Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".
учебно-методический материал на тему

Маслова Наталья Александровна

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Нежелание учиться – самая серьезная проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности и как это сделать в учебной деятельности на что обращать внимания учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Нежелание учиться – самая серьезная проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

  В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ.  

В  качестве основной цели  педагогического процесса  рассматривается  создание  условий   для  максимально   возможного развития   способностей   ребенка,   формированию   у    него    внутреннего психологического покоя и уверенности в своих  силах.  Выделяем следующие принципы организации учебной деятельности :  отношение  к  ребенку как к субъекту, формирование личностного  стиля  взаимоотношений,  созданием положительного эмоционального фона .  В  школе  ребенок  должен  чувствовать себя уверенно и защищено ,  это  становится  возможным  при  формировании  у учащихся постоянного ощущения успеха.

      Учитель должен создать  источник  внутренних  сил  ребенка,  рождающий энергию  для  преодоления  трудностей  ,  желания  учиться.  Учитель  должен создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность   в  себе и внутренние удовлетворение ;  он  должен  помнить  что  ребенку  необходимо помогать добиваться успеха в  учебной  деятельности  .  А  для  этого  нужно создавать ситуации успеха .

    

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помочь учащимся осознать себя полноценной  личностью.

      Надежным  условием ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя.

           Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

 Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было показано, что у человека с достижением  успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  БАЗА:

 Во-первых: В педагогических работах Ш.А. Амонашвили  рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

Во-вторых: О  том,  как  лучше  организовать обучение детей рассуждал  К  .  Д  .  Ушинский  (1824-1870(71))  .  В  своем педагогическом сочинении « Труд в его психическом и воспитательном  значении .»

 К . Д . Ушинский отметил : « Умственный труд ученика, успехи и неудачи  в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование  которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только  узнает  что-то,усваивает материал,  но  и  переживает  свой  труд,  высказывает  личное отношение к тому, что ему удается и не удается »

      В  этой  работе  К.Д.Ушинский  пришел  к  выводу,  что  только   успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении  знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда  в  учении,  не  переживший гордости от того,  что  трудности  преодолены,  теряет  желание  интерес учиться). Первой  заповедью  воспитания  К.  Д.  Ушинский  считал необходимость дать детям радость труда, успеха  в  учении,  пробудить  в  их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения

     В третьих:  Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что  методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать  интерес  у  ребенка  к познанию  окружающего  мира,  а  учебное  заведение  стать  школой  радости. Радости  познания,  радости  творчества,  радости   общения   .   Это определяет главный  смысл  деятельности  учителя:  создать  каждому  ученику ситуацию успеха.

    В четвертых:  Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин,  доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка  лишить  веры  в  себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».  Одно  неосторожное  слово,  один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не  помогут никакие  воспитательные  ухищрения   (3, 81).Избежать   этого   помогут рекомендации данные в книге А.С.Белкина « Ситуация успеха. Как  ее  создать?»

Существует несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

1.Неожиданная радость.

2.Общая радость.

3.Радость познания.      

      С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

-прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

-прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Тип ситуации успеха общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

“Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Развитие  познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

-прием “Эврика”.

-    Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

-прием “Линия горизонта”. 

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1.Снятие страха. - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2. Авансирование успешного результата. - Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4. Внесение мотива. - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность. - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Мобилизация активности или педагогическое внушение. - Побуждает к выполнению конкретных действий.

7. Высокая оценка детали. - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где междуслоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха,  как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если учитель не верит в своего ученика, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ученика  на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него.

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения .

Педагогическая идея:

      Учитель должен создать  источник  внутренних  сил  ребенка,  рождающий энергию  для  преодоления  трудностей  ,  желания  учиться.  Учитель  должен создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность   в  себе и внутренние удовлетворение ;  он  должен  помнить  что  ребенку  необходимо помогать добиваться успеха в  учебной  деятельности  .  А  для  этого  нужно создавать ситуации успеха .

     Использование ситуации успеха должно способствовать повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помочь учащимся осознать себя полноценной  личностью.

    Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися.

 1) В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью.

Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.    Иными  словами,  равенство  –  всегда  сотрудничество,  но  не   всякое сотрудничество  –  равенство.  Сотрудничество  –   это   взаимное   уважение личностей, готовность помогать самореализации их  возможностей,  оптимальная вера  в  будущее которую  оно  дает.  Радость  и  ее  ожидание должны пронизывать всю жизнь и  деятельность  ребенка.  Ожидание  радости  – источник его движения вперед. Нет ожидания  –  нет  и  творческой  личности. Радость сама по себе не  возникает,  ее  горючее  –  успех.  Обязательный  и непременный успех, который окрыляет человека.

    2)      В  переживании   ситуации   успеха   особенно   нуждаются   учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям. В опыте передовых  учителей  с  этой  целью  используются,  так называемые, сдвоенные  задания,  где  первое  подготавливает   к  выполнению более сложного задания. Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными  в  этом  случае  должны быть и словесные, поощрения,  подбадривающие   ученика,  вызывающие  у  него уверенность  в  своих  силах,  стремление  соответствовать  оценке  учителя.

 3)Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-  психологическая атмосфера выполнения тех и иных  заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

    Оценка детали деятельности, реализуемая педагогом, должна  включать  в себя сопоставление того, что удалось и что не удалось  ребенку,  как  это  у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на  будущее.  Для этого могут быть использованы следующие парадигмы: «Твой  результат  мог  бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам  расстроен  потому, что….», «Прежде тебе удавалось  легко справиться с  подобными  заданиями,  а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие  результаты тебя ожидают…»

    За счет операции мотивационного усиления осуществляется раскрытие  перед ребенком социального значения его отношения к делу.  Реализуется  она  через сравнение личностного смысла, вскрываемого педагогом,  и  социальной  нормы, предъявляемой   ему   в   момент    педагогического    влияния.    Раскрытие индивидуальной    позиции    производится    путем    подстановки    мотива, интерпретируемого как стремление ребенка показать себя  в  выигрышном  виде, произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление.  Затем  на  контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребенка на самоанализ  и самооценку реального уровня своих возможностей.

          

    

 4). Влияние успеха на жизнедеятельность школьников.

    Ожидания учащихся от школы не сводятся только к получению знаний, дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этом исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.Недовольство копиться постепенно. Мотив избегания неудачи преобладает над мотивом стремления к успеху.

    Жизнедеятельность ребенка в школе складывается не только из учебной работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной деятельности, спорта и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением дети идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает.

    Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оценивают ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что бояться контрольной  и вредного учителя, и личного врага среди школьников. "Вредным" учителем они называют такого, который относится к ним несправедливо, готов мстить за грубое слово и другие промахи. Некоторым ребятам учеба  портит настроение, тяготит, преимущественно не успевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет.

   Создание ситуации успеха подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает детей на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов.

    Использует ситуацию успеха следующим образом: перед написанием контрольных диктантов настраивает учащихся – "Я уверена, что все вы напишите правильно!". Подбадривает школьников, если что-то у них не получается или допускают ошибки. Поддерживает эмоциональный настрой урока. Интерес к учебному процессу формирует с помощью игровых ситуаций, ребусов, загадок, творческий заданий. Оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам - связь материала с жизненным опытом детей опора на это в различных ситуациях.

Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям  личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию"  необходимо:

    -видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

    -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

    - исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

    -предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной  деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

      

  Вывод:

    Школа,  в  первую   очередь   начальная,   признана   стандартизировать образование в раннем возрасте.

    Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно  в  первые  пять лет жизни, не сомневается, что  и  дальше  все  будет  в  порядке.  Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не  исчезнуть  в  течение  еще пяти лет, даже если учение  не принесет удовлетворения. Тем не  менее,  если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти  лет  обучения,  т.е. от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его  уверенности  в  себе не  останется  и  следа,  мотивация  пропадает,  и  ребенок   свыкается    с неудачами. Теперь он убежден в том, что не  способен  решать  стоящее  перед ним  проблемы. Он все больше отходит от  поиска  любви  и  самоуважения,  на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися  открытыми  для него путями – правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе  все  еще возможны, шансы на  их  достижение  с  каждым  годом  становится  все  менее вероятными

    Главное заключается в том, что даже если ему  что-то  и  не  удавалось, никто не считал его неудачником.

   . По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все  труднее уловить  связь  школы  с  жизнью,  учащиеся  чаще  всего  не  могут  успешно адаптироваться в наше бурное время. И  одним из условий  успешной  адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является  источником внутренних  сил  ребенка,  рождающий  энергию  для  преодоления  трудностей, желания  учиться.  Ребенок  испытывает  уверенность  в  себе  и   внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе  – завтрашний успех в жизни!

 

 Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

  • Размещение материалов на школьном сайте: http://www.schoolrm.ru/
  • Размещение материалов на собственном сайте: http://nsportal.ru/ 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

1.Галеева Н. Л., Гостимская Е. С., Евдокимова Г. Ю.,  Замулина Н. В., Кононова Н. Н.
Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2008

2.Как подобрать ключик к любому человеку: 30 самых важных правил. Большакова Л. – М:, АСТ; Владимир: ВКТ, 2011.

3.Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть1: Основные группы уроков, методика. Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» «Учитель», 2008

4.Современный курс практической психологии или как добиваться успеха. Шапарь В.Б. – Издательство «Клуб семейного досуга», Харьков, Белгород, 2011

5. Я такой как все. Тиньков О. – М:, ИП Анисимов Олег Юрьевич, 2010

  

          http://www.psylive.ru/articles/1896_sozdanie-situacii-uspeha.aspx -   создание ситуации успеха (Белкин А.С.) 

Приложенине.

Урок математики в 1 классе

Тема урока: «Вычитание вида 10-        ».

                                                         Провела учитель начальных классов:

                                                          Маслова Наталья  Александровна.  

Цели:

  • Повторить состав чисел и познакомить с приемом вычитания чисел из 10, основанным на связи между вычитанием и сложением.
  • Формирование логического мышления.
  • Развитие внимания, памяти.
  • Развитие каллиграфического навыка.
  • Привитие необходимых умений использования современных компьютерных и информационных технологий, программа ТурС.С., Бокучава Т.П. «Страна Фантазия».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Мотивация.

У. Я сегодня на урок принесла интересную вещь. Отгадайте, какую.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Д (портфель)

У. А в портфеле том – секрет.

     Но чего в нем только нет.

     В нем картинки и тетрадки,

     В нем записаны загадки.

     И загадки интересные,

     И примеры здесь чудесные…

      Ну что, начнем?

Д.  (да)

У.  Тогда вперед.

Учитель из портфеля достает конверт. На конверте, с одной стороны цифра 1 и напечатан текст: «Вот вам первое задание, проверяйте. Все внимание!», а с другой стороны буква «М».

(Из конверта учитель достает рисунок компьютера со словом «Разминка».)

  1. Разминка. Работа на компьютере.

Как вы уже догадались, наш урок начнется, как всегда,  с небольшой разминки. Сегодня на разминке упражнение на внимание «Рыбка». Но перед работой за компьютером нужно вспомнить правила техники безопасности (минутка Техники безопасности).

Займите свои места за компьютером.

Включите компьютерную  программу «Внимание» - «Искать отличия» - «Рыбка». Вам отводится на работу 3 минуты.

(Учитель регистрирует в своем журнале количество попыток, сделанных каждым ребенком в процессе выполнения задания. По окончании работы за ПК предлагает занять свои места за партами. Выключает мониторы.)

    II. Каллиграфическая минутка.

У. Пока вы занимаете свои места, я из портфеля достаю второй конверт.  

На конверте с одной стороны цифра с заданием 2 и текст: «Аккуратно, не спешите, цифры ровно напишите.», а с другой стороны – буква «О».

(Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

Как–то раз в лесу густом

Еж себе построил дом.

Пригласил лесных зверей,

Сосчитайте их скорей:

2 зайчонка, 2 лисенка,

2  весёлых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра.

Называть ответ пора.

Д. (Гостей было 10.)

(1. Показ на доске цифры 10.)

(2. Письмо в тетради. Минутка каллиграфии. )

  Ш.Подготовительные упражнения.

Учитель достает из портфеля третий конверт. На нем написана буква «Л», а на другой стороне цифра «3».

(Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

Перед вами чинно в ряд,

Цифры строгие стоят.

Вы на строчки цифр глядите

В них состав числа найдите.

(Учитель объясняет правила Эстафеты по командам (рядам) с передачей мела следующему участнику).

НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СТОЛБИКИ ЦИФР

4 5 3 7          7 3 5 2          1 3 2 7 

6 3 7 1          4 9 1 3          8 4 5 2

8 0 1 2          8 2 5 8          1 8 6 4

4 4 6 7          4 5 5 3           5 2 3 6

8 5 2 6          3 9 6 4           4 4 0 9

У.  Состав, каких чисел выделен в рамке?

У.  Найдите другие пары чисел, сумма которых равна 8? 9? 10?

  1. Работа по теме.

Учитель достает из портфеля четвертый конверт. На одной стороне цифра «4», на другой буква «О».

  (Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

Вот заданье потрудней,

Ты понять его сумей.

Тема новая ребятки – «Вычитание из десятки»

Алгоритм работы над темой

  1. Сообщение темы и постановка цели.
  2. Объяснение на демонстрационном материале (с.32 уч. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика», ч.II. М.: Просвещение, 2006)
  3. Комментарии по алгоритму готовых примеров (устно, показать карточку с ответом. Если ребенок ошибся, учитель просит его объяснить пример.) 

  Физкультминутка.  

Учитель достает из портфеля пятый конверт.  На одной стороне цифра «5», на другой буква «Д».

    (Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

Снять усталость, напряженье.

Вам помогут упражненья:

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Три на корточки присел, потянулся,

        Тихо сел.        

Алгоритм работы над темой (продолжение)

  1. Решение примеров с комментированием №1, с32
  2. Самостоятельная работа на доске.

Учитель достает из портфеля шестой конверт.  На одной стороне цифра «6», на другой буква «Ц».

     (Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

А сейчас мы проверим.

Кто слушает внимательно,

Тот решит все примеры самостоятельно.

Примеры на доске:

4+3             3+3             10- 2

8- 4             3+6              5 +1

10 -7           10 -5           9+1

7 +2            8 – 7            7 - 4

(Учитель подводит промежуточный итог.)

V. Закрепление изученного на геометрическом материале.

У. Давайте посмотрим, что еще лежит в нашем портфеле?

Д. (геометрические фигуры)

У. Назовите их.

Д. (квадрат треугольник круг прямоугольник)

У. Чем они отличаются? (цветом)

     Учитель достает из портфеля седьмой конверт.  На одной стороне цифра «7», на другой буква «Ы».

(Из конверта учитель достает карточку  и зачитывает текст.)

За компьютеры садитесь,

Их включайте и трудитесь.

Все фигуры посчитайте

И рисунки создавайте

У. Быстренько займите свои места за компьютером. Включите мониторы. Сядьте на расстояние вытянутой руки от экрана. Проверьте осанку.

У. Приготовились? Послушайте задание: «Создайте по представлению свой узор из цветных геометрических фигур». (Учитель демонстрирует детям узор, который создал он (рис. 1. И предлагает детям создать свой узор.)

На работу я вам отвожу ровно 7 минут.

(Работа на компьютере. Программа «Конструктор»)

Рис. 1

VI.  Дополнительное  задание.

(Учитель просит учащихся, быстро справившихся с заданием перечислить и  

пересчитать фигуры, которые он использовал в своем узоре.)

VII. Итог.

(По окончании работы за ПК учащиеся быстро возвращаются за парты.)

У. В портфеле заданий больше нет, но я знаю один маленький секрет. Мы его сейчас разгадаем.

(К доске приглашается один ученик и учитель просит перевернуть по порядку конвенты обратной стороной.)

У. Прочитайте хором. «МОЛОДЦЫ»! Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :«Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности»

   Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпо...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....