Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции в школе и дома.
статья

Киселёва Наталья Сергеевна

Материал будет интересен для родителей и специалистов работающих с детьми имеющими нарушения сенсорной интеграции. В статье представлены оборудование и виды упражнений для коррекции нарушения сенсорной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции в школе и дома.

По статистике детей с нарушениями сенсорной интеграции становится всё больше, но часто педагогам не хватает практических знаний и умений, чтобы грамотно выстроить работу. 
Что же такое сенсорная интеграция? Прежде всего
сенсорная интеграция — это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность эффективно функционировать в окружающей среде, то есть дает возможность получения информации из окружающей среды,  помогает ее понять и использовать ее в целенаправленной деятельности.

У большинства людей с правильным сенсорным развитием процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции в соответствии с требованиями окружения. Если обработка сенсорных сигналов нарушается, будут появляться и нарушения и в познавательном . моторном развитии, что может привести к нарушению поведения.

Симптомы  нарушений сенсорной интеграции.

Можно выделить несколько нарушений сенсорной интеграции, но у каждого человека будет свой «набор» и проявляться он будет индивидуально. Некоторые симптомы, которые сигнализируют о нарушении:

  • недостаточная или чрезмерная чувствительность к зрительным, тактильным, вкусовым, слуховым стимулам;
  • нарушение моторного планирования;
  • дисфункция проприоцептивной системы
  • нарушение двигательной активности;
  • расстройства мышечного тонуса;
  • трудности в концентрации;
  • трудности в игре и навыках самообслуживания;
  • отказ от социального контакта;
  • нарушение саморегуляции

Проявляться сенсорные дефициты могут по-разному.

 Например, 

  • нарушения чувствительности : избегание прикосновений, новой одежды, еды, воды, повышенная чувствительность к звукам и свету;
  • нарушения движения : гипоактивность или излишняя двигательная активность , неловкие движения, нарушения походки ;
  • дисфункция саморегуляции: раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн и т.д

Нарушения сенсорной интеграции могут серьезным образом влиять на повседневную жизнь ребенка и в целом на его поведение, обучение, качество жизни его самого и семьи.

Изучение сенсорных особенностей крайне важно для  программы помощи и начинаться оно должно как можно раньше.

В чем состоит терапия?

Впервые о помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции впервые заговорил калифорнийский эрготерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Ее метод основывался на использовании метода игровой терапии с применением специального оборудования, в процессе которого люди с нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия.

Сенсорной интеграцией занимается специалист, который получил необходимый запас знаний и соответствующий опыт в этой области. Он проведет диагностику ребенка, составит сенсорную диету, даст соответствующие рекомендации педагогам и родителям.

Занятия по сенсорной интеграции можно проводить не только в школе, специализированных центрах, но и  дома. При этом  родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь со специалистами в этой области.

Работа  всех специалистов, участвующих в реализации плана вмешательства основывается на определенных принципах. 

Основные принципы

  • все занятия необходимо проводить в игровой форме;
  • обучение идет по принципу от знакомого к незнакомому: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него;
  • для эффективного преодоления сенсорных дефицитов очень важно  как можно чаще мотивировать ребенка;
  • нельзя ставить непосильные задачи;

Важно, чтобы сенсорные стратегии не использовались изолированно от других программ помощи. Например, поведенческой программы и программы коммуникации.

Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Сенсорные стратегии и активности для дома.

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные пространства, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в сенсорном уголке? Во многом это зависит от того, для кого вы это делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе занятия дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир

Вот несколько идей.

Оборудование.

  • если ваш ребенок не переносит прикосновений, очень сердится, когда у него намокают какие -то части тела, т.е нарушены тактильные ощущения, то для него прекрасно подойдут : сухой бассейн, душ, пена для бритья, емкости с песком, фасолью, крупами;

  • гамаки, качалки в виде бревна, платформы: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем;
  • для развития координации движений и тактильных ощущений подойдут дорожки;
  • развить моторику и зрительное восприятие помогут зеркала и бизиборды;
  • утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта, помогают быстрее уснуть.

Комплекс игр и упражнений для дома:

  • балансирование на гимнастических мячах;
  • раскачивание на качелях или в гамаке;
  • перекатывание со спины на живот;
  • заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги;
  • пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий;
  • толкание тяжёлых предметов;
  • вращение по кругу;
  • растягивание эластичных лент;
  • перенос тяжестей в рюкзаке;
  • игры с мыльными пузырями;
  • игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне;
  • игры с надувными и плавающими предметами ;
  • движения под музыку, пение песен с движениями;
  • прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
  • имитация движений животных ;
  • броски в цель и т.д

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Её нарушения приводит к неправильному порведению в окружающей среде. Метод сенсорной интеграции оказывает помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с аутичными детьми в контексте сенсорной интеграции (презентация)

что такое сенсорная интеграция и какие бывают стереотипии....

Сенсорная интеграция детей с РАС в учебном процессе

В данном материале представлен опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра. Разработки упражнений для развития сенсорных эталонов....

Сенсорная интеграция в работе с детьми с РАС

Сенсорная интеграция была разработана и апробирована трудотерапевтом Джин Айрес, работающей в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, занимающейся неврологическими нарушениями детей и взрослых....

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...

Сенсорная интеграция обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в начальной школе, имеющими нарушения сенсорной интеграции. Представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей, помогающие повысить ...