Педагогическая мастерская для родителей «Использование мнемотехники для развития речи детей»
методическая разработка

Наумкина Наталия Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская  для родителей

«Использование мнемотехники для развития речи детей»

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  в работе с детьми.

Оборудование и материалы: мнемотаблицы, листы с заданиями, фломастеры, карандаши.

Ход мероприятия.

      Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в педагогической мастерской, где  Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

     В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

       Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Использование мнемотехники для развития речи это новое направление, но воспитатели активно используют данную технику в своей работе для заучивания с детьми стихотворений, пересказе сказок и рассказов, составлении описательных рассказов. Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и рассказов, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов или рекламу?

       Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка). Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

      К.Д. Ушинский говорил «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

      Мнемотехника - специально разработанные приемы и способы запоминания.

    Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

       Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

        Мнемотаблицы - это дидактический материал  Их можно использовать для:

обогащения словарного запаса;

обучения составлению рассказов;

пересказов художественной литературы;

отгадывания и загадывания загадок;

заучивания стихов.  

Мнемотаблицы для составления  описательных рассказов  (об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

На примере этой схемы мы предлагаем вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт,  и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи.

Мнемотехника в заучивании стихотворения    

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

          А сейчас вашему вниманию представляем мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом» ).

  А теперь попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.

Перед нами ёлочка :

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

 

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов  широко используем мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.  

Мнемотаблицы в разгадывании загадок

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; понимание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
Загадка – это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение, составлять загадки, повторять, опираясь на схему.

Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

  (Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу к загадке. Родители работают в парах. После, все готовые мнемотаблицы вывешиваются на доску, и родители читают мнемосхемы загадок и отгадывают их.

          А сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру «Угадай-ка». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

Рефлексия:

Рефлексия участников:

  • Для чего применяется мнемотехника;
  • Итак, мнемотехника…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника для развития речи детей.

Мнемотехника - это система приемов и методов для запоминания информации. Мнемотехника (или как её еще называют мнемоника) использует для запоминания мысленное упорядочивание (расположение) запоминаемо...

Статья Мнемотехника – наиболее эффективный способ развития речи детей

Мнемотехника-наиболее эффективный способ для развития речи детей любого ДОУ, а также учащихся младших классов. Использование педагогом мнемотаблиц позволяет ребенку быстро и легко запоминать текст....

Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям...

«Использование мнемотехники в развитии речи детей с ОВЗ»

Мнемотехника на уроках в начальной школе.Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное кол...

Мастер - класс "Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"

Мастер - класс для педагогов !Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)...