Родительское собрание в 1 классе.
статья (1 класс)

Кондякова Татьяна Анатольевна

Требования начальной школы к речевому развитию первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема «Требования начальной школы к речевому развитию

первоклассника».

Современный школьник с первых дней в школе получает большой поток информации, он должен получить, обработать и выдать полученную информацию. К большому сожалению, многие дети не справляются с большим потоком информации и постепенно обучающийся начинает отставать от сверстников, накапливаются пробелы в знаниях. Чтобы этого не происходила, необходимо дошкольника задолго до поступления в школу готовить к обучению. Успешность ребёнка в учебной деятельности будет зависеть от того, как и насколько хорошо ваш ребенок был подготовлен в дошкольный период.

Физическая готовность. Школьнику придется сидеть по 4–5 часов за партой и это должно не навредить его здоровью. Школьные нагрузки, могут навредить его здоровью - он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. Проверить физическое развитие можно по тестам:

1.Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2.Достать правой рукой левое ухо. Это «филиппинский тест» - ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше - закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Эти приёмы показывают биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту, но биологически отстает.

Достаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Обучающиеся начинают активно работать в рабочих тетрадях, прописях. Процесс письма и рисования отличаются, так как работают разные мышцы рук. В написании письменных букв используется большое количество круглых и закруглённых линий. У не подготовленных школьников мышцы пальцев рук испытывают колоссальную нагрузку. Определить готовность руки к письму поможет определить тест-упражнение.

Необходимо провести волнистую линию между двумя близко расположенными линиями, если линия нарисована в центре, не касается двух других - это признак готовности руки к обучению письму. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и, в конце концов, возненавидит письмо.

Важно, чтобы обучающийся умел: правильно держать карандаш, ручку, раскрашивал картинки, видел контур и не выходил за его пределы; рисовать; лепить; конструировать; работать с ножницами. Также умел себя обслуживать: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, собирать свои вещи, пользоваться вилкой.

Психологическая готовность. Первоклассник должен быть психологически готов к обучению: не должен бояться остаться один без родителей, не бояться других людей, идти на контакт, обращаться за помощью к взрослым людям, адекватно воспринимать и реагировать на замечания, пожелания учителя, без эмоциональных выпадов (не хочу, не буду). Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи. Быть готовым к совместной деятельности с взрослыми и с детьми. Уметь договариваться, сотрудничать, проявлять интерес к знаниям, быть любознательным.

Достаточно развиты для данного возраста высшие психические функции: память, внимание, мышление.  Владеть произвольным вниманием, уметь слушать учителя не отвлекаться. Если школьник может запомнить и выполнить инструкцию на бытовом уровне от 10 и более заданий, то и учебную инструкцию он тоже сможет удержать и выполнить от 2 и более. Владеть произвольной памятью – учить, запоминать то, что не интересно, то есть прилагать усилия в обучении. 

Владеть знаниями и представлениями об окружающем мире: ориентироваться в пространстве, во времени. Знать: времена года, части суток, дни недели; схему собственного тела и схему тела стоящего напротив, владеть счётными операциями (счёт до 10 прямой, обратный, выборочный). Уметь сравнивать временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Знать и называть основные цвета, оттенки, основные геометрические фигуры.

Активный словарь первоклассника должен составлять от 4 до 7 тысяч слов, иногда доходит до 10 тысяч слов. Словарь обогащается за счёт названий качеств, свойств предметов, названий отдельных частей, деталей целого. В речи присутствуют все части речи. Уметь подбирать антонимы, синонимы (антонимы с 5 лет, а синонимы с 6 лет начинают формироваться), объяснять значения метафор (с 6 лет), объяснять значение пословиц (7-8 слов) в соответствии с возрастом. Владением словообразованием, умение образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, образовывать прилагательные от существительных.

У первоклассников к моменту поступления в основном грамматически правильная речь. Дети умеют правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже, точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно в речи используют простые и сложные предлоги. Развёрнутость предложения от 7  и более слов.

Звуковая сторона должна быть полностью усвоена к 5-6 годам.  Слоговая структура слова должна быть усвоена в знакомых и часто употребляемых слов. Первоклассник способен чётко и внятно произносить фразы и предложения, соблюдать нормы литературного произношения.

Семилетние школьники имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа и синтеза простых слов (3-4 звука). Обучающие могут выделить первый и последний звуки, определить последовательность и количество звуков в слове, подобрать слова на заданный звук, выделить общий звук из ряда слов; различить на слух звонкие и твёрдые, мягкие - глухие (при соответственной подготовке знать термины).

На седьмом году жизни связная речь обучающихся становится более развитой и логически последовательной. В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описание игрушек, предметов; рассказывать содержание картинок; пересказывать небольшие художественные произведения, кинофильмы, могут придумать сказку, составить рассказ о своих впечатлениях и чувствах, описать увиденные события.

Такие требования предъявляет начальная школа  к речевому развитию первоклассников. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в развитии ведёт к серьёзным проблемам в обучении.

Необходимо помнить, что первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии и многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....