Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.
статья на тему

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей поверил в свои силы, сохранил эммоциональное благополучие, то есть создать ситуацию успеха для каждого школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский.

Мотивационное обеспечение учебной деятельности помогает учителю глубоко не только понять содержание урока   (что нужно усвоить детям), но и осознать выбор методов и приемов обучения  (как помочь с наибольшей пользой сильным и слабым детям овладеть необходимыми знаниями , умениями и навыками, как сохранить у ребят эмоциональное благополучие, оптимизм , веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию, создать ситуации успеха для каждого ученика) .

Постановка задач на каждом этапе урока , перед каждым видом упражнений позволяет учителю уже при подготовке к уроку четко определить конечный результат деятельности учеников, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать задания, наглядность, специальные приемы, помогающие одним детям сократить путь к этому результату, другим - сделать его занимательным, третьим - утвердиться в чем-то, и т. п.

В таких условиях после выполнения определенного задания дети вполне самостоятельно могут оценить свои успехи и неудачи, подвести итоги работы, проанализировать их.  Комментарий оценки учителем в подобных случаях поможет каждому ученику поверить в справедливость и заинтересованность учителя и товарищей в его учебе.

Поговорим о развитии речи учащихся. Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо , чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.

Эту работу я начинаю с I класса.

1.        Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний
стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные
строки:

со — со — со... с горы скатилось колесо ну-ну- ну... сяду на Луну

               оль — оль — оль...мы купили соль

...во дворе сидит король

2.        На уроках дети составляют загадки-описания.

Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления.

И вот стоит красивая, Стройная и милая,

Ветками качает,

Соком угощает. (Береза.)

  1. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки , считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. В 1-2 классах включаю работу в паре, группе, например: составить из слов-карточек готовое высказывание.
  2. Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера (по рифме, построчно, по заданному началу).

Кружится, порхает снежинка. Как маленькая балеринка,

Летит, летит она с небес

На бесконечный зимний лес.

5.        Минутки поэзии в начале урока.

Зимний вечер наступит, и вьюга

 За окном будет злобно шуметь

. Как зимы дорогая подруга

 Свою песню тоскливую петь. Вихрем снег от вьюги закружился, Бледный месяц на небе ночном,

Лай собачий над улицей взвился, Нарушая предутренний сон!

Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика.

Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное . Поэтому курс литературного чтения должен решать ряд задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное , учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  2. развивать поэтический слух детей, обеспечивая тем самым развитие речи школьников, формировать речевые умения, навыки чтения , слушания, говорения;
  3. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире.

Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.

Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.

Упражнения, развивающие творческое мышление.

1.        напиши как можно больше предложений, которые начинаются с
денных букв.

Н... з ...о ...

 Д ... с ... л ...

К ... п ... о ... м ...

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний.)

2.        Учимся согласовывать слова в предложениях.
Измени слова так, чтобы получилось как можно больше

предложений.

Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.

3.        Усложняем задание: из данных букв составь предложения, чтобы
получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

жбколндрплкс

пенбдзаотовт

Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали - зернышко, а он твердым оказался. Вот так.

4.        Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:

из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты...

у тебя появились волшебная палочка, шапка-невидимка...

Например, при изучении произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» детям предлагается представить себя этим волшебным цветком, рассказать «о себе», т.е. каждый старается ярко описать свою красоту и направить ее на служение людям:

Пусть каждый, кто дотронется до моих лепестков, станет добрым, смелым, жалостливым, понимающим...

Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.

5.        Представь себе, что ты стал котенком, или листочком, или
муравьем...

(История о чудесном превращении :  какая жизнь была бы, чего бы ты опасался, захотел бы вновь стать «большим» человеком?  Вывод о «превращении».)

Цель: задуматься об отношении к окружающей природе.

Можно выбрать неодушевленный предмет: я - необычный герой.

Я - линейка.

Я живу в портфеле. Мой хозяин Андрей. Мне очень плохо, когда на мне рисуют, потому что я становлюсь грязной и некрасивой.

Однажды, когда Андрей решил мной бить мух, я не вытерпела, выскользнула из его рук и выпала из окошка. Там меня нашла девочка Аня. Она меня помыла, и теперь у меня новая хозяйка!

6. Учимся представлять себе последствия событий.

Охотник выстрелил в воздух:

-        пуля попала в вора, сидевшего в кустах;

-        ружье отдало в плечо, и охотник упал, не попав в утку, что и было ее счастьем;

-        из-за эха в горах произошел обвал.

Знакомство с художественным произведением необходимо начинать с работы над:

  1. образностью поэтической речи (сравнением, эпитетом, метафорой, олицетворением);
  2. над выразительностью речи (средства речевой выразительности: интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса).

Главное средство речевой выразительности - интонация.

В практической жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора и осознанного отношения к героям. Вот один из приемов работы на этом этапе.

Задание. Прочитай предложение, отрывок, передавая:

радость        гордость

печаль        ласку

страх        восхищение

сочувствие        возмущение

К.Д.Ушинский писал, что ребенок живет красками и звуками. Детям бывает легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Для этого предлагаю такое задание: изобрази героев цветом, а сюжетную линию - цветовой гаммой. Рассказывая, ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа.

Обычно яркие и насыщенные краски в сюжетной линии приходятся на кульминацию, так как отражают самые захватывающие события.

Затем появляются сочинения-миниатюры. Размышления о герое, этюды - фантазии, экспромты на заданную тему.

Каким я увидел...

Что было бы, если бы...

А дальше произошло вот что...

Мои мысли о...

На уроке литературного чтения дети становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои переживания и впечатления.

Умение анализировать литературное произведение - умение творческое, это происходит в творческой деятельности. Как говорил

известный психолог Л.С.Выготский, «творческая деятельность - такая деятельность, которая создает нечто новое ...»

Кто я такая?

Я— человек. Я горжусь, что я человек. Каждый человек приходит на землю для чего-то. Рождаясь на земле, каждый человек должен выполнять свою задачу. Я еще не знаю, какую я должна выполнить задачу. Для того, чтобы это сделать, я должна много знать. Знание есть сила. Чем больше человек знает, тем он более развит. В школе все получают знания по всем предметам. После школы мы тоже получаем знания и учимся всему. Я думаю, что я должна воспитывать в себе такие черты характера, как честность, милосердие и любовь к людям.

И все-таки я человек, созданный Богом, и я горжусь этим!

Все виды работ позволяют сделать урок интересным, создать ситуацию успеха для каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

«Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»

В новой школе нужны  новые  технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться стро...

Создание ситуации успеха у младших школьников.

Выступление, которое я хочу вам представить рассчитано на классных руководителей  начальных классов, стремящихся освоить современные подходы к успешному воспитанию школьников....

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуа...