«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»
статья по теме

 

(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_oer_maslovoy_a.a._06_-_07.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Усть – Илимска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

«Организация образовательного пространства

развития детей в рамках полного учебного дня»

(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)

       

Автор: Маслова Александра Алексеевна,                                          

                                                                          учитель начальных классов

           МОУ «СОШ №8»         

Усть – Илимск,   2007 год.

Содержание

Введение                        

Глава 1. Методологические основы ОЭР

Глава 2. Пути и методы решения  задач ОЭР

Глава 3. Сравнительный анализ исследований. Выводы

Приложения

Литература


Введение.

 Актуальность темы:

Возраст 6-7 лет характеризуется психологическим кризисом, и он имеет свои особенности, следовательно, работа с детьми в педагогическом плане должна строиться по-другому, не так, как в стабильные периоды их развития, т. е. образование детей, требует других задач, условий и способов организации.

В настоящее время в школу поступают дети, значительно более развитые. Очень многие знают буквы, умеют читать, имеют широкий кругозор. Они много знают и многим интересуются. Это и не удивительно, ведь они получают огромный поток самой различной информации. А поступив в школу, ребёнок буквально захлёбывается от переполняющих его впечатлений, получаемых непосредственно из жизни, которую он не только созерцает, но  в которой и сам непосредственно участвует. В разнообразной деятельности формируется нравственное самосознание ребёнка, его самооценка, уровень притязаний, осознаются свои возможности. И наши дети нуждаются в повседневном, внимательном и чутком руководстве старших. Только методы и стиль этого руководства должны быть другими. В основе этих новых методов должно лежать уважительное отношение взрослого к личности каждого ребёнка, понимание его желаний, стремлений, его трудностей. Стремление вызвать у детей самостоятельность, инициативу в решении как поставленных задач, так и в собственной постановке новых задач возможно только в том случае, если полностью или частично изменить пространство окружающее их.

Образовательная практика должна строиться на выделении деятельностных структур и механизмов, лежащих в основе знания. С этой точки зрения необходим принципиально иной подход к процессу образования, где бы ребёнок включался в изучение процессов происхождения знания, осуществление самостоятельных предметно-практических действий. Содержанием образования должно быть развитие мыследеятельностных способностей (мышления, воображения, коммуникаций, действия, понимания, рефлексии), которые дадут ребёнку возможность осваивать разные предметные области и развивать их, самостоятельно ставить цели, проектировать ситуации, быть субъектом образовательной деятельности.

Цель ОЭР: изучить условия создания образовательного пространства развития детей в рамках  полного учебного дня.

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку возможность ориентироваться и адекватно действовать в ближайшем окружающем его мире.

2. Обеспечить здоровьесберегающих условий и охрану здоровья детей.

3. Создать насыщенную культурно-образовательную среду, обеспечивающую проявление всего комплекса индивидуальных склонностей и задатков детей.

4. Вооружить детей соответствующими ближайшей зоне развития представлениями, навыками, умениями, способностями.

5. Развивать и поддерживать у детей познавательную мотивацию и положительные эмоции.

6. Создать единое культурно-образовательное пространство для детей 6-11 лет.

7. Организовать психолого-педагогическую работу с родителями.

8. Культивировать у детей творческое ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью.

 Объект ОЭР: культурно-образовательное пространство развития детей, учащиеся и их родители.

 Предмет ОЭР: влияние специально организованной предметно-развивающей и социокультурной среды на личностный рост детей; процесс формирования мыследеятельностных способностей: мышления, коммуникации, воображения, действия у детей младшего школьного возраста.

 Гипотеза: если правильно организовать образовательное пространство в данном классе, то будет создана и реализована образовательная модель организации жизнедеятельности детей, отвечающая требованиям непрерывного образования в системе РО.

 Ожидаемые результаты: в результате организации созданное образовательное пространство должно соответствовать следующим требованиям

  • Жизнь, детей в школе должна быть понятна детям и иметь смысл для самих детей.
  • У школьников формируются навыки самоорганизации в учебной деятельности.
  • У учащихся формируются определённые образовательной программой способности и ЗУНы, письменная речь и опыт коммуникации.
  • Школьники приобретают опыт рефлексии действия, исследования.

Методы исследования:

          1. Фактический уровень ЗУНов.

          2. Социометрия.

          3. Исследование уровня воспитанности.

          4. Методика изучения умственного развития детей.  

          5. Методика исследования самооценки.

          6. Исследование учебной мотивации.

          7. Исследование уровня тревожности.

  Этапы реализация программы:

Сроки реализации исследования 4 года./2003-2007гг./

Глава 1. Методологические основы ОЭР

Образовательное пространство- это пространство, заполненное не только предметными учебными занятиями, но и специально созданная культурно образовательная среда, предусматривающая развитие всех способностей и задатков каждого ребёнка.  

Младший школьный возраст представляет собой именно тот период детского развития, на протяжении которого недостаточно осознанные и управляемые умственные процессы превращаются в развёрнутую, сознательную и целенаправленную деятельность.  В начале школьного обучения дети ещё не умеют активно заучивать учебный материал, систематически наблюдать, быть постоянно внимательными, если учитель предварительно  не организовал эти их процессы. Если урок в младших классах не возбуждает достаточно интереса, однообразен, не сопровождается положительным эмоциональным переживанием, дети быстро начинают отвлекаться, становятся излишне подвижными, болтливыми, неусидчивыми.

В младшем школьном возрасте правильная организация деятельности ребёнка возможна лишь в том случае, если её цели близки школьнику и внутренне связаны с содержанием самой его деятельности. Для младшего школьника недостаточно иметь в виду лишь далёкий конечный результат своей деятельности, ему нужны частные ближайшие цели, непосредственно вытекающие из того, что он делает сейчас. Точно также в младшем школьном возрасте недостаточно, чтобы процесс учения побуждался лишь далёкими и высокими социальными  мотивами. Детям младшего школьного возраста нужны и ближайшие мотивы. Им нужно ощущение успеха от каждого выполненного задания, они должны каждый раз видеть, чему научились, и как оценивается их труд.

В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям личностно ориентированная среда. Это возможность удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребности в безопасности; потребности групповых норм и идеалов; потребности в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в труде. значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; потребности в овладении всё более высоким уровнем мастерства; потребности в самоактуализации личности.

Глава 2. Пути и методы реализации задач ОЭР

В 2003 году в рамках проекта «Материнская школа» был создан класс из 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки). Дети находились в школе с 8.45 и до 18.00 часов. Необходимо было создать для детей такие условия, чтобы им было не только комфортно, но и каждый ребёнок смог бы раскрыться как личность со своими способностями и задатками.

В 2003-2004 учебном году были разработаны концептуальные основания данного исследования. Составлена программа ОЭР.

 Для создания насыщенной предметной, культурно-образовательной среды, обеспечивающей проявление задатков детей и их развитие, была проведена следующая работа:

Совместно с педагогом физкультуры Саенко А. И. была разработана программа по охране здоровья учащихся в образовательной школе в режиме учебного и продлённого дня (Приложение 1). В ходе апробации данной программы, возникла необходимость введения дополнительных занятий физической культуры. Каждодневные прогулки, частые экскурсии, проведение физкультминуток и зарядки для глаз на каждом занятии позволяют поддерживать высокую трудоспособность учащихся в течение всего рабочего дня.   Проведенные классные часы о вреде курения, алкоголизма, наркомании, просмотр и  анализ фильма «Кто предупреждён - тот спасён», позволяют формировать у учащихся:

- знания о законах развития своего организма, своей индивидуальности, неповторимости;

- умения правильно действовать в  экстремальных ситуациях;

- адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям.

Работа по данной программе ведется в течение всего обучения  детей в начальной школе.   

Выработана новая структура учебного дня. Сущность этой структуры состоит в  чередовании уроков интеллектуального цикла с творческими занятиями, что дает возможность сохранять учащимся высокую продуктивность учебного труда  в течение всего дня.

Расписание во второй половине дня построено таким образом, что учащимся предлагаются занятия на выбор (бисероплетение, работа с берестой, роспись по дереву, резьба по дереву, вязание, изготовление кукол, театр, этические беседы, гимнастика, химия и др.), для проведения  которых  привлечены специалисты по творческому труду. Данные занятия развивают у детей не только эстетический вкус, но и умение видеть прекрасное, наблюдать, воображение, мышление, память, мелкую моторику мышц, а также повышают стремление детей познавать новое и дают массу положительных эмоций.  Каждый ребёнок выбирает себе занятия по душе, но, общаясь с одноклассниками и обмен6иваясь впечатлениями, у детей возникает желание попробовать себя в новом деле.

На протяжении всего обучения детям были предложены разнообразные формы взаимосотрудничества. Одной из таких форм является сюжетно-ролевая игра «Подводная лодка». Правила игры предусматривают разбиение всего класса на небольшие группы. Каждая группа имеет своего командира, капитаном всего корабля является учитель, а его помощником - лидер класса. Группы получают задания и отчитываются о его выполнении  по цепочке вверх. Эта игра помогает  развить у детей чувство взаимопомощи, ответственности и активно вовлечь каждого в жизнь коллектива.

        В 2004-2005 учебном году, учитывая, что большинство учащихся класса - мальчики,  использовалась другая форма работы с классом - по типу кадетского. Жизнь коллектива полностью подчинилась законам морских гардемаринов. Спектр занятий по выбору  стал шире.   Ребята стали  посещать занятия  по борьбе, стрельбе, строевой подготовке, танцам и философии.

Так как дети данного класса находятся в школе весь день, стало возможным частое посещение городских библиотек, развлекательных центров города, краеведческого музея и  т.д. Были организованы экскурсии на предприятия города с целью знакомства с историей города, жителями города, различными профессиями. Эти мероприятия дают возможность ребёнку ориентироваться и адекватно действовать в окружающем его мире, учиться самостоятельно делать выбор, а так же делают его жизнь более насыщенной и интересной.

        Стало доброй традицией проведение совместных праздников, дней рождений, спектаклей и дней открытых дверей для родителей класса. Учащиеся принимают активное участие в жизни школы, в различных акциях, играх и конкурсах. Так, класс занял 8 место и 2 место в личном первенстве (Михайлов Саша) в общешкольной экономической игре. Ребята приняли участие в городском поэтическом конкурсе «О тебе пою, Усть-Илим», где Юларжи Андрей занял 1 место. В школьной игре «Зарничка» класс занял 1 место среди  всех четвёртых классов. Во всероссийском  конкурсе рисунков «Моя Родина—Россия» 6 человек отмечены дипломами. Дети с увлечением занимаются проектной деятельностью. Ими были созданы и успешно защищены   проекты: «Природа нашего края», «Моя родина – Усть-Илимск», «Если хочешь быть здоров…»,  результаты которых  представлены в виде альбомов с творческими и исследовательскими работами учащихся. Материалы проектов интересны ученикам начальной школы и используются   ими при подготовке к урокам.

        Учащиеся данного класса занимаются по программе «Школа 2100». Эта программа составлена по принципу минимакса, т.е. даёт возможность развития, как для одарённых детей, так и слабо успевающих  и предусматривает построение учебных занятий по технологии проблемно – диалогического обучения, что обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей. А использование групповых форм работы помогает поддерживать интерес детей на уроке, учит плодотворному взаимодействию  друг с  другом, умению добывать знания самостоятельно, воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, формирует учебную мотивацию, что в свою очередь ведёт к росту уровня умственного развития.  Это  подтверждается  участием детей в олимпиадах и конкурсах.

  • Всероссийские конкурсы «Кенгуру» и «Медвежонок» (3 чел. отмечены дипломами),
  • Городские олимпиады (Михайлов А.—2006 г.—2 место—русский язык, 2007 г.—5 место—русский язык),
  • Всероссийский марафон «Твои возможности—2007»   (победители в номинации «Самая функционально-грамотная команда»),
  • Всероссийская дистантная олимпиада  по математике (з чел. отмечены дипломами),
  • Школьные олимпиады по предметам (1 и 3 места по русскому языку, 3 и 4 место по математике, 1 место по окружающему миру).  

        Педагоги, работающие в данном классе,  простраивают свою деятельность с учащимися в одном направлении,  используя принципы гуманистического воспитания:

  • Социальной активности;
  • Социального творчества;
  • Взаимодействия личности и коллектива;
  • Мотивированности;
  • Проблемности;
  • Индивидуализации;
  • Опоры на ведущую деятельность.

 Эти принципы позволяют воспитывать личность, способную к самостоятельному выбору  и принятию решений, способную противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение.

        Для отслеживания развития каждого ребёнка класса  были разработаны аттестационные листы учащихся, как по предметам, так и по социальному становлению и индивидуальным склонностям в учёбе (Приложение 2). Аттестационные листы дают возможность сделать сравнительный анализ развития и роста каждого ребёнка на протяжении всего обучения в школе.

Были проведены диагностики на предмет адаптации детей к школе, мотивации учебной деятельности, выявления уровня развития межличностных отношений в классе, уровня воспитанности каждого участника данного коллектива.  

Родители класса, школьный психолог, педагоги, работающие в классе заместители директора  по воспитательной и учебной работе отмечают рост уровня воспитанности детей.  Это выражается в положительном изменении поведения учащихся на учебных и внеклассных занятиях, что в свою очередь является результатом формирования адекватной самооценки учащихся.  Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своём собственном мнении.

Глава 3. Сравнительный анализ результатов исследований

Исходя из поставленных задач ОЭР, были определены методики необходимых исследований:

  • Социометрия. Автор Дж. Морено.
  • Уровень воспитанности. Автор Н.П. Капустин.
  • Самооценка. Автор Л. Петерсон.
  • Учебная мотивация. Автор Н. Лусканова.
  • Уровень умственного развития. Автор Э. Замбацявечене.
  • Уровень тревожности. Автор Филипс.
  • Успеваемость и качество знаний.

Все исследования  (Приложение 3) проводились на протяжении четырёх лет обучения.   Проведённая работа и созданные условия для учащихся позволили получить данные, свидетельствующие:

  • о стабильности обучения и росте умственного развития детей,
  • о снижении нервно-психических нагрузок учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний,
  • о росте уровня воспитанности,
  • о создании у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью,
  • о формировании адекватной самооценки учащихся,
  • о возможности проявления каждым из детей индивидуальных склонностей и задатков,
  • об умении учащихся ориентироваться и адекватно действовать в окружающем его социуме.  

Исходя из вывода, подтверждённого данными исследованиями, можно говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение.

                                                         Приложение 1

Программа работы по охране здоровья учащихся  в режиме учебного и продленного дня в общеобразовательной школе.

Авторская группа:

1. Саенко А. И., учитель физкультуры, заслуженный учитель РФ

мастер спорта, участник соискания первой и второй Национальной премии «Здоровое поколение XXI века».

2. Маслова А.А., учитель начальных классов, I квалификационная категория, психолог.

Целью является обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся класса в школе, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательного процесса.

Направления, по которым реализуется программа

  • Организация учебно-воспитательного процесса в классе.
  • Создание вариативности режимных моментов в классе.
  • Медицинское обследование учащихся и системное наблюдение за  состоянием их здоровья.
  • Организация рационального питания учащихся.
  • Организация взаимодействия специалистов 3 профилей: медиков, психологов, педагогов, через психолого-медико-педагогические консультации в классе.
  • Развитие инновационной работы в классе по вопросам здоровья.
  • Внеклассная оздоровительно-массовая работа.
  • Профилактика детского травматизма.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • Приобщать детей к знаниям о законах развития своего организма, своей индивидуальности, неповторимости.
  • Формировать знания и умения по защите здоровья от последствий вредных факторов и экстремальных ситуаций.
  • Формировать адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям: пьянству, курению, наркомании и т. д.

Система средств:

  • Учебные предметы: «Окружающий мир»,  физическая культура.
  • Валеологизация основных предметов школьного курса.
  • Кружковая работа, тематические вечера, учебные экскурсии.
  • Пятиминутки на классных часах, самоподготовках, где уделяется внимание пропаганде здорового образа жизни.
  • Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

  • Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия на уроках и самоподготовках.
  • Подвижные игры на переменах и в свободное от уроков время.
  • Общественно-полезный труд, особенно на пришкольном участке при уборке территории, воспринимая это не только как обязанность и приобщение к труду, но и как тренировку опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

 Спортивно-массовые  мероприятия

  • Спортивные кружки и секции.
  • Соревнования, турниры, конкурсы.
  • Ежемесячные дни здоровья.

Примерный вариант планирования и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на уроках

1 урок - одна пауза через 20-25 минут после начала урока. Упражнения из раздела «Гимнастика ума».

2 урок - // -

3 урок – первая пауза – динамическая.

             - вторая пауза - гимнастика для глаз.

4, 5, 6 урок – первая пауза - динамическая. Упражнения на снятие статического напряжения.

                     - вторая пауза – в конце урока. Упражнения на снятие усталости, релаксацию мышечного напряжения.

При организации оздоровительных мероприятий важно соблюдать 4 условия:

  1. Учащиеся должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогам необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое они предлагают детям.
  2. Создать условия, при которых ученик будет выполнять упражнения с удовольствием. «Заставлять» ребёнка заботиться о своём здоровье не только бесполезно, но и вредно.
  3. Педагог должен не только выполнять упражнения вместе с детьми, но и демонстрировать свое личное отношение к ним. Человек, демонстрирующий пренебрежение к своему здоровью, не может сформировать противоположное отношение у ребёнка.
  4. Необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность школьников. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные дезорганизующими.   

Гимнастика ума.

Упражнения, которые улучшают кровообращение, способствуют насыщению мозга кислородом, сбалансированной работе правого и левого полушария.

  • МАССАЖ УШЕЙ.

Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.

  • «СЦЕПЛЕНИЕ КУКА».

Ноги скрестить, руки прямые перед собой скрестить, вывернуть и держать их полминуты. Стоять спокойно, удерживая равновесие, язык касается нёба. Вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой.

  • «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЁРКИ».

Ставят большой палец руки, протягивая руку вперёд, на уровне глаз. Пальцем в воздухе пишем большие восьмёрки, глазами следим за пальцем. Затем другой рукой и обеими руками.

  • «СЛОН»

Голова «приклеена» к плечу, рукой как хоботом, пишем восьмёрки в воздухе, глазами водим в ближайшем пространстве за рукой.

  • «ЗАМОК ЗА СПИНОЙ».

Поднять правую руку и согнув её за головой в локте, достать до спины между лопатками. Левую руку расположить на талии и тянуть её вверх за спиной, соединив с правой в «замок». Закрыть глаза и расслабить лицо, глубоко вздыхая и выдыхая. Вернуться в исходное положение, поменять руки и повторить упражнение.

  • «ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ».

Правая нога согнута в колене, достать левой рукой колено правой ноги, затем поменять руку и ногу.

Правая нога согнута в колене, достать локтём левой руки правое колено, затем поменять положение.

Правая нога согнута и отведена назад. Достать левой рукой щиколотку правой ноги за спиной. Поменять положение.

Упражнения выполняются под ритмичную музыку.

Упражнения для снятия статического напряжения.

Это упражнения, которые способствуют разгрузке опорно-двигательного аппарата и являются профилактикой нарушения осанки.

  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ.

Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею (мышцы шеи должны этому движению сопротивляться). Делать от 3 до 9 раз.

  • «КРУЧЕНИЕ».

Стоя слегка согнуть руки в локтях, ноги в бёдрах и коленях, спина и шея прямые, повороты вправо и влево, не поднимая стоп от пола. Вначале всем корпусом как можно дальше, затем ноги не двигаются, повороты делать только корпусом, затем только плечами, наконец, только головой. Усиливает мозговое кровообращение, тренируется подвижность суставов.

  • УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА.

Стоя или сидя. Ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево по 18 раз, стремясь соблюдать ритмичность дыхания.

Усиливает деятельность внутренних органов, улучшает эластичность легких, особенно нижних отделов, улучшает кровообращение головного мозга.

  • «ДЕРЕВО».

Стоя. Ноги не отрывать от пола, как будто ноги это корни дерева, которое начинает расти. Вначале только ногами, затем туловищем и, наконец «маковкой». Руки тянутся к солнцу.

  • УПРАЖНЕНИЕ.

На лужайке тихо сели

Посидели, посидели, потом встали

И быстро, быстро побежали

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладони три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять, руками помахать

Шесть, за парты тихо сесть

Семь, восемь, лень отбросим.

 

Ча-ча-ча (руки вперёд три хлопка в ладони)

Наша печка горяча (приседания)

Чи-чи-чи (руки над головой три хлопка)

В нашей печке калачи (4 прыжка)

Чу-чу-чу (руки назад три хлопка)

Будет всем по калачу (прыжки или приседания)

Осторожно горячо (шаг на месте)

Лебеди летят, крыльями машут

И качая головой, пролетали над водой

Прямо гордо умеют держаться

И тихо спокойно на воду садятся.

Гимнастика для глаз.

Упражнения, которые укрепляют глазные мышцы, улучшают обмен веществ, снимают мозговое утомление.

  • УПРАЖНЕНИЯ.

Согнуть руки в локтях, отдаляя и приближая их к лицу 5 раз, смотреть на вторые и третьи пальцы.

  • Представьте, что перед вами большой качающийся маятник. Проследите глазами за его движениями 6 раз.
  • А теперь представьте что перед вами большое вращающееся колесо. Следите глазами за его движениями. Вначале в одну сторону, а потом в другую 3-6 раз.
  • Перед вами большая горизонтальная восьмёрка. Перемещайте по ней свой взгляд 6 раз.
  • Крепко сожмите веки, почувствуйте напряжение, досчитайте до 10, расслабьте веки. 6 раз.
  • Посмотрите вверх. Вниз, вправо, влево, на кончик носа, почувствуйте напряжение. 6 раз.
  • Быстро поморгайте глазами 30-60 секунд.

Упражнения на снятие усталости и релаксацию мышц.

  • Упражнение «штанга»                                

Дети представляют, что поднимают тяжёлую штангу, потом бросают её. Отдыхают. Мышцы расслаблены.

  • Упражнение «кольцо»

Представить что в правой руке кольцо на тугой резине. Тянуть кольцо к правой ноге. Потом рука и всё тело отдыхает. Повторить другой рукой.

  • Упражнение «сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь растёт (руки над головой)

Солнце взойдёт

Гвоздь упадёт,      (уронить расслабленные руки и присесть)

  • Упражнение «шалтай-болтай»

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне.

Дети поворачивают тело вправо влево, руки свободно болтаются, затем резко наклоняют тело вниз и отдыхают.

  • Упражнение для снятия психического напряжения и усталости.

В положении сидя на стуле, закидывают правую ногу на левую и с усилием прижимают верхнюю ногу к нижней, а последнюю к правой. Прижимают в течение 5 секунд, а затем ослабляют усилие. Поочерёдно меняя положение ног, выполняют упражнение по 8 раз для каждого положения.

Одна из важнейших обязанностей школы - обучение школьников умению беречь и укреплять своё здоровье. Выдающийся отечественный физиолог считал, что люди устают и болеют не оттого, что много работают, а оттого, что они неправильно организуют труд и отдых. Отсюда вытекает совершенно обоснованное требование о том, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.

 

 

 

Приложение 2

Аттестационный лист учащегося

 

Личные достижения  учащегося __________________

класса

           НАУКИ

IIч

IIIч

IVч

ГОД

       Математика

  1. Построение системы мерок
  2. Измерение величины
  3. Умение записать результат измерения
  4. Сложение с переходом  через 10
  5. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
  6. Сравнение чисел
  7. Нумерация в пределах 10, 20, 100
  8. Сложение и вычитание многозначных чисел
  9. Вычисление  на числовой прямой
  10. Нахождение целого числа
  11. Сравнение разных групп предметов
  12. Составление таблиц сложения в пределах 10,20,100
  13. Решение простых задач
  14. Решение составных задач
  15. Умение работать в темпе класса
  16. Способность рассуждать
  17. Участие в обсуждении  

        Русский язык    

  1. Правильное применение прописных и заглавных букв
  2. Умение пользоваться словарем
  3. Проверка орфографии
  4. Грамотное списывание
  5. Письмо под диктовку
  6. Знание словарных слов
  7. Развитие письменной речи:

А) изложение;

Б) сочинение;

В) работа с деформированным текстом.

8. Способность рассуждать

9. Участие в обсуждении

Литература

  1. Интерес к чтению
  2. Участие в осуждении
  3. Умение слушать товарища
  4. Умение выразить чувство и проявить воображение
  5. Темп чтения
  6. Способ чтения
  7. Правильность чтения
  8. Выразительность чтения
  9. Понимание прочитанного
  10. Умение рассказывать   

Окружающий мир

  1. Проявление любознательности в познании окружающего мира
  2. Склонность к обмену впечатлениями
  3. Формулирование вопросов по существу дела
  4. Понимание концепций и ключевых  положений
  5. Умение рассуждать


Приложение 3.

Таблица исследования уровня умственного развития. Автор  Э.Ф.Замбацявечене

Уровни

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий

10%

20%

20%

20%

Норма

30%

60%

70%

70%

Ниже нормы

30%

10%

10%

низкий

30%

20%

10%

 Таблица исследования учебной мотивации. Автор Н.Г. Лусканова.

Уровни

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий

30%

40%

50%

60%

Средний

50%

40%

30%

30%

низкий

20%

10%

10%

10%

Таблица исследования самооценки. Автор Л.Г.Петерсон.

Класс

1

2

3

4

Завышенная

10ч.

9ч.

7ч.

3ч.

Адекватная

0ч.

1ч.

3ч.

7ч.

Таблица исследования уровня воспитанности. Автор Капустин Н.П.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

3,6 б

3,8 б

4,2 б

4,8 б

Таблица исследования уровня тревожности. Автор Филлипс.

Уровни

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Низкий

4ч.

6ч.

7ч.

8ч.

Повышенный

3ч.

2ч.

2ч.

1ч.

высокий

3ч.

2ч.

1ч.

1ч.

Таблица успеваемости и качества знаний.

Класс

1

2

3

4

Успеваемость

100 %

100%

100%

100%

качество

70%

64%

63,6%

66%

Таблица исследования уровня межличностных отношений. Автор Дж. Морено.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

3,6 б.

3,8 б.

4 б.

4,6 б.

Литература

  1. А.А.Люблинская «Учителю о психологии младшего школьника».
  2. К.Фопель «Чтобы дети были счастливы»
  3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии»
  4. И.М.Улановская «Понятие образовательной среды»
  5. В.Д.Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении».
  6. Л.Цветкова «Психологические возможности человека и проблемы обучения».
  7. А.И.Красило «Рекомендации по организации активного обучения».
  8. Э.В.Ильенков «Школа должна учить мыслить».
  9. А.Б.Добрович «Анатомия диалога».

10.Е.Л.Мельникова «Технология проблемно-диалогического обучения».

11.А.А.Леонтьев «Что такое деятельностный подход в образовании».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом

Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое  мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является урове...

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Эффективная реализация включения особого ребёнка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного п...

Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике

Организация  образовательной деятельности  детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике...