Организация учебного процесса учащихся начальных классов в ИКТ-насыщенной среде. Из опыта работы с интерактивной доской.
методическая разработка по теме

Данный материал о том,  как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания на уроках в начальной школе с помощью интерактивной доски SmartBoard. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnaya_doska_v_nachalnoy_shkole.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N135" имени академика Б.В.Литвинова"

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ.

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ  

ДОСКОЙ».

Подготовила учитель начальных классов:

Самойлова Анжелика Владимировна

г.Снежинск


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ.

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Самойлова Анжелика Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №135 им. академика Б.В.Литвинова»

г.Снежинск Челябинской обл.

E-mail: Anzhelika-sam@yandex.ru

С самого дня рождения современные дети  начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. Родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе. Маленькие дети, глядя на экраны различной техники замечают то, что взрослые с трудом могут разглядеть, просмотрев какой-нибудь фрагмент несколько раз. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей. Современные школьники привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность.

Давно  установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует и т.п.

Перед учителями всегда стоит  вопрос, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Поэтому  во время урока педагоги предоставляют ученикам возможность самим проделывать некоторые  


действия по теме урока. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, которые помогают повышать мотивацию учеников к изучению этой информации.

Интерактивная доска - лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. А у сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации очень высока.  Нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика.

Я применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе. Интерактивная доска позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к  классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа - вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивной доски.  Если в классе есть учащиеся со слабым зрением, я


могу  увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски.

Важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера.

Отсканировав страницу печатной тетради по математике, страницу прописей  или любого учебника, например Азбуки, я  вывожу ее на экран доски.   И глядя на доску, которая видна всем, ученик сразу видит  место для работы в тетради, в учебнике, какой номер задания нужно выполнять, где надо писать, совпало ли его написание с правильным написанием учителя.  И поэтому  у меня нет необходимости подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку помогает ученику ориентироваться на тетрадном листе, когда начинается формирование навыка письма, усвоение правил единого орфографического режима, что особенно важно  на уроках в 1 классе.

Анализировать текст или  разбирать его,  работать с отдельными предложениями на уроках русского языка помогают возможности интерактивной доски.  При восстановлении деформированных предложений или текстов,  используя возможность доски перемещать объекты, меняется порядок слов в предложении. Работая со словарными словами, с орфограммами и т.д.  можно добиться максимальной наглядности.

На уроках окружающего мира интерактивная доска также незаменимый помощник. С ее помощью можно легко путешествовать по разным материкам и странам, рассматривать строение растений, изучать различие между животными, группировать объекты природы по определенным признакам и т.д.


Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Младшим школьникам  нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. У них повышается концентрация внимания. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Дети чаще поднимают руку, чтобы  выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала.

В сочетании к интерактивной доске я использую цифровые образовательные ресурсы, но не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Сюда входят: электронные словари, электронные энциклопедии, электронные тренажеры, электронные учебники по предметам, видеофильмы (художественные, научно-популярные) и т.д.

К компьютеру  и соответственно к интерактивной доске может быть подключён цифровой микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.


Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий, различных викторин, конкурсов, игр концертов и т.д.

Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизациии учебного процесса.

Преимущества использования интерактивной доски  на уроке:

  1. Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов;
  2. Экономия учебного времени;
  3. Усиление наглядности и «яркости» обучения;
  4. Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;
  5. Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале;
  6. Развитие творческих способностей учащихся;
  7. Разнообразие форм итогового контроля;
  8. Расширение видов деятельности на уроке;
  9. Возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную информацию в систему.

Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне. Да и сама доска не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.


Список используемой литературы

Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны  

изменить мир. // Учительская газета  №37 -  от 11.09.2007г.  

Электронные интерактивные доски SmartBoard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

Из опыта работы с интерактивной доской в школе первой ступени

Материал познакомит вас с уже накопленным опытом работы по использованию интерактивной доски на уроках в школе первой ступени. Разработанные школьные задания помогут учителю разнообразить уроки соврем...

из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках математики

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе-явление не новое, между тем они так и остаются инновационными в системе образования, т.к. способны создать условия для  формирова...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...