Главные вкладки

    План-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме:
    Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

    Калаева Светлана Сосланбековна

    Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Principy_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchenikami.rar2.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    Принципы работы с неуспевающими учениками

    Учитель начальных классов  

    КАЛАЕВА СВЕТЛАНА СОСЛАНБЕКОВНА

    УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ

    ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

    Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

    1.       Физиологические;

    2.       Психологические;

    3.       Социальные

    Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

    Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

    Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

    Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

    При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

    С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

    1.       Недостатки познавательной деятельности

    -    несформированность приемов учебной деятельности;

    - недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

    - неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

    2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

    I. Недостатки познавательной деятельности.

    Несформированность приемов учебной деятельности

    Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

    ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

                 - составление плана тезисов;

             - составление логической схемы прочитанного;

             - формулирование главной мысли.

    Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

    Недостатки развития психических процессов

    Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но  естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

    НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

    Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

    Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

    Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

    Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

    - дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

    - не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

    - путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

    - следует осторожно оценивать неудачи ученика;

    - желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

    II. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

    Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

    2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

    3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

    4.        Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

    5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

    6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

    7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

    8.        Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Принципы проведения психолого-педагогического исследования

    Принципы проведения психолого-педагогического исследования...

    Периметр и площадь составных фигур

    Для самостоятельной работы и проверки с экрана....

    Почвы Краснодарского края

    Разработка урока....

    Изготовление прихватки

    урок по ручному труду...

    Конкурсно-игровая программа "Счастливый случай"

    Конкурсно- игровая программа "Счастливый случай" посвящена празднику 8 марта. В игре принимают участие учителя, уче...

    Термометр

    Урок по развитию устной речи...

    Грамота МИОО, ЦИТиУО, ОМЦ 2011

    За распостранение опыта работы...

    Развитие творческих способностей учашихся через систему внеклассных мероприятий.

    Доклад "Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий" подготовлен для выступления на ...

    Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.

     Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.Цель данного...

    Комментарии

    Губарева Юлия Михайловна

    Спасибо большое за материал! Очень интересно!

    Но мне вот не совсем понятно, как это все оформляется для портфолио учителя. Подскажите ,пожалуйста.

    Беляевская Татьяна Яновна

     Уважаемая Юлия Михайловна!  А что вы хотите вложить в портфолио? Я выступала с этим уроком на мастер-классе. Поэтому у меня это пойдет  как распространение собственного опыта через выступление на методических объединениях, семинарах и т.д. Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос.

    Беляевская Татьяна Яновна

     Уважаемая Светлана Сосланбековна! Извините, что влезла в комментарий, просто не туда посмотрела.

    Калаева Светлана Сосланбековна

    Спасибо всем!

    Кондакова Марина Николаевна

    Большое спасибо за материал, я тоже использую некоторые методы в своей работе, это даёт на самом деле большой эффект.
    Кондакова Марина Николаевна

    Очень интересные методы, я тоже использую некоторые в свой работе. Это даёт большие результаты.