Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе
статья (1 класс) по теме

В статье рассматриваются некоторые аспекты периода адаптации ребёнка к школе в первом классе. В частности, большое внимание уделяется стилевым особенностям деятельности педагогов (так называемым когнитивным стилям). Когнитивные стили - одно из перспективных направлений личности. Автор рассказыавет о некоторых разновидностях существующих когнитивных стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kognitivnyy_stil.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов  на адаптацию учащихся к обучению в школе

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 3 недель до года. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек. Среди прочих причин в последнее время выделяют и ещё одну – это стилевые особенности деятельности педагога (так называемые когнитивные стили).

     Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня — последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним — «стиль обучения»).

        Таким образом,  когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации. Благодаря этим способам-стилям учитель может создавать программы, учитывая индивидуальные особенности детей. Однако учителя должны использовать информацию о когнитивных стилях как стимулятор размышлений об индивидуальности, а не как основу для воспитания.

      Когнитивный стиль, как достаточно устойчивая когнитивная стратегия, складывается в младшем школьном возрасте. Однако проблема недостаточно изучена и  является актуальной применительно к профессии учителя в связи с его влиянием на успешность адаптации учащихся.

      Когнитивные стили - одно из перспективных направлений изучения личности.

      Рассмотрим некоторые разновидности существующих когнитивных стилей (основные).

     Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей (при этом отмечается, что многие из них взаимодействуют друг с другом, и различие в терминологии обусловлено подходами различных авторов).

Поленезависимость — полезависимость:

    Полезависимые педагоги полагаются на внешнее видимое поле, с трудом преодолевают его влияние; им требуется много времени, чтобы выделить нужную деталь в сложном изображении. Полезависимость педагога отрицательно влияет на интеллектуальную адаптацию (привыкание первоклассников к предлагаемым определенным  способам мышления и режимам интеллектуальной деятельности). В то же время положительно взаимодействует с эмоциональной адаптацией учащихся (самоконтроль эмоциональных проявлений,  гибкость и адекватность эмоций). У таких педагогов учащиеся в процессе адаптации недостаточно ориентированы в правилах школьной жизни, недисциплинированны, в силу чего их интеллектуальная адаптация затруднена. В то же время они не обременены требованиями учителя, поэтому могут легко этим требованиям соответствовать, что способствует положительным эмоциональным переживаниям и успешной эмоциональной адаптации.

     Поленезависимые склонны контролировать влияние зрительных впечатлений за счет опоры на некоторые внутренние критерии, легко преодолевают влияние видимого поля, быстро находят деталь в сложном изображении. Поленезависимость педагога отрицательно влияет на успешность коммуникативной деятельности (склонность к дистанцированию от других людей, малый интерес к чужим мнениям и оценкам). Положительные стороны поленезависимых учителей: более структурированная система представления об окружающем мире; умение более четко и понятно объяснить материал; организация дисциплины на уроке; последовательность в требованиях.

Фокусирующий — сканирующий контроль:

   Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания. Одни учителя оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации, выделяя при этом ее объективные детали (сканирующий контроль); внимание других педагогов оказывается поверхностным и фрагментарным, при этом оно фокусирует только явные, бросающиеся в глаза характеристики ситуации (фокусирующий контроль). В учительской профессии представители фокусирующего контроля встречаются редко (около 5 %). Фокусирующий когнитивный стиль отрицательно связан с социально-психологической и  интеллектуальной адаптацией школьников. Такие педагоги практически не в состоянии организовать дисциплину и коллективное внимание в учебной группе.

Узкий — широкий диапазон эквивалентности:

Узкий диапазон эквивалентности связан с эмоциональной и социально-психологической адаптацией первоклассника. Это обусловлено тем, что учителя с узким диапазоном эквивалентности способны замечать даже незначительные успехи своих учеников, развивая у них тем самым мотивацию достижения и  способствуя формированию положительного отношения к процессу учения и общения с педагогом. Однако эта способность не дает педагогам возможность наблюдать общую динамику саморазвития и  развития учащихся.

Педагоги  широкого диапазона эквивалентности склонны ориентироваться на средне-статистического ученика.

Когнитивная простота — сложность:

    Когнитивно простые учителя картину мира воспринимают достаточно просто. Педагоги с высокой когнитивной сложностью обладают более сложной картиной мира. В своей практике используют большее количество признаков для различения содержательных понятий, что способствует уменьшению тревожности первоклассников. Однако когнитивно сложные в сильной степени учителя плохо связывают многочисленные понятия внутри собственной картины мира, являются жертвами избыточной информации и теряются в ее потоке.

     Мы рассматриваем адаптацию первоклассников, как единство физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов. Нами выявлено, что стилевые особенности функционирования когнитивной сферы личности педагога оказывают существенное влияние на успешность всех трех основных компонентов школьной адаптации первоклассников.

     Успешная интеллектуальная адаптация:

- поленезависимость учителей;

- сканирующий контроль ситуаций на уроке;

- когнитивная сложность педагогов.

     Успешная эмоциональная адаптация:

- полезависимость учителей;

- когнитивная сложность;

- узкий диапазон эквивалентности.

      Успешная социально-психологическая адаптация:

- узкий диапазон эквивалентности;

- сканирующий контроль ситуации во внеурочное время;

- когнитивная сложность учителей.

   Изучение стилевых особенностей учителей, преподающих в первых классах нашей школы, показало, что их когнитивный стиль помогает адаптироваться учащимся первых классов.

    Нами проведена большая диагностическая работа по выявлению уровней адаптации наших первоклассников. Использовали для определения физиологического, эмоционального компонентов опросники родителей, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, анализ медицинской статистики, экспертная оценка учителя, расшифровка рисунков детей на тему «Что мне нравится  в школе».

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  1. достаточный
  2. частичный
  3. недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  1. первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
  2. первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи, как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу-педагогу  следует проконсультировать родителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

     Заметим, что первоклассники с достаточным и частичным уровнем адаптации – это в основном воспитанники детских садов и дошкольных учреждений. Основная масса детей с недостаточным уровнем адаптации образовательные учреждения до школы не посещала. Этот факт ещё раз доказывает эффективность и необходимость дошкольного образования.

    Последние исследования психологов говорят о том, что использование когнитивных стилей возможно и  в системе дошкольного образования. Так как, когнитивные стили очень тесно связаны:

- с особенностями общения;

- с выработкой адекватных поведенческих реакций;

- с дальнейшей успешной обучаемостью дошкольников.

     Если учитывать основные психологические формы познания ребенком окружающей действительности, то можно помочь ему наиболее оптимально реализовать потенциал в дальнейшей учебной деятельности.

Информационные ресурсы:

1.Холодная М.А.Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004, 384 с.

2.Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов – на/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994, 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребёнка к обучению в школе.

В материале раскрываются признаки успешной адаптации и дезадаптации ребёнка к школе. Приводятся некоторые методики, применяемые на этапе адаптации, анкета для родителей первоклассников....

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Рекомендации для родителей и учителей...

адаптация первоклассника к обучению в школе

Приспособление к новому образу жизни...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Советы родителям будущих первоклассников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и п...