-консультация.
  • Психогимнастика.
  • Практическое упражнение, задание. Обсуждение.
  • Упражнение на саморегуляцию. Релаксация.
  • Ритуал прощания.

Предполагаемый результат работы: расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях; развитие рефлексивных навыков; осознание свои поступков и принятие ответственности за них.

Содержание занятий

Занятие 1. «Вводное занятие»

1) Знакомство. Правила работы на занятиях;

2) Диагностическая беседа;

3)Ознакомление с правилами заполнения рабочей тетради;

4)Диагностика личностных особенностей, духовно-нравственного развития личности, толерантности, школьной мотивации, мотивов учебной деятельности, коммуникативных навыков;

5)Профилактическая беседа «Совершение воровства – это доброе дело или зло?».

6)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 2. «Хорошие поступки»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Обсуждение на тему «Хорошие и плохие поступки». Основные понятия: плохие и хорошие поступки, правильное и неправильно поведение, раскаяние и прощение, воровство – это плохой поступок.

3)Чтение сказки-притчи о царе Гартоне.

Вопросы для обсуждения:

- Что сделал царь?

- Как ты считаешь, его поступок правильный?

- Ты согласен со словами старца?

- Какой вывод сделал для себя царь? Почему его царство назвали Светлым?

4)Проективные рисунки: «Я своими глазами», «Я глазами других».

5)Анализ методики на самооценку «Какой Я? Каким хочу быть?» (модификация методики О.С. Богдановой и Дембо-Рубинштейн). Заполнение тетради. Обсуждение.

6)Домашнее задание. Упражнение «Мои поступки за неделю» В конце каждого дня в рабочей тетради в соответствующие графы записывать свои хорошие и плохие поступки.

Другой вариант: вспомнить свои действия в последнее время и записать в соответствующие графы.

7)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 3. «Правда и ложь»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Игра на развитие слухового внимания «Это правда или нет?»

3)Обсуждение на тему «Правда и ложь». Основные понятия: правда и ложь, фантазия и ложь, отрицание лжи, ложь – это замкнутый круг, рабство.

4)Анализ домашнего задания: что получилось? Что нет? Какие затруднения? Каких поступков больше? Почему? Ты честно заполнил все графы? С какими еще сложными ситуациями ты столкнулся? Как можно было иначе поступить в этих ситуациях?

5)Чтение и анализ рассказа про мальчика Андрея.

6)Обсуждение. Построение графика лжи: уровень лжи позавчера, вчера, сегодня.

7)Психогимнастика. «Скульптура Правды. Скульптура Лжи». Изобрази статую по описанию: раскованный, довольный, добрый, веселый. А теперь статую замкнутую, зажатую, недоверчивую. Какая статуя Лжи, а какая Правды? Какие ощущения были в каждом случае?

8)Релаксация «Правда – это свобода».

9) Домашнее задание: продолжить заполнение графика лжи в рабочей тетради.

10) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 4. «Добрые дела»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Разминка «Цветок добрых дел». Волшебник наслал ветер зла на цветок доброты и его листья облетели, добрые и злые поступки перепутались. Нужно помочь собрать цветок доброты.

3)Обсуждение на тему «Добрые дела». Основные понятия: добро и зло, добрые дела, воровство – это злое дело.

4)Анализ домашнего задания: что получилось? Что нет? Какие затруднения? Какую линию имеет график? Почему? Ты честно заполнил все графы? С какими еще сложными ситуациями ты столкнулся? Как можно было иначе поступить в этих ситуациях?

5)Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Котенок»

6) Обсуждение. Анализ методики «Как поступить?» Обсуждение морально-нравственных ситуаций, их оценка.

7)Предварительное обсуждение: что мы чувствуем, когда делаем добро человеку? Какие эмоции нас переполняют?

8) Релаксация «Солнечная энергия добра внутри меня». Домашнее задание: в рабочей тетради прочитать незаконченный рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» и напиши его концовку.

9)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 5. «Что такое хорошо и что такое плохо»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2) Чтение стихотворений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

3)Обсуждение на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Основные понятия: хорошо и плохо, хорошие поступки.

4)Анализ домашнего задания: получилось ли у тебя закончить рассказ? Расскажи свой вариант концовки. Почему ты решил так закончить рассказ? А если бы герой поступил иначе, чтобы могло случиться? Послушай, как на самом деле автор закончил свой рассказ. Как ты считаешь, мальчик правильно поступил? Раскаивается ли он в своем поступке? Что бы ты ему посоветовал? Как иначе ему нужно было поступить по твоему мнению?

5)Чтение сказки про девочку Алёну.

6)Обсуждение сказки.

7)Проективные рисунки в рабочей тетради: нарисуй хорошего, доброго человека, затем человека, который злиться, плохого человека. Какой рисунок тебе больше нравиться? Почему?

Упражнение «Качества человека». Психолог называет качества человека и вместе с ребенком обсуждают, в какую категорию отнести картинку.

8)В рабочей тетради попроси своих родных написать какие хорошие качества они бы отметили у тебя и над какими еще нужно работать.

Другой вариант задания: напиши, как ты думаешь, какими положительными и отрицательными качества охарактеризовали бы тебя родные и близкие.

9)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 6. «Я и мои друзья»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Разминка. В рабочей тетради подчеркни те утверждения, которые относятся к понятию «Верный друг». Анкета-опросник «Верный друг».

3)Обсуждение на тему «Я и мои друзья». Основные понятия: хорошо и плохо, хорошие поступки.

Упражнение «Друзья из сказок». Угадай по описанию сказочных персонажей, которые ради дружбы были способны на героические поступки:

- Эта девочка из соседнего дома, ради друга смогла преодолеть много сложных ситуаций, найти и отогреть слезами его холодное сердце (Герда);

- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь своему новому больному другу (Женя из сказки «Цветик-семицветик»).

Проективная методика «Круг моих друзей» в рабочей тетради. В центральном круге обозначь очень близких друзей, верных, проверенных временем. В ближайшем круге хороших друзей, в дальнем – людей с кем мне приятно общаться.

4)Анализ домашнего задания: Какие качества написали близкие тебе люди? Почему как ты считаешь? Как ты думаешь, что и как тебе нужно изменить в себе?

5)Чтение сказки «Почему врать плохо».

6)Обсуждение.

7)Упражнение «Ситуации». Зачитывается ситуация и проводится обсуждение.

8)Релаксация «Солнечная энергия добра внутри меня».

9) В рабочей тетради попроси своих друзей написать тебе пожелания. Другой вариант задания: напиши, как ты думаешь, какими положительными и отрицательными качества охарактеризовали бы тебя твои друзья.

10) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 7. «Поступки и их последствия»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Разминка. Соедини карточки с поступками и их последствиями.

3)Чтение и обсуждение стихотворения Р. Сефа «Доброта»

4)Обсуждение пословиц:

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнешь.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Людям забота, как воздух нужна,

Cтать всем добрее поможет она.

Доброго чтут, а злого жалуют.

5)Упражнение «Два мешка». В рабочей тетради нарисованы два мешка и весы: «темный» и «светлый». С ребенком обсуждаются, а затем записывают его поступки: в «темный» - плохие, в «светлый» - хорошие.

6)Упражнение «Составь рассказ по картинкам». Перед ребенком в хаотичном порядке выкладывают картинки. Нужно составить их в определенном порядке и подготовить рассказ. В конце происходит обсуждение: что произошло? Как началось? Как ты думаешь, герой правильно поступил? Каковы, по-твоему, причины поступка героя? Что он чувствует? Понял ли он что совершил? Попробуй передать его состояние героя, сделай стоп-кадр. Какие ощущения у тебя возникли? Комфортно ли тебе в этом состоянии? Что бы ты сделал на месте героя?

7)Упражнение «Свой путь». В рабочей тетради нарисованы дороги и на каждой отметки с поступками. Ребенок должен выбрать свой путь и дописать свои цели и шаги в жизни на будущее.

8)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 8. «Я контролирую себя»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Разминка «Замри!». Ребенок двигает свободно. Как только психолог поднимает знак – нужно замереть.

3)Обсуждение на тему «Когда эмоции приносят пользу, а когда вред».

4)Чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце»

5)Упражнение «Куда девать свою ярость?». Обсуждение «Что ты делаешь, когда злишься?». Ответы записываются в тетрадь. Посмотри список своих действий и подумай, в каких случаях ты причиняешь кому - то боль или что-то портишь? Эти действия вычеркиваются из списка. Оставшиеся действия выписываются на новый лист, а те, что вычеркнуты перефразируются в более конструктивные.

6) Обсуждение на тему «Наши эмоции и самоконтроль».

7) Упражнения на снятие эмоционального напряжения: «Песок», «Солнышко и тучка», «Медвежонок», «Муравей», «Насос и мяч».

8)Рисунок «Мое имя» под релаксационную музыку.

9) Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 9. «Цена поступка»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Разминка. Ребенку дают монетки (кружки из красной и черной бумаги или монеты) – это условная цена поступка (эмоциональное благополучие, репутация, здоровье, дружба и т.д.) и предлагают ситуации, в которых он должен оценить поступок героев. Если готов – кладет монетку на стол и происходит обсуждение поступка героев и цены, которую каждый заплатил.

3) Чтение и обсуждение рассказа «Дымка и Антон»

4) Закончи предложения в рабочей тетради:

Я злюсь, когда…

Мне обидно, когда…

Я радуюсь, когда…

Мне стыдно, когда…

Я грущу, когда…

Я боюсь, когда…

Обсуждение задания.

5)Анализ домашнего задания: Какие качества написали близкие тебе друзья? Почему они так считают, как ты думаешь? Что и как тебе нужно изменить в себе?

6)Упражнение «Магазин качеств». Ребенку предлагают обменять свои качества в магазине на другие.

7) Задание «Свиток желаний». На «свитках» нужно записать свои пожелания и добрые дела, которые бы ты хотел пожелать и сделать кому-нибудь из близких тебе людей. Мы встретимся с тобой в сентябре и узнаем, как исполнились твои желания. «Свитки» «запечатывают» (скотчем, упаковывают в конверт и т.п.) и кладут в условное место.

8)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

Занятие 10. «Заключительное занятие»

1)Ритуал приветствия «Я дарю тебе улыбку и хорошее настроение».

2)Повторная диагностика;

3)Профилактическая беседа «Я вчера. Я сегодня. Я завтра».

4)Ритуал прощания «Я дарю тебе улыбку и желаю тебе успехов».

На каждом занятии дети совместно с учителем вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Учатся отвечать, формулировать мысли и выражать эмоции. Полученные знания и навыки закрепляются играми, новый опыт связывается с реальной жизнью, но без нравоучений, детям самим предлагается проиграть ситуации и сделать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Из-за чего ребёнок агрессивен? Как преодолеть агрессивное поведение у ребёнка? Советы родителям....

Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непоср...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...