использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения
статья (1 класс) по теме

как научить играя и не заиграться при обучении? несколько советов в использовании дидактической и сюжетно-ролевой игры на уроках математики и природоведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didakticheskoy_i_syuzhetno.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения.

Учитель начальных классов:

Смирнова Галина Владимировна

МБОУ «Средняя школа №8» г. Ступино

          Большое значение в организации работы с шестилетними детьми, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных логических операций приобретает игра.

         Однако надо умело использовать игру для активизации умственной работы детей. / например: - К нам на урок пришел Чебурашка и принес такие  примеры……  Такие примитивные игровые моменты не помогают формировать знания и умения, а лишь отвлекают учащихся/.        Как же сделать серьезное занятие для ребенка занимательным, когда игра входит в учебный процесс обучения, помогая постичь новый материал?

         На начальном этапе использования игры необходимо научиться вводить только элементы игры.

Наглядность:   1.  Дома , звери, народные сказки

         -Расселите зверей по своим домам. Посчитайте сколько домов? Сколько зверей живут в этих домах? Что можно сказать о числе домов и зверей?

               2. Использую дома и числа на магнитной основе для повторения состава числа

              -На каждом этаже живут числа из которых состоит число 7. Одно окно на этаже открыто-число проснулось. Надо разбудить других соседей по этажу. Но разбудить сможет тот, кто правильно назовет число.

               3.  Используя геометрический материал строим (моделируем) что-либо, например ракету, при этом решая примеры/простые задачи на оборотной стороне   и т. д.

             Овладев в совершенстве приемом введения в учебный процесс игровых элементов, можно приступить к конструированию ролевых игр.

                                          Например игра «Магазин»

         _хочешь узнать, сколько «стоит» твое имя? Посмотри на нашу табличку и с ее помощью сосчитай.

А

Н

Я

 2р.

3р.

2р.

   -Напиши с:                                                                       рублей вое имя 

          -А теперь сосчитай, сколько стоят имена твоих друзей и подружек.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

2р.

5р.

3р.

4р.

3р.

2р.

5р.

4р.

5р.

1р.

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

4р.

2р.

2р.

1р.

3р.

1р.

2р.

3р.

1р.

1р.

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

5р.

5р.

4р.

5р.

5р.

4р.

5р.

5р.

5р.

3р.

Э

Ю

Я

3р.

2р.

2р.

     -Интересно, чье имя получилось самым дорогим?

            Здесь детям приходится выполнять роли «покупателей», которым необходимо набрать сумму равную цене покупаемого товара/ число не только из двух ,но и из трех слагаемых/ и «продавцов», которым необходимо проверить правильность выполнения задания «покупателями». Конечно, центральное место отводится операции счета, но нельзя при этом забывать о формировании нравственных качеств.

             В данном случае затрачивается больше времени, поэтому такие ролевые игры лучше всего использовать на уроках-обобщениях, либо закреплениях.

            Наиболее сложным для учителя по конструированию являются уроки-игры, уроки-путешествия. Они требуют умения подчинять весь учебный материал единой теме, единым целям. Даже такой, казалось бы, несложный элемент урока, как физминутка, должен быть продуман. Эти формы урока наиболее интересны. Они развивают мотивационную основу обучения, которая определяет успешность последующего обучения. В играх-путешествиях /продолжительность каждой игры не более 8-12 минут/ ненавязчиво обогащает словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

         И главное- огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, нероизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

       Сейчас многие современные учебники по многим УМК построены таким образом, что дополнительного игрового материала требуется совсем  немного, но я хочу отметить учебник Б.П. Гейдмана, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева. Вот где кладезь игрового материала.

               Закончить хочу словами В.А.Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Игра как средство обучения на уроках математики"

Данный материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам математики. Предлагается разнообразие дидактических игр, которые помогут сделать урок интересней и познавательней....

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики

Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка    В данном работе представлены методические рекомендац...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...