Доклад на МО классных руководителей" О воспитании у школьников добрых чувств к людям"
статья по теме

Желавская Ольга Васильевна

Данный доклад поможет учителям и классным руководителям понять, что недопустимо унижение личности ребёнка, его человеческого достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Doklad_na_mo_kl._ruk..doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

         

                                     

                                                                                                                                             

                                                                                                .

                           

   Изменения, пришедшие в школу вместе с перестройкой, имеют как позитивные, так и негативные стороны. К позитивным следует отнести повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, а также развитие деловых качеств. К негативным сторонам относится некоторый спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности  в частности, таких, как доброта с ее производными: сострадание, сопереживание, доброжелательность.

   Крен в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и перестройкой, ее прагматическим началом, не замедлил дать свои всходы. В чем-то дети стали другими, все чаще и чаще можно услышать мнениe о дефиците доброты, в том числе и  школьников. « Дети стали более эгоистичными, дерзкими,   непослyшными» - такое мнение распространено сегодня о наших детях. Неслучайно все отчетливее проявляется себя тенденция повышения внимания передовой части общества к издержкам воспитания и к необходимости его существенной корректировки в сторону развития  высших человеческих качеств. Так, все чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать все чаще и чаще.

    Отрадно, что хотя  с опозданием, общественность и педагоги заговорили об актуальных на сегодняшний день задачах воспитания. Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

    В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям.

    Возникает вопрос: в полной ли мере современная школа использует свой и детский потенциал для воспитания у  школьников добрых чувств  к  людям, формирует ли она те чувства, к которым ребенок предрасположен от рождения?

     Наблюдение за поведением младших школьников, как в школе, так и вне ее не дает положительного ответа на поставленный вопрос. Действует сила отрицательного примера со стороны взрослых,  в том числе нередко и родителей, озабоченность которых благополучием и удачей часто затмевает или отодвигает на второй план нравственныe ценности, а также бытующее искаженное представление о свободе как о вседозволенности.

    Как уберечь школьников от возможного дурного влияния и предотвратить начало очерствления души? Что необходимо предпринять, чтобы уже в начальной школе ученик поверил в незыблемость нравственных основ жизни, которые не смогут быть вытесненными новыми интересами, пристрастиями или обстоятельствами жизни.

    Воспитание доброты вряд ли можно свести к каким-либо отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс, каждое его звено. Особое место в воспитании добрых чувств к людям занимает личность учителя. Может ли дойти до ребенка доброе слово недоброго по своей сути воспитателя? Конечно нет. ВОТ как учащиеся оценивают личность педагога, как бы интуитивно положив в основу его характеристики доброту: «Учительница у нас красивая, потому что добрая и справедливая!».

    В каждом слове воспитателя должны содержаться доброжелательные нотки, доброе

начало должно пронизывать всю область воспитания, а доброе отношение к ученикам- должно стать одним из важнейших критериев педагогической целесообразности в мерах воздействия на них.

   Здесь мы касаемся темы педагогического такта, назначение которого состоит в умении грамотно расположить ученика к восприятию той или иной меры педагогического воздействия, в том числе и требования, и осуждения,  и даже наказания, настроив его соответствующим образом. Нотки, несущие в себе звуки добра, становятся аккумулятором действий учителя, их психической основой, смягчающим началом.

    Воспитанию доброго отношения к людям могут служить и специально организованные занятия (занятия клубного типа, утренники, беседы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на самооценку и т.п.). Каждое такое занятие подводит школьников к необходимым знаниям о гуманизме (и доброте,  как об одном из его проявлений), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные учениками  в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеждения лишь при условии, если они будут постоянно подтверждаться и подкрепляться наглядными примерами, в первую очередь примерами из опыта самих школьников, из их повседневной жизни. Роль наглядного примера и умелого его анализа в воздействии на младших школьников трудно переоценить. Приведем пример соответствующей беседы.

     Идет беседа на тему «Волшебные слова». От добрых слов дети, ведомые учителем, перешли к разговору о добрых делах, добрых поступках. И вот встает девочка и бойко рассказывает, как она помогла женщине с палочкой поднести тяжелую сумку. Тут же, повернувшись к своей подружке и указывая на нее пальцем, говорит: -А Лена не помогла, а еще смеялась надо мною, когда я помогала.  Сказано это было с нотками победности в голосе. И вот уже весь класс смотрит на Лену, которая сидит красная и смущенная. Подруга публично унизила ее. «Молодец, - говорит учитель девочке. - Молодец, что помогла. Кто еще расскажет о своих добрых делах, о добрых поступках? Достаточно ли было такой реакции учителя? Конечно, нет! Случай представился такой, что, поощряя девочку, нужно было выразить удивление ее тоном и вернуться к теме «Волшебные слова». Главный урок, который ученики должны были извлечь из этой части беседы: добрые дела не любят шума.

    К сожалению, в школьной практике приходится встречаться и с более грубыми ошибками, а иногда и совершенно недозволенными приемами воздействия на учащихся.

     Одна из телевизионных передач познакомила аудиторию с учительницей начальных классов (с сорокалетним стажем работы), которая решила проучить школьника, плюющегося на товарищей по классу. Учитель собрала всех в круг и, поставив в центре провинившегося, каждому разрешила ответить тем же обидчику, т.е. плюнуть на нeгo.

Аудитория (в которой присутствовали и учителя) разделилась на две части: одни в гневной и категоричной форме осуждали такого, с позволения сказать, учителя; другие пытались оправдать ее, приводя в качестве аргумента недостаток строгости во взаимоотношениях с детьми.

    Бесспорно присоединяясь к тем, кто не могут  ужаснуться по поводу такой «Находки» учителя, попытаемся  порассуждать в русле возникшего сюжета.

    Упростим, а заодно приблизим к реальности представленную ситуацию. Допустим, что в классе действительно есть мальчик с такой дурной привычкой. Допустим и то, что в классе нашлись такие ученики, которые, решив отомстить обидчику, ответили ему тем же. Первое, что, несомненно, должно озадачить учителя, это вопрос, почему такое могло произойти в его классе? Дальнейшие его размышления должны касаться непосредственно мальчика, с которого началась эта неприглядная история. Учителю стоит задуматься, почему мальчик позволяет вести себя так непристойно, что могло побудить его к  такого рода поступкам? Ведь не исключено, что мальчика не любят в классе, и таким способом он решил отомстить обидчикам. Возможно, что такого рода поведение является для него формой самоутверждения, а также не исключено и то, что для мальчика это своеобразная игра, в которой он видит себя героем, выступающим против всех. Но, скорее всего, это результат того, что поступок не был пресечен своевременно и мальчику не разъяснили, насколько некрасиво такое поведение.

    Главное, что, на наш взгляд, необходимо сделать, - это привлечь класс к анализу и оценке происходящего. Беседу необходимо начать с вопроса: «Как вы относитесь к поступку вашего товарища, который позволяет себе плеваться на вас? Можете ли вы одобрить такой поступок?, Несомненно, что большинство школьников дадут отрицательный ответ. Затем учитель должен спросить: «Как вы относитесь к тому, что некоторые из вас отвечают обидчику тем же неблаговидным способом, Т.е. посылают ответные плевки? Оправдываете ли вы это? В этом случае найдутся не только такие, кто осудит, но и такие, кто оправдает, оценит такой поступок как справедливый: «Так ему и надо. «Как он, так и мы . Тогда возникает основание для беседы на другую тему.

    Скорее всего, с помощью психологического расчета учителю удастся добиться переоценки неблаговидных поступков, и не только со стороны тех, кто не поддался искушению отомстить за себя или за своих товарищей, но и со стороны тех, кто этого искушения не смог избежать. В чем же состоит психологический расчет? В том, что оценочные суждения школьников, касающиеся поведения того, кто первым поступил плохо, соотносятся с оценкой собственного поведения (Ведь я тоже поступил некрасиво! ). В возникшей ситуации легче признать свою оплошность и тому, кто первым поступил плохо («Ведь учитель и одноклассники осудили не только  меня, но и тех, кто мне подражал.» ).

   Гуманистическое направление в воспитании требует от учителя чрезвычайной осторожности и гибкости, умения проектировать конечный результат и подходить к оценке результата воздействия с позиции нравственных критериев. К каким бы мерам педагогического воздействия учитель ни прибегал, в том числе и к наказанию, он и на минуту ни должен забывать о главном -ни при каких обстоятельствах недопустимо унижение личности ребенка, его человеческого достоинства.

   В заключение предложим  стихотворение, которое можно использовать с целью воспитания у детей  школьного возраста доброго отношения к людям.

Какой же ты извлек урок

и что возьмешь для жизни впрок?

Проверь себя на доброту,

Задай себе вопросы:

«Кто из дpузей в твоем кругy,

А кто знакомый просто?

Из близких с кем тебе тепло,

Чем отвечаешь на добро?

В почете ль бабушка и дед?

 Пять, если да,

А если нет,

Спроси с себя построже ...

А сможешь ли простить того,

 Кто вдруг тебя обидел?

В поступке ты увидел зло,

Иль зла ты не увидел?

Поведать можешь и о том,

Как дружишь ты с твоим котом

Иль с псом домашним тоже,

Не обижаешь ли кого?

Поставь еще вопросы ...

И оцени себя ты сам,

Но будь к себе построже ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему "Медаль за..." в 4 классе \ воспитание чуткости, милосердия, уважения к людям старшего поколения.

Классный час "Медаль за ..." проводится в 4 классе в месячник, посвященный "Дню защитника Отечества к 23 февраля.Цели:  развитие представлений  учащихся  об общечеловеческих качествах: ...

Воспитание у школьников добрых чувств к людям

 Нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Доклад "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"

Доклад на тему: "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"...