Домашнее задание и его роль в воспитательном процессе учащихся начальной школы
статья

Домашнее задание и его роль в воспитательном процессе учащихся начальной школы

 

Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что домашнее задание - это что-то о проверке моральной устойчивости всей семьи учащегося начальной школы. Для чего же оно вообще нужно?

Хочется в своей статье подробно разобрать важность домашних заданий и непосредственную цель и роль в учебном процессе.

Начальная школа - первая ступенька на пути в огромный мир образования. Это начало, которое задаёт дальнейшее движение не только в учебной деятельности, но и в становлении личности в том числе. И от того как организован этот старт, будет зависеть как будет выглядеть конечный пункт назначения. Домашнее задание, как ничто иное, способно оказывать значительное влияние в этом пути.

На уроках заранее составлен четкий план и последовательность действий, помимо чего имеется и временное ограничение занятий. Не остаётся без внимания и тот факт, что дети не всегда готовы морально к школе и не всегда в силах быстро перестроиться с дошкольной жизни. Но и не секрет, что начальные школы, в частности в строящихся новых районах в городах - переполнены. В классах численность учеников порой переваливает за 40 человек. Конечно, в совокупности выше сказанного, ребёнку может крайне сложно даваться приобретение знаний. И на помощь в таких ситуациях приходит именно наличие домашнего задания. Хочется подчеркнуть его важность и донести это до родителей.

Наличие домашнего задания, особенно в начальной школе, это как ничто иное, как начало воспитания самостоятельности. Именно начало. Конечно, первое время ребёнку понадобится помощь родителей. Чтоб они направили и подсказали, но постепенно уровень работы непосредственно лично ребёнком будет возрастать. Это, пожалуй, ведущая роль данного вида деятельности ученика.

Следующая важная роль домашнего задания представлена тем, что это является одним из видов самоконтроля. Ребёнок начинает придумывать для себя схемы, шпаргалки, рисунки для лучшего запоминания материала и возможности более на высоком уровне продемонстрировать свои навыки на уроке в классе.

Домашнее задание- это определённый вид творчества. Проявление своей индивидуальной, даже авторской работы.

Так же, как взрослый, например, не может на работе отказаться от заполнения определённых бумаг, отчётов и т. д, так же и домашнее задание уже с юных лет приучает к дисциплине и закладывает ответственность.

Само собой разумеющееся, домашнее задание не всегда вызывает восторг и радость у учащихся начальной школы и их родителей. Оно требует времени и усилий, и порой может быть вызовом для слабых и незаинтересованных. Однако, практика показывает, что дети, которые регулярно выполняют задания дома, имеют больший успех в учебе и лучше осваивают материал.

Решив разобрать данную тему, мне, как учителю, стало очень интересно, а известно ли когда и каким образом появилось домашнее задание в образовании. Оказалось, оно имеет по истине древнейшие корни. В Древнем Китае преподаватели давали задания своим ученикам для тренировки и углубления знаний. В Древнем Риме ученики получали на дом чтение и написание сочинений. В средневековой Европе давали задания по чтению и пересказу текстов, изучению математических примеров и задач. Одним из непосредственных основоположников появления такого вида деятельности является Фридрих Вильгельм, живший в XIX веке в Пруссии. Он предложил специального учителя, который проверял и прорабатывал материал для индивидуального обучения детей за стенами школы. Так же одним из инициаторов внедрения домашних заданий в образовательный процесс считают Яна Амоса Коменского; немецкий преподаватель, разработавший новые метода обучения, где домашнее задание являлось средством повторения и закрепления материала.

Домашние задания были и в религиозных организациях. В Средние века монахи часто давали детям задания на чтение Библии и изучение религиозных текстов. Далее это становится традицией в других странах и школах.

Л. Н. Толстой в своей Яснополянской школе, не задавал работу детям на дом, он приравнивал это к испорченному вечеру. К. Д. Ушинский, считал для того, чтобы давать задание ребёнку вне школы, он должен быть к этому сначала подготовлен.

Таким образом, отношение к домашнему заданию в образовательных целях - было всегда спорным моментом, не всегда обязательным, но с течением времени отношение к нему изменилось.

Домашнее задание приучает к самостоятельности, формирует умение поиска необходимой информации, является помощью в освоении знаний и тренировке навыков, ребенок учится анализу и мышлению. Оно позволяет ребёнку распорядится своим временем в таком количестве на учёбу, сколько нужно конкретно для него самого, без ограничения временным промежутком, отведенным на урок.

Ну и подведя итог всего вышесказанного, думаю, становится понятно, что все-таки уроки на дом, это не про что-то из принуждения к мучению.

Закончить свою статью хочу словами известного философа Иммануила Канта: «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».

 

Список литературы

Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983

Интернет-ресурс: мама в теме/ http://mamavteme.ru

Интернет-ресурс: дети@mail.ru/http://deti.mail.ru

Интернет-ресурс: реальные родители/http://real-parents.ru

Интернет-ресурс: о значении домашнего задания в учебной деятельности школьника/ http://www.suzunadm.ru

Интернет-ресурс https://infourok.ru/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание и его роль в воспитательном процессе учащихся начальной школы

Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что домашнее задание - это что-то о проверке моральной устойчивости всей семьи учащегося начальной школы. Для чего же оно вообще нужно?

Хочется в своей статье подробно разобрать важность домашних заданий и непосредственную цель и роль в учебном процессе.

Начальная школа - первая ступенька на пути в огромный мир образования. Это начало, которое задаёт дальнейшее движение не только в учебной деятельности, но и в становлении личности в том числе. И от того как организован этот старт, будет зависеть как будет выглядеть конечный пункт назначения. Домашнее задание, как ничто иное, способно оказывать значительное влияние в этом пути.

На уроках заранее составлен четкий план и последовательность действий, помимо чего имеется и временное ограничение занятий. Не остаётся без внимания и тот факт, что дети не всегда готовы морально к школе и не всегда в силах быстро перестроиться с дошкольной жизни. Но и не секрет, что начальные школы, в частности в строящихся новых районах в городах - переполнены. В классах численность учеников порой переваливает за 40 человек. Конечно, в совокупности выше сказанного, ребёнку может крайне сложно даваться приобретение знаний. И на помощь в таких ситуациях приходит именно наличие домашнего задания. Хочется подчеркнуть его важность и донести это до родителей.

Наличие домашнего задания, особенно в начальной школе, это как ничто иное, как начало воспитания самостоятельности. Именно начало. Конечно, первое время ребёнку понадобится помощь родителей. Чтоб они направили и подсказали, но постепенно уровень работы непосредственно лично ребёнком будет возрастать. Это, пожалуй, ведущая роль данного вида деятельности ученика.

Следующая важная роль домашнего задания представлена тем, что это является одним из видов самоконтроля. Ребёнок начинает придумывать для себя схемы, шпаргалки, рисунки для лучшего запоминания материала и возможности более на высоком уровне продемонстрировать свои навыки на уроке в классе.

Домашнее задание- это определённый вид творчества. Проявление своей индивидуальной, даже авторской работы.

Так же, как взрослый, например, не может на работе отказаться от заполнения определённых бумаг, отчётов и т. д, так же и домашнее задание уже с юных лет приучает к дисциплине и закладывает ответственность.

Само собой разумеющееся, домашнее задание не всегда вызывает восторг и радость у учащихся начальной школы и их родителей. Оно требует времени и усилий, и порой может быть вызовом для слабых и незаинтересованных. Однако, практика показывает, что дети, которые регулярно выполняют задания дома, имеют больший успех в учебе и лучше осваивают материал.

Решив разобрать данную тему, мне, как учителю, стало очень интересно, а известно ли когда и каким образом появилось домашнее задание в образовании. Оказалось, оно имеет по истине древнейшие корни. В Древнем Китае преподаватели давали задания своим ученикам для тренировки и углубления знаний. В Древнем Риме ученики получали на дом чтение и написание сочинений. В средневековой Европе давали задания по чтению и пересказу текстов, изучению математических примеров и задач. Одним из непосредственных основоположников появления такого вида деятельности является Фридрих Вильгельм, живший в XIX веке в Пруссии. Он предложил специального учителя, который проверял и прорабатывал материал для индивидуального обучения детей за стенами школы. Так же одним из инициаторов внедрения домашних заданий в образовательный процесс считают Яна Амоса Коменского; немецкий преподаватель, разработавший новые метода обучения, где домашнее задание являлось средством повторения и закрепления материала.

Домашние задания были и в религиозных организациях. В Средние века монахи часто давали детям задания на чтение Библии и изучение религиозных текстов. Далее это становится традицией в других странах и школах.

Л. Н. Толстой в своей Яснополянской школе, не задавал работу детям на дом, он приравнивал это к испорченному вечеру. К. Д. Ушинский, считал для того, чтобы давать задание ребёнку вне школы, он должен быть к этому сначала подготовлен.

Таким образом, отношение к домашнему заданию в образовательных целях - было всегда спорным моментом, не всегда обязательным, но с течением времени отношение к нему изменилось.

Домашнее задание приучает к самостоятельности, формирует умение поиска необходимой информации, является помощью в освоении знаний и тренировке навыков, ребенок учится анализу и мышлению. Оно позволяет ребёнку распорядится своим временем в таком количестве на учёбу, сколько нужно конкретно для него самого, без ограничения временным промежутком, отведенным на урок.

Ну и подведя итог всего вышесказанного, думаю, становится понятно, что все-таки уроки на дом, это не про что-то из принуждения к мучению.

Закончить свою статью хочу словами известного философа Иммануила Канта: «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».

Список литературы

Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983

Интернет-ресурс: мама в теме/ http://mamavteme.ru

Интернет-ресурс: дети@mail.ru/http://deti.mail.ru

Интернет-ресурс: реальные родители/http://real-parents.ru

Интернет-ресурс: о значении домашнего задания в учебной деятельности школьника/ http://www.suzunadm.ru

Интернет-ресурс https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Гуманизация образовательного и воспитательного процесса в начальной школе.школе

Данный материал представлен в форме доклада и презентации. В работе раскрывается актуальность данной темы, основные принципы гуманизации образования и воспитания в начальной школе.Гуманизация обр...

Особенности воспитательного процесса учащихся в школе, воспитание ребенка дома.

Познакомить с важными особенностями воспитательного процесса в школе и классе, обсудить главные вопросы воспитания дома и решить пути выхода проблемных ситуаций....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....