Публичное выступление на тему :«Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности»
учебно-методический материал на тему

Маслова Наталья Александровна

     Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовать развивающие игры, праздники , конкурсы, состязания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении:

                                                                 Декабрь 2014г.

                                                                Учитель нач. кл.: Маслова Н.А.

«Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности»

     Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом . Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

     Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовать развивающие игры, праздники , конкурсы, состязания. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывать интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекать и дети группы риска. Договариваться, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера. Для сглаживания острых межличностных отношений  можно провести игровое упражнение « Горячий стул», на котором ученику приходится ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволит раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей. Нравится детям игровое упражнение « Вентилятор». Дети сидят в кругу. Каждый подписывает свой листочек и пишет, что он думает о себе. Затем лист передает соседу, который пишет уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее  озвучивание и обсуждение. Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты( традиция доброго слова и сюрприза) Во внеурочное время работаю с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете).Традиционно в школе проходят предметные недели, во время которых  учащиеся принимают активное участие в разнообразных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Подготовка учащихся проходит во внеурочное время.       Только   успех поддерживает интерес . А интерес  появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха .

 

 В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию

  Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

  Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения ,носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют  у детей  ответственность, инициативность ,самостоятельность.  Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

    Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии.  Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, городские, региональные  и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

         

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

 Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

       Внеурочная деятельность представлена факультативом «Умники и умницы». В процессе обучения происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника; освоение способов работы с информацией. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.

      Работа над проектом  даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения,  самореализации и самоанализа своей деятельности и  развивает следующие общеучебные навыкимыслительные, исследовательские, коммуникативные  и социальные.

 

     Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей .Проводила родительские собрания на темы: Как раскрыть способности своего  ребенка (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); Алгоритм создания ситуаций успеха в семье, Роль самооценки в формировании личности и др.   В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.    Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем. Некоторым было предложено встретиться с психологом. Вывод: в классе заметно улучшился социально-психологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой  когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в учёбе, пускал всё на самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха. Школа,  в  первую   очередь   начальная,   признана   стандартизировать образование в раннем возрасте. Уже в первые годы  жизни,  ребенок  узнает  о мире  необычайно  много.  Он   располагает   определенными   сведениями   об окружающем  мире  и,  как  правило,  чувствует  себя   достаточно   к   нему приспособленным . Ни один ребенок не  приходит  в  школу  неудачником.  Лишь  школа может сделать из него неудачника. Поначалу  большинство  детей  интуитивно  осознают  себя   полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково  их  окружение. Они надеются добиться  признания  в  школе  и  с  новой  верой  рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны  учителей и одноклассников.  Однако многие  приспособиться  не  могут. По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все  труднее уловить  связь  школы  с  жизнью,  учащиеся  чаще  всего  не  могут  успешно адаптироваться в наше бурное время. И  одним из условий  успешной  адаптации в обществе является успех. Успех является  источником внутренних  сил  ребенка,  рождающий  энергию  для  преодоления  трудностей. Ребенок  испытывает  уверенность  в  себе  и   внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе  – завтрашний успех в жизни!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

ДОКЛАДпо теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха в учебной деятельности».

laquo;Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности» Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образоват...