Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
статья (1 класс)

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Перевесьевская основная общеобразовательная школа»

Доклад

на тему:

«Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Подготовила учитель начальных классов, воспитатель: Тремасова В.М.

2023г.

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Учителю необходимо:

-следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

-поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ»                                                                                №   273 - ФЗ от                          29.12.12        впервые закреплены положения об  инклюзивном,  то  есть  совместном,  обучении  и  воспитании  детей  с          ограниченными  возможностями здоровья. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Обучение на дому - это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:

·   реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);

· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому (инклюзивное обучение).

Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить в первой половине дня. В процессе обучения необходимо учитывать здоровье сберегающие технологии, предполагающие физкультминутки и динамические паузы. В середине недели детям дается один выходной день.

У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Характер усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько отличается от возможностей обычных школьников,  в силу их образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал, необходимо тщательно разрабатывать и реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ. Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрения его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в соответствии с возможностями ребёнка. Обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно- развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов.

Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.

Список использованных источников

  1. https://infourok.ru/organizaciya-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-obuchayuschihsya-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzivn-417429.html
  2. http://sanschool-nv.ru/storage/app/media/uchitelym/opornyj-obrazovatelnyj-centr/inkluziya/6-metodicheskie-rekomendatsii.pdf
  3. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00777936_0.html
  4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=23641
  5. https://educontest.net/ru/26559/особенности-организации-инклюзивног/
  6. https://solncesvet.ru/организация-инклюзивной-образовател/
  7. http://miknachschool.ucoz.ru/publ/organizacija_raboty_s_uchashhimisja_s_ovz_v_uslovijakh_vnedrenija_inkljuzivnogo_obrazovanija/1-1-0-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклю...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...