Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"
методическая разработка

Куприянова Елена Владимировна

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление.

Изучив теоретическую сторону технологии развития критического мышления, я подобрала и разработала упражнения, которые эффективно можно использовать на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_trkmchp.docx903.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 1 г. Цимлянска

Методическая разработка

 «Использование технологии  критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

  Автор-составитель:

Учитель начальных классов

 Куприянова Елена Владимировна

Категория

Высшая

             

2022-2023

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы технологии развития

критического мышления

  1. Понятие критическое мышление
  2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Глава 2. Практическое применение технологии развития критического мышления

2.1.        Стадии технологии развития критического мышления и упражнения направленные на эффективность применения технологии на уроках чтения и письма.

2.2.         Практическая значимость технологии развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе

Заключение

Список литературы

3

4

4

6

6

14

16

17

Введение

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление.

Задача учителя мотивировать современного ученика к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации.

В своей педагогической практике я отметила, дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, то есть творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе. Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает обновление роли педагога и ученика.

В этом я вижу актуальность данной темы, так как работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.

Изучив теоретическую сторону технологии развития критического мышления я подобрала и разработала упражнения , которые эффективно можно использовать на уроках в начальной школе.

Глава 1. Теоретические основы технологии развития

критического мышления

  1. Понятие критическое мышление

Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Данная технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе "психология критического мышления" следующим образом: Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Изучив определения различных учёных можно прийти к выводу, что

критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства. Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам, рефлексии при обобщении знаний.

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Я ознакомилась с проектом, предложенным российским педагогам американскими коллегами, который первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления». Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека  открытого для информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:

- обучающих,

- воспитательных

- развивающих.

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?», считает, что не каждый вид умственной деятельности можно отнести к критическому мышлению. Такие важнейшие мыслительные операции как запоминание и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они даже в своей совокупности критического мышления не составляют.

Определение критического мышления Дэвида Клустера включает в себя пять пунктов:

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

На уроках в начальной школе учитель является не только координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства.

Глава 2. Практическое применение технологии развития критического мышления

  1. Стадии технологии развития критического мышления и упражнения направленные на эффективность применения технологии на уроках чтения и письма.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Этап Вызов предназначен для того, чтобы вызвать

-вызвать в памяти информацию, которая необходима на данном уроке;

-интерес к новой теме;

-активность учащихся.

Предлагаю на стадии Вызов проводить такие упражнения как : « Верите ли вы?». Упражнение эффективно в период обучения грамоте на этапе знакомства с характеристикой звуков.

« Верите ли вы ,что буква З обозначает только один звук?»

Ученики должны не просто односложно ответить на вопрос, но и доказать свою правоту.

( Не верю. Буква З обозначает два звука : твёрдый и мягкий, зонт, зима)

На уроках литературного чтения я использую этот приём при знакомстве с новым произведением ( можно и на внеклассном чтении)

Н.Носов  «Приключения Незнайки и его друзей»

Верно или нет утверждение

До прочтения

После прочтения

Незнайку так звали, потому что он не знал своего имени?

Город в котором жили Коротышки назывался Цветастый?

Воздушный шар изобрёл Знайка?

Булька был хозяином Пульки?

Приём « Мозговой штурм» не новый и часто используемый учителями. Много вариантов таких заданий можно применить когда ученик уже может самостоятельно читать и писать, а я предлагаю игровые упражнения для проведения в период обучения грамоте. Подобное упражнение есть в Чудо-прописи Илюхиной.

« Прятки» На доске прописаны изученные прописные буквы но прикрыты листком или круглой губкой для доски( мы в классе ёё называем Крокодил),

Часть буквы видна. По этому элементу ученики должны отгадать букву и тем самым спасти ёё.

Этот же «Крокодил» участвует в следующей игре, которая так и называется.

Учитель на доске пишет букву или короткое слово безотрывно на глазах у детей, чтобы они следили за рукой. Дети несколько секунд смотрят на доску стараются запомнить, учитель , проговаривая что Крокодил проголодался стирает букву. Только после этого ученики записывают в тетрадь. Использую это упражнение уже с третьим набором детей и вижу его эффективность.

Используя на своих уроках интерактивную доску предлагаю ученикам игру

« Найди пару».

Разными цветами на экране в разброс написаны изученные буквы алфавита.

Цель: собрать пару заглавную и строчную, как в печатном варианте так и прописные буквы.

Эти упражнения настраивают учеников на активную работу, развивают память и мышление. Решаются учебные задачи по умению различать печатные и прописные буквы.

Очень активизирует внимание учеников начальной школы упражнение

 « Учитель». На доске или на экране появляется текст с ошибками

 ( пунктационными, грамматическим), ученики сменив ручку на красный или зелёный цвет проверяют работу. исправляя ошибки.

 Использую элементы технологии развития критического мышления я провела открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

 « Конкретизируем значение слова развиваем мысль»  ( Приложение)

Работа со словарями и с маршрутным листом направлена на развитие познавательных логических универсальных действий.

Для первого этапа также  характерны приёмы « Ассоциации», «Круги на воде» , « Ключевые слова»

«Круги на воде»

Ключевое слово ( из 5-6 букв, без ъ,ь, ы) записывается в столбик. На каждую букву ученики предлагают существительные или словосочетания по теме.

Тема урока : Неодушевлённые и одушевлённые имена существительные

На доске слова:   б.лка- б.лка

Детям нужно вставить буквы, чтобы слова не были одинаковыми.

Белка-Булка, далее проводим анализ слов, дети рассказывают всё что они знают ( существительное, единственное число, одушевлённое, неодушевлённое, нарицательное). Записываем одно в столбик, после каждой буквы столбика пишем слово на эту букву

Б  - белка

У - улитка

Л -лес

К - крот

А – арбуз

(это вариант с урока 2 класс). Составить сказку (мини-текст)из этих слов .

Белка и улитка познакомились в лесу. Крот подарил им арбуз. А сам не ел, потому что любил булки.

Этот приём выполняет несколько функций: пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией, развивает творческое воображение и речь, предполагает обмен мнениями.

- сочинение сказок по группе рисунков

- составление сказок по выбранному слову.

На этом же этапе мы используем приём «Кластер», на этапе рефлексии мы возвращаемся к этой работе, если она была проведена. Составление кластера

хорошо проводить при наличии интерактивной доски, но если ёё нет, то  кластер можно заполнять от руки или магнитными карточками.  В 3 и 4 классах составление кластера проводится в тетради. Этот приём эффективен при составлении характеристики героев литературных произведений, при закреплении знаний о частях речи.

« Древо предсказаний»

Н.Носов « Живая шляпа»

Учитель размещает на доске условное обозначение «дерева предсказаний»

                                                                                                             

Учитель перед прочтением произведения предлагает учащимся высказать свои предположения. Записывает их на доске.( Сказка, Шляпа)

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно»

После прочтения произведения ответить на эти же вопросы. Оценить свою работу.

На этапе «осмысление»  чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе её изложения учителем, гораздо реже — в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютер. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание понимания учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это могут быть: лекция, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. И здесь важное значение имеет качество отобранного материала и подобранные приёмы. на фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

• может быть непосредственным источником новой информации.

В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном

изложении;

• отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

• предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

На этой стадии я провожу приём « Чтение с пометами» или « Инсерт». В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом:

«V» - информация мне была известна

«+» - узнал что-то новое, материал является интересным;

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Эти значки используются в таблице, которую дети анализируют во время занятия при помощи учителя. Этот приём помогает.

1. Сформировать у детей навыки самостоятельной работы с материалом.

2. Сделать процесс освоения новой темы более осмысленным.

3. Подойти к освоению нового материала с учетом индивидуальности каждого ребенка.

4. Развить у учащихся навыки систематизации материала.

5. Воспитать внимательность ребят в освоении новой информации.

6. Выявить проблемы в освоении новой темы.

7. Выявить возможности индивидуального подхода к теме (в зависимости от того, какие аспекты выяснят дети дома самостоятельно, и что их заинтересует).

8. Использовать разнообразные методы в обучении, что способствует поддержанию интереса к процессу обучения.

Сейчас мы проведём фрагмент урока русского языка с применением этого приёма. УМК «Школа России», 2 класс « Обобщение знаний по теме : « Имя существительное»

На листах у учеников таблица

               V

      +

            -

          ?

Под таблицей расположен текст.

Учитель – Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать творчески, постараться проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

( На этом этапе учитель знакомит с маркировкой и определяет задачи)

- Если информация вам знакома ставьте в тексте знак «V»,

- Если информация новая и для вас это открытие ставьте «+»;

- Если « Я думал по-другому» ставьте « - «;

- Если информации недостаточно, хочется узнать об этом больше ставьте «?»

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D0%B8%D0%BC%D1%8F-%D1%81%D1%83%D1%89.jpg

     На следующем этапе учитель предлагает детям выписать предложения с отметками в таблицу в соответствии с маркировкой.

     Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть чтением несплошного текста. Усвоенное знание проговаривается.

     «Инсерт»– приём технологии развития критического мышления. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

На этапе освоение на уроках окружающего мира я использую приём «Бортовой журнал»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал на уроке?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

     На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся постепенно осознают, что один и тот же текст может порождать оценки, различающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений одноклассников могут оказаться вполне приемлемыми, и ученик принимает их как свои собственные; другие суждения могут вызывать потребность в дискуссии. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулировали новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.

     На этапе рефлексии можно вернуться к Кластеру, подтвердить свои предположения или сделать верный вывод. На своих уроках я использую приёмы :

«Толстые» и «тонкие» вопросы

«Перепутанные логические цепочки»

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

« Незаконченное предложение».

На уроках литературного чтения часто использую приём» Ромашка Блума».

Работа может быть индивидуальной, в паре, групповой. Можно задавать ромашку на дом. Ученикам очень нравится изготавливать ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов.

Классификация вопросов Б. Блума:

- Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

- Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

- Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

- Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

- Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил...?

- Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

http://www.io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/romashka.png

    Таким образом, стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии базовой модели образуют технологический цикл. При этом технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату (что, к сожалению, нередко и ошибочно считают признаком образовательной технологии), а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них.

  1.  Практическая значимость технологии развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе

     Отвечая на вопрос: Насколько важно соблюдать последовательность стадий, приёмов, методов в технологии РКМЧП , следует отметить, что самое важное — создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому гораздо больший смысл имеет не поурочное, а тематическое или даже курсовое планирование. Изучение темы (а значит, и сам технологический цикл) может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая-то стадия длится достаточно долго, например, стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок. Технология РКМЧП предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными.
    Технология РКМЧП с успехом применяется на любой ступени обучения вплоть до высшей школы, ведь задача развития критического мышления не ограничивается каким-то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины (русского и иностранных языков, естественных наук, истории и математики) может быть использован свой набор методов и приёмов, и, как показывает десятилетняя практика, нет ни одной учебной темы ни по одному учебному предмету, в которых невозможно было бы использовать технологию. Учителя с успехом применяют технологию при обучении творческим предметам: музыке и изобразительному искусству, поскольку она даёт детям большую внутреннюю свободу.

    Технология развития критического мышления может рассматриваться как механизм, формирующий определённые умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии. Я представляю данную технологию как рефлексивную, так как она:

• формирует самостоятельность мышления;

• вооружает способами и методами самостоятельной работы;

• даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель — ученик»;

• позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

     Применение технологии РКМЧП даёт возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в своём профессиональном развитии.

      Итак, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Заключение

Критическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их критически мыслить.

Для развития мышления огромное значение имеет обучение, ведь таким образом круг знаний и представлений ребенка значительно расширяется, новые понятия выстраиваются в стройную систему, школьник чаще применяет умозаключения.

Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развития критического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромное количество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, а также многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни. Развивая у школьников критическое мышление, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают, способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили

Список литературы

  1.  Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 / В. И. Андреев. — Казань,
  2. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4 / Л. С. Выготский. — М.,
  3. Загашев И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев / Перемена. — 2001. — № 4.
  4. С. И. Заир-Беки. В. Муштавинская  / Развитие критического мышления

на уроке. / Москва «Просвещение» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Практические материалы из опыта работы...

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическ...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Использование технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в начальной школе

"Использование технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в начальной школе" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.:...

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...