Занковский урок. Какой он?
статья на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Размышления об отличиях занковского урока от традиционного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zankovskiy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учителя к уроку и подготовка учителя к занковскому уроку – перед нами две почти одинаковые фразы. В чем же совпадают и чем различаются действия учителя, реализующего систему развивающего обучения, и действия его коллеги, работающего по традиционной системе? Что учитывает каждый из них при подготовке к уроку, какие факторы влияют на отбор содержания, на определение форм и темпа работы учащихся?

В традиционной системе давно известны направления, которые определяют процесс подготовки учителя к уроку (1). Попробуем рассмотреть их и сравнить

с точки зрения эффективности для подготовки к уроку занковскому.

Начнем с алгоритма действий учителя при подготовке к традиционному уроку(2).

Учет особенностей учащихся класса:

– успеваемость;

– отношение учащихся к предмету;

– темп работы;

– сформированность учебных умений;

– общая подготовленность учащихся;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы;

– общая дисциплина учащихся.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова мы бы назвали этот этап «Учет ИНДИВИДУАЛЬНЫХ особенностей КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ». При подготовке к уроку учитель-занковец, в первую очередь, размышляет над следующими позициями:

– отношение КАЖДОГО учащегося к предмету;

– темп работы КАЖДОГО ребенка;

– сформированность ИМЕННО ЕГО учебных умений;

– общая подготовленность КАЖДОГО учащегося;

– уровень общего развития КАЖДОГО учащегося, стартовый уровень и то, как ОН продвигается в усвоении знаний, умений, навыков;

– отношение КАЖДОГО ученика к разным видам и формам учебной деятельности.

Кроме того, при подготовке к уроку вы учитываете и другие особенности каждого своего ученика:

девочка это или мальчик, праворукий или левору-

кий, лидер или «отверженный», вы обращаете внимание на самого младшего

и самого старшего, на тех, у кого проблемы в речевом развитии, а также учитываете активность, утомляемость, мотивацию, интерес к тому или иному уроку и т.п.

Вы понимаете своих детей и знаете, кого с кем объединить в группу – для наиболее продуктивной работы всех ее участников, кому дать возможность ответить вам «на ушко», какие задания выбрать, чтобы они соответствовали уровню ближайшего развития каждого ученика.

Вы планируете, как прожить вместе с вашими детьми новый учебный день, подбирая к уроку материал, который не оставит их равнодушными.

Но при подготовке важно прислушиваться и к себе. Урок, на котором интересно ученику, не может быть неинтересным для учителя. Если вам интересно то, что вы предлагаете ученикам, если вас радуют их успехи и огорчают неудачи, значит, вы будете стремиться к тому, чтобы еще и еще раз пережить вместе с детьми минуты общих побед. Другими словами, учителю важно учитывать и свои индивидуальные особенности. Вот как это делается в традиционной системе.

Учет своих индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

– управление восприятием нового материала учащимися;

– умение преодолеть плохое настроение;

– наличие умений импровизации;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в т.ч. ТСО.

Со многим здесь трудно не согласиться. Но прокомментируем некоторые позиции.

Скажем, управление восприятием нового материала учащимися. В традиционном понимании это обычный контроль: все ли внимательно слушали учителя, все ли выполнили предложенные задания; это наблюдение за деятельностью детей, это включение их в разные виды деятельности.

В «занковском» же понимании это еще и умение учителя создавать ситуации для самостоятельного открытия детьми новых знаний, а значит, умение предоставлять им возможность ошибаться, высказывать собственные, даже неверные суждения, позволять ученикам самим прийти к правильному выводу.

Учителю необходимо не только организовать обсуждение проблемы, но и уметь отступить на второй план, промолчать, не задавать наводящих вопросов, чтобы проблема, трудность была самостоятельно «пережита» и преодолена детьми – только тогда можно говорить об осознании ребенком материала.

Важно также помнить, что трудности, с которыми сталкиваются ваши ученики, должны быть преодолимы. А для этого у учителя должны быть наготове наводящие вопросы, он должен уметь оказывать стимулирующую, направляющую или обучающую помощь(3). Главное – не спешить все сразу объяснить, довериться силам детей.

Несколько слов о декларированном умении пользоваться различными средствами обучения, в т.ч. ТСО. Бесспорно, это умение необходимо любому учителю независимо от системы, по которой он работает.

У давно работающих педагогов, как правило, есть богатый опыт использования различных средств обучения. А вот учителя, только  начинающие работать, или студенты иногда становятся «заложниками» техники или наглядных пособий. Так, если в подготовленной презентации заданы жесткие рамки, значит, не приходится говорить ни об индивидуальном подходе в частности, ни о развивающем обучении в целом.

Вот пример. Студентка-практикантка для урока во 2 классе старательно подготовила презентацию из 27 слайдов. Прокомментируем только один момент презентации.

2 слайд

Прочитайте слова. Запишите их по законам письменной речи в две группы.

в_да, тр_ва, стр_на, _зёра, к_за

 

Дети начали выполнять задание. Они, естественно, ориентировались на предложенную во втором слайде формулировку. В результате в тетрадях появились варианты группировок: двусложные и трехсложные слова; с безударным гласным А и безударным гласным О; слова в форме единственного и множественного числа; одушевленные и неодушевленные. Когда же перед детьми появился третий слайд, они начали говорить, что слова можно было разделить на группы и по-другому.

Вот здесь-то и обнаружилось противоречие в планах и ходе урока. Так как у студентки была строго определенная задача, к тому же зафиксированная на приготовленном слайде, то она просто похвалила детей за то, что они заметили другие варианты, и тут же предложила разделить слова на группы в зависимости от букв безударных гласных в корне. Сразу же был показан четвертый слайд. Понятно, почему события стали развиваться подобным образом – рассуждения детей о вариантах группировки не были запланированы учителем, и, связанная презентацией, она стала беспокоиться, что все намеченное на урок сделать не успеет. Но итог, в общем-то, нерадостен: получился урок для учителя, а не для детей…

Отметим, что не презентация сама по себе помешала учителю, а то, как она была задумана и проведена. Скажем, если бы на третьем слайде был размещен вопрос: «Сколько вариантов группировки у тебя получилось?» – он заставил бы детей искать новые основания. Можно было подготовить два вопроса: «Сколько вариантов группировки получилось у тебя? Сколько вариантов получилось у твоего соседа по парте?» Поиск ответов намного расширил бы границы урока.

Поэтому надо четко представлять, для чего на уроке нужно то или иное пособие, техническое средство, дает ли оно возможность детям развиваться.

Продолжим рассмотрение алгоритма В.А. Илюхиной. В следующем его пункте отражены общие и частные правила, которые учитываются при подготовке к уроку. Мы не ставим задачи рассмотреть и прокомментировать все предлагаемые автором позиции. Нами для комментария выбраны лишь те из них, с которыми мы согласны полностью или частично.

Итак, соблюдение общих правил, обеспечивающих успешное проведение урока.

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

– Думается, что данный пункт не нуждается в комментариях, так как одинаково актуален для педагогов вне зависимости от системы, по которой те работают.

2. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после него.

– Мы считаем, что ключевыми из названных должны быть слова «понять», «знать», «уметь». Кроме того, обязательно хотелось бы дополнить их словами «открыть», «осознать», «преодолеть», «исправить».

3. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.

– Как нам кажется, продумывать надо не одну задачу. Рассматривать тему урока, его цели и задачи имеет смысл «на пересечении» с другими темами и задачами не только сегодняшними, но вчерашними, и завтрашними. Пропедевтическое планирование, работа на опережение (для «сильных» учеников это уже может быть зоной актуального развития) – только такой подход позволяет говорить о развивающей тактике процесса(4).

4. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

– В развивающем обучении на первый план выходит не «сообщение», а организация активной самостоятельной деятельности учащихся, разрешение коллизий, преодоление трудностей. Здесь особенно важно, чтобы учитель был не единственным источником информации. Его задача в том, чтобы предоставить детям максимально широкий выбор научно достоверных сведений (энциклопедии, словари, справочники). Существенно расширить границы урока позволяет привлечение личного опыта детей и знаний, полученных ими за пределами школы. Решению этой задачи также служит исследовательская и проектная деятельность.

5. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий

к осуществлению задуманного урока.

– Однозначно, учитель ДОЛЖЕН иметь целостное представление о планируемом уроке, очень четко и конкретно ставить цели и намечать пути их достижения (систему заданий, формы работы, наглядность и т.п.). Но при этом еще важно опираться на состояние и настроение класса, чутко реагировать на все незапланированные повороты урока. Помнить, что план

не догма, а руководство

к действию. В этом и состоит МАСТЕРСТВО учителя – ВЕСТИ за собой, а не тянуть и загонять, уметь оценить ситуацию, отреагировать на нее, дать свободу фантазии, творчеству, простору мысли учеников, при этом НЕ ЗАБЫВАЯ о главной цели урока.

Другое дело, что цель эта может быть скорректирована, достижение ее отодвинуто на следующий урок – бывает и так. Но опять-таки учитель должен давать строгий отчет СЕБЕ – зачем и почему он именно так ПОВЕЛ урок. Да, учителя-занковцы готовятся к урокам и готовятся к незапланированному в ходе урока.

А теперь о частных правилах, обеспечивающих успешное проведение урока

1. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

– С первых дней обучения в школе надо учить детей слушать и слышать собеседника. Развитию этого навыка уделяется особое внимание, так как именно в процессе эффективной коммуникации происходит активное познание. В арсенале каждого учителя есть набор приемов, «работающих» на развитие навыка. Например, такой: поначалу просить детей проговаривать вопрос или задание.

Учитель: Саша, расскажи, что мы сейчас выполняем.

Ребенок отвечает.

Учитель: Кто может дополнить ответ Саши?

Отвечает другой ученик.

Учитель: Почему нам пришлось предоставить слово Сереже?

Дети: Потому что Саша упустил то-то…

Таким образом, дети слышат детскую речь, слышат формулировки заданий в доступной им форме.

Договоритесь с детьми не брать в руки ручку, пока не станет ясно, как выполнять то или иное задание. Многим знакома такая ситуация. На доске записаны слова задания, например: корова, улица, трава… Учитель сообщает, что именно с ними предстоит работа. Но не успеет он изложить суть задания, как два-три ученика уже записали эти слова в тетрадь. Здесь важна реакция учителя. Можно лишь констатировать: «Опять Петя и Маша куда-то спешат», можно не обратить внимания на происходящее, а можно задать вопрос Пете и Маше о том, какой результат они получили, можно попросить их или других детей объяснить суть задания или повторить его и т.п. Найдите в этом наборе или подберите тот вариант, который позволит вашим торопыжкам вовремя остановиться, прислушаться, понять, как им нужно правильно поступить.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием.

– Безусловно, ошибка – это повод не для возмущения, а для анализа ситуации. Если ребенок самостоятельно не может найти ошибку или пути ее исправления, или причины ее возникновения, на помощь должны прийти одноклассники или учитель. Причем важно предложить не прямую помощь («сделай так»), а косвенную, позволяющую ребенку участвовать в анализе ситуации. Постепенно, шаг за шагом, в детях воспитывается осознание того, что на пути поиска истины ошибки неизбежны. Но любая из них может и должна быть исправлена.

В системе развивающего обучения позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. Мы что-то забыли, чего-то не знаем – остановимся, заглянем в словарь, в энциклопедию или оставим проблему до перемены, следующего урока, дня... При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

– Как мы уже отмечали, на уроках учим слышать и слушать. С первого класса договариваемся с детьми

о следующих правилах поведения: как только кто-то начинает отвечать, остальные ученики должны опустить поднятые  руки; не говорить одновременно с отвечающим; не перебивать его; не поднимать руку, пока тот не закончит ответ.

Если отвечает ученик с первой парты, то он разворачивается лицом к классу, если с последней парты – класс поворачивается к нему. Дети находят отвечающего глазами и слушают его. Очень важно установление контактов между учениками. В этом помогают вопросы, систематически задаваемые детям как учителем, так и ими самими: могу ли я слушать собеседника? как я реагирую на его ответ? могу ли я оказать ему поддержку своим внимательным отношением к нему?..

Если ребенок в чем-то не согласен с отвечающим, он обращается непосредственно к нему, например: «Саша, я с тобой не согласен» или «А я думаю иначе». Нужно, чтобы это не было выученным клише, а являлось присвоенной формой общения.

Иногда же на уроках наблюдается такая ситуация: «Елена Владимировна, Дима не прав!», «Мария Викторовна, я не согласна с Викой». При этом дети даже не смотрят на одноклассников. Старайтесь исключать общение между детьми через учителя.

На уроках начинающих учителей или студентов часто наблюдается такая форма работы: вопрос учителя – ответ ученика – комментарий учителя – следующий вопрос…

Учитель: Найдите сумму чисел 3 и 6.

Дима: 9.

Учитель: А у тебя?

Саша: 9.

Учитель: Лена?

Лена: 10.

Учитель: Правильный ответ 9. А теперь найдите сумму чисел 2 и 7.

И «за кадром» остается то, почему правильный ответ «9», и то, в чем ошиблась Лена... Педагог рассуждал так: «У меня всего 2 минуты на устный счет, если я начну разбирать ситуацию, то потеряю время». Но, повторюсь, каков в этом случае коэффициент полезного действия учителя? В чем проявилось его ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ руководство на этом этапе урока? А ведь радикально изменить ситуацию, потратив, кстати, не так уж много «лишнего» времени, совсем не трудно. Если бы у детей была возможность, то они бы сказали, что Лена ошиблась, и вышли бы на вопрос, как она считала. Учитель мог бы использовать эту ошибку, чтобы «расширить» развивающие границы данного этапа урока. Например, так:

Учитель: Какое выражение я вам назвала?

Дима: 3+6.

Учитель: Как его нужно изменить, чтобы ответ Лены был правильным?

Дима: 4+6, 3+7.

Саша: А 10 можно получить и так: 5+5, 2+8…

4. Внимательно наблюдать за откликом учеников на задание, вопрос, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить

в ход урока дополнительный материал.

– Очень важный момент, ведь потеря внимания – это сигнал о потере интереса! Наша же задача – сделать детей активными участниками урока. Как же этого добиться? Может, здесь нужна физминутка для смены рода деятельности? Или надо изменить форму работы, скажем, привлечь на помощь коллизию? А может, нужно обратиться к опыту детей?

Но вернемся к началу пункта, к отклику ваших учеников на задание. Он может быть различным, и для учителя-занковца важно правильно сориентироваться в ситуации, использовать ее развивающую сторону. Рассмотрим такой пример.

На доске написано слово: УГОЛ_К.

Учитель: Запишите в тетради это слово и подберите к нему два однокоренных.

Дети старательно выполняют задание. Учитель наблюдает, затем приглашает

к доске двух учеников. Каждый пишет свои слова.

И получается:

угол_к

уголёк – уголь, угольщик

уголок – угол, угловой

Учитель (с искренним удивлением): Интересно. Я написала одно слово. А у нас их два. Давайте разберемся, как такое получилось!

Это один вариант реакции детей на задание, предложенное учителем. Возможны и другие, скажем, они начут задавать вопросы, например: «А однокоренные слова к какому слову подобрать к «уголок» или «уголек»?» Надо быть готовым к этому.

Бывают и курьезные случаи. Урок в 1 классе. Тема «Ударение».

Учитель: Прочитайте, что здесь написано.

На доске:

дорогой – дорогой

стоит – стоит

Даша: Дорого€й-дорого€й – это очень дорогой предмет. Человек, стоит-стоит – значит очень давно стоит.

То есть дети прочитали слова как повторяющие-

ся, усиливающие значение!

А это уже коллизия для педагога, который ожидал совсем другого ответа. Но учительница не растерялась.

Учитель: Да, вы правы. Можно сказать и так. Но я вообще-то записала четыре разных слова. Как вы думаете, какие?

Подведем некоторые итоги. Подготовка к уроку (по большому счету, как в занковской, так и в традиционной системе) – это, с одной стороны, процесс, строго подчиненный определенным целям и весьма регламентированный. Но с другой стороны (причем, у занковцев – в заметно большей степени), во многом творческий. Всегда надо осознавать: я выбираю это задание потому, что оно нравится мне, или потому, что оно будет полезно детям? Всегда ли я могу обосновать, почему именно в такой последовательности используется на уроке тот или иной материал? Всегда ли я понимаю, какие задания, методы, формы работы буду использовать, если дети выполнят запланированное раньше или не совсем так, как я предполагала? Важно, чтобы вы готовили для себя те ответы, которые действительно положительно повлияют на общее развитие ваших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занковский урок. Какой он?

Статья полезна для начинающего педагога, и для родителей, дети которых будут обучаться по данной програме....

доклад на ШМО "Заповеди занковского урока"

В докладе раскрыты отличительные особенности уроков системы развивающего обучения Л.В.Занкова и раскрыты четыре заповеди занковского урока:"идти от детей""урок начинается с урока""ошибка-находка учите...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Весна 2014 год.Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согла...

Тема урока «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»

Учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?  от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложени...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....