ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
статья по теме

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

 

Творческие игры на уроках русского языка

Учитель начальных классов

Подлесных Е.В.

2011 г.

Вы хотите, чтобы ваши дети были спо собными и талантливыми?

Тогда помо гите им сделать первые шаги по сту пенькам творчества,

 но... не опаздывай те и, помогая... думайте сами.

Б.П. Никитин

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа — это мир юнос ти, надежд и радости, где почва для творчес кой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разу ма и добра.

Находясь в постоянном поиске, стара ясь подходить творчески к учебному про цессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего певца, художни ка, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и твор чества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого бук вально с первых дней приучаю своих пер воклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоя тельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей.

Нельзя сказать, что этот процесс проте кает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый семилетний ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скоррек тировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), ста раюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и инте ресны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных © была и остается игра.         

Психологи определяют игру как веду щую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как лич ность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятель ности переходит к учению, к учебной дея тельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое де ло — игра должна соответствовать воз расту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель ную деятельность учащихся, на их эмоци ональную сферу, является творческая иг ра. Она способствует созданию у школь ников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняе мой деятельности, улучшает общую рабо тоспособность, дает возможность многок ратно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться проч ного его усвоения.

Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную иг ру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, ра дуются победе, огорчаются из-за пораже ний. Дети живут игрой. Учителю необхо димо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процес су, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Необходимо отметить, что творчески от носящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческо му процессу. А ведь именно игра может по мочь создать в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепить веру ре бенка в собственные силы, дать почувство вать вкус победы, как личной, так и коллек тивной.

Использование творческой игры на уро ках русского языка в начальной школе по могает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием ма териала, вести изучение и закрепление ма териала на уровне эмоционального осозна ния, что, несомненно, способствует разви тию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловаж но также и то, что творческая игра на уро ках русского языка способствует обогаще нию словарного запаса учащихся, расширя ет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только об щеучебные и развивающие задачи, но и вос питывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустрем ленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в прак тике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложилась определен ная методика их подготовки и проведе ния, накоплен богатый материал, сущест вует целый ряд интересных методических пособий по данной теме. Но время не сто ит на месте. Современная жизнь предъяв ляет все более высокие требования к уче нику как к личности. Значит, необходи мо перевести дидактическую игру на каче ственно новый уровень, сделать ее твор ческой.

Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие опреде ленного наглядного и раздаточного матери ала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление по бедителя или победителей.

Однако творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. В не которых видах игр таких вариантов беско нечно много, поэтому каждый ученик мо жет предложить свой и как следствие подк лючить весь творческий потенциал. Нау чить   ребенка   думать   самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры.

Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к те чению игры, от заинтересованности в ее ре зультатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по воз можности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога — создать ситуа цию успешности для каждого ребенка, по мочь ему раскрыться в полной мере.

Любую творческую игру можно исполь зовать неоднократно. Для того чтобы инте рес к ней не снизился, ее можно модифици ровать за счет замены оборудования (вво дятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процес су и самих учащихся: пусть проявят фанта зию и изменят игру, а может быть, и созда дут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, существует игра, в кото рой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

К

к

к

к

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.). Затем можно усложнить дан ную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет осво ена детьми в полной мере, следует перехо дить на новый, более сложный уровень. Уче ники получают задание придумать свою иг ру, подобную данной, используя разное ко личество букв и разные буквы, например:

 Л

л

л

л

{Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)

0

0

0

0

{Очки, мост, крот, окно и др.)

А

А

А

А

А

{Дар, трава, команда, комбайнер, один надцать и др.)

Невозможно даже предположить, сколь ко таких игр могут придумать дети. Главное, чтобы ни одна из них не прошла незамечен ной. Самые интересные можно включить в урок, другие вывесить в классе на видном месте, пусть дети играют во внеурочное вре мя, в более свободной обстановке.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, по том из оставшихся еще одно, затем еще од но, пока не останутся два-три «нужных сло ва». Эта игра полезна тем, что ученикам не вольно приходится сравнивать предложен ные слова по разным признакам: О лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., — что ведет к отра ботке перечисленных понятий.

Учитель может проводить эту игру мно гократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она со ответствовала целям и органично вписыва лась в структуру урока.

Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шриф та или кода. Простейший вариант — просто продублировать каждую букву русского ал фавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вари ант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, напри мер, заглавную букву изображать тем же знач ком, что и строчную, но с черточкой наверху.

Самый трудный вариант этой игры: школьникам дается зашифрованный неиз вестным им способом текст из какого-либо литературного произведения. Зная текст, школьники должны разгадать шифр, и по том с помощью разгаданного шрифта запи сать тот текст, который составят сами.

А какой простор детской фантазии от крывает игра на придумывание собствен ных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами). Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям приду мать свои слова, продолжая ряд, затем оп ределить значения подобранных слов: са молёт, самосвал, самокат... (самовоз, само ход, самопрыг и др.)

Или при изучении темы «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, пе тух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстро ног, барашек Кудряшка и др.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — чувство тайны, кото рую так хочется разгадать. Создайте на сво ем уроке эту питательную среду, посейте в душах детей семена творчества, и они непре менно дадут прекрасные всходы. Постарай тесь стать для своих учеников товарищем и другом, ведь командные методы в творчест ве не срабатывают, здесь эффект достигает ся на основе увлеченности. Главный стимул творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая игра « Всезнайка» по русскому языку

Творческая игра « Всезнайка"  направлена на изучение русского языка, на котором мы говорим. Освоить родной язык – трудное дело. Игра поможет детям избежать трудности  на пут...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Творческие игры на уроках Русского языка

Творческие игры на уроках Русского языка...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий  на уроках русского языка посредством заданий творческого характера....

Творческие игры на уроках русского языка

Дидактические игры как новый уровень для усвоения материла на уроках русского языка....

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...