Языковое многообразие России
статья

Задачи языковой политики страны являются масштабными и всесторонними. Рассматривая вопросы сохранения и развития языков народов России, языкового многообразия, мы исходим из того, что эффективность работы по сохранению родных языков зависит от роли и участия государства, общества в целом и каждой семьи в отдельности. Такой подход требует принятия комплексных мер поддержки родных языков в образовательной, научной, общекультурной, информационной сферах. Язык и литература играют ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности.

            Цель концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации – обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников. Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе.

         Теме поддержки языкового многообразия страны, сохранения языков народов России особое внимание уделяет Президент России. Члены Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку не раз предлагали и обсуждали меры, которые необходимы для умножения нашего культурного потенциала в языковой сфере. Среди них много важных предложений по подготовке учительского корпуса, повышению общей культуры речи и чтения в школьной среде, изданию словарей, переводов произведений на родных языках народов России на русский язык и много других. 

         Поликультурный и многоязычный «ландшафт» России создает плодотворную базу для развития многоязычия от­дельной личности. В случае если речь идет о «выходе» в общеевропейскую и мировую сферы общения, то проблема заключается в последова­тельном приобщении учащихся к иностранным языкам. Общерос­сийский уровень межкультурной коммуникации требует, в свою очередь, внимательного отношения к национальным языкам и куль­турам России, языкам и культурам меньшинств, проживающих на территории страны. Иными словами, в полиэтническом и полилингвокультурном образовательном пространстве нашей страны важ­но осознание как государством и обществом в целом, так и отдель­ной личностью актуальности преподавания и изучения языков не только международного значения, но и народов России, этниче­ских групп, проживающих в регионе, осознание того, что все язы­ки равноценны. Именно данный тезис является принципиально важ­ным для понимания сущности современного языкового образова­ния как ценности. Тем более что, как справедливо отмечается в отдельных работах, препятствием процессу общения является не просто языковое разнообразие как таковое, а языковое разнообра­зие в сочетании с недостатком компенсирующего его многоязычия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Многообразие растений"

Проверочная работа во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа", думаю, может пригодиться не только в этом УМК....

многообразие растений

фото многообразие растений, презентация к уроку окружающий мир...

презентация "Многообразие грибов" 3 класс окружающий мир

многообразие грибов фото, старичок-боровичок задаёт вопросы, строение шляпочных грибов и плесневых....

Теоретические основы технологии «языковой портфель». Использование языкового портфеля в начальной школе.

История введения понятия "языковой портфель". Языковой портфель по чтению в начальной школе является инструментом формирования и развития регулятивного универсального учебного действия &nda...

Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции

В статье содержится описание значимости использования языковых игр  на уроках русского языка в начальной школе, приводятся конкретные примеры языковых игр....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...