Материал для родителей . Упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников
статья (1 класс)

Перекрестова Екатерина Владимировна

В статье представлены простые упражнения для развития фонематического слуха, у младших школьников. Эти упражнения помогут родителям, чьи дети испытывают трудности в усвоении таких понятий как звук и буква,  твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья для родителей21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников.

Учитель-логопед Перекрестова Е.В.

Уважаемые родители, хочу поделиться с вами маленькими хитростями для развития фонематического слуха. Мы разберем несколько упражнений, позволяющих отличать схожие по звучанию звуки.

Что такое фонематический слух ? Это тонкий слух, обладающий способностью узнавать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова на слух (Н. И. Жинкин).

Какие звуки чаще путают дети? Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; р-л;  реже твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, особенно часто  звонкие и глухие: д-т, в-ф, к-г, с-з, б-п, ш-ж. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному написанию слов. (например: дом-«том», «корка» − горка) и т.д.

Теперь рассмотрим упражнения, которые помогут вашим детям лучше освоить грамотное письмо.

Упражнение №1. Взрослый говорит слова (например вы хотите повторить звуки Б-П): бабочка, папочка, бочка, пенал. Родитель может бросать мяч и говорить слова. Далее спрашиваем какие звуки* чаще повторялись. (Если есть возможность можно показать картинки с этими звуками). Слова можно записать и спросить какой согласный чаще встречается?)

Далее разбираем: (на примере пары Б-П) - эти звуки согласные (во рту возникает преграда-значит звук согласный), проверяем какой звук звонкий (закрываем ушки -произнося -Б,Б,Б- звенит), значит звонкий, так же проверяем звук П-глухой звук. Теперь произносим БА-БО-БУ-звучит твердо, БЯ-БЁ-БЮ- звучит -мягко. Так же проверяем звук П.

Теперь можно написать буквы Б-П (возле буквы Б рисуем звоночек, возле буквы П-рисуем перечеркнутый звоночек), раскрашиваем буквы синим и зеленым цветом.**(можно одну часть буквы раскрасить синим, другую зеленым).

Упражнение №2 Родитель говорит звуки, ребенок рисует фигуры. (например буква Б -это                 , а буква П        ) (буква Б треугольник, буква П квадрат).

Родитель диктует звуки, ребенок на каждый звук рисует свою фигуру. Потом посчитайте сколько квадратов, сколько треугольников.

Упражнение №3 Ребенку необходимо разделить страничку пополам. С одной стороны буква Б, с другой буква П. Родитель диктует слоги(ба, па, бо, по, бы, би, пя, и т.д). Далее ребенок обводит букву П, подчеркивает букву Б. (так же обозначает синим и зеленым цветом твердость и мягкость звуков. Подчеркивая только согласную!)

Упражнение №4. Теперь пишем слова и выделяем буквы.

Упражнение №5. Родитель пишет слово ПРИБАУТКА и просит найти новые слова, и по возможности их записать. (Ребенку необходимо объяснить значение слова).

ПРИБАУТКА- утка, бак, паук,  и т.д.

Упражнение №6. Можно придумать с ребенком коротенький текст и написать с пропущенными буквами Б и П. Ребенку останется только вставить буквы.

Все эти упражнения можно применять для любых согласных, которые путает ребенок. Необязательно делать все упражнения сразу. Вы можете вместе с ребенком сделать несколько упражнений на кухне, когда вы заняты приготовлением или уборкой.

Русский язык -достаточно сложный, поэтому ребенку необходимо его хорошо освоить в начальной школе, где ребенок получает базовые знания родного языка.

_____________________________________________________

*

Звуки мы слышим и говорим!

Буквы видим, читаем и пишем!

** Синим цветом обозначаем твердые звуки!

Зеленым мягкие!

Список использованной литературы:

  1.  О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Пишу правильно. М.; «Просвещение» 2016.
  2. О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Пишу правильно. М.; «Просвещение» 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

В статье раскрывается актуальность развития фонематического слуха у учащихся младших классов....

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...

Развитие фонематического слуха у младших школьников

В статье расказывается о том что такое фонематический слух. Зачем он необходим в обучении детей. И приведены упражнения для его развития и коррекции...

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...

Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».

Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....

Игры на развитие фонематического слуха у младших школьников

Данная статья может представлять интерес для школьных учителей-логопедов, т.к. содержит практические рекомендации, позволяющие использовать их на логопедических занятиях с учащимися младших классов....