Развитие критического мышления на уроках чтения и письма
статья по теме

Филатова Наталья Анатольевна

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  критического мышления через чтение и   письмо     при обучении младших школьников.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Что важно:

  1. выявить предубеждения;
  2. передать знания друг другу;
  3. влияние данных знаний для решения данной проблемы.
  4. влияние данных знаний для решения данной проблемы.

Критически мыслящий человек задается вопросами:

·         Что я знаю?

·         Что я узнал нового?

·         Как изменились мои знания?

·         Что я буду с этим делать?

Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. …

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

  1. с любознательностью,
  2. хорошей осведомленностью,
  3. причиной доверия,
  4. непредубежденностью,
  5. гибкостью,
  6. справедливостью в оценке,
  7. честностью в столкновении с личными предубеждениями,
  8. благоразумием в суждениях,
  9. желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
  10. тщательностью в поиске нужной информации,
  11. разумностью в выборе критериев,
  12. постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

            Темпл Ч., Мередит К.,  Стил Дж.: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.

 Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления  (См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?»

 1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  1. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  2. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  3. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  4. Критическое мышление есть мышление социальное.

            С внедрением ФГОС изменяются цели и задачи образования. Так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.


 

 

Старые цели

Новые цели


 

Учащийся

  1. приобретает знания и навык;
  2. приобретает их как можно в большем объеме;
  3. ориентация на объем материала;
  4. отсутствие возможности выбора;
  5. принятие целей образования и жизни в готовом виде;
  6. стремление избежать контроля.

  1. саморазвитие и самосовершенствование;
  2. знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;
  3. наличие возможности выбора программ и даже предметов;
  4. постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;
  5. стремление к своевременному и объективному контролю.


 

Процесс обучения

  1. передача опыта и знаний;
  2. обучение на основе устоявшихся знаний;
  3. использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;
  4. жесткость учебных и образовательных программ.

  1. индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;
  2. обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;
  3. обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
  4. гибкость учебных и образовательных программ.


 

Результат

  1. подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;
  2. редкие нововведения сверху.

  1. создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;
  2. формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;
  3. постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

      Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее:

-   соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом,

       -  а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

      Так что учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

     Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и  эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

Задач:     1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.

                        2.  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

                         3.    Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

 Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  1. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  2. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
  3. есть возможность повторения, усвоения материала;
  4. усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  5. появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  6. обостряется любознательность, наблюдательность;
  7. дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  8. письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

Системы действий учителя и учащихся:

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап
"Вызов" (актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют маркировочную таблицу

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап
"Осмысление"

1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

 

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап
"Чтение с пометками"

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки: “V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.

4. Участвуют в обсуждении

5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

5. Участвуют в обсуждении.

6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап
"Рефлексия"

Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

Проводят рефлексию

Этап
"Домашнее задание"

Предлагает домашнее задание:
напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

Выбирают домашнее задание.

Подробнее

1.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

2.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 

3.      Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm 

4.      Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

5.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Практические материалы из опыта работы...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»

(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении  с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Развитие критического мышления через уроки чтения и русского языка

В данной работе идет  речь об особенностях формирования      критического мышления через уроки чтения и русского языка....

Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...