доклад на ШМО "Заповеди занковского урока"
статья на тему

Кузьминова Елена Владимировна

В докладе раскрыты отличительные особенности уроков системы развивающего обучения Л.В.Занкова и раскрыты четыре заповеди занковского урока:

  • "идти от детей"
  • "урок начинается с урока"
  • "ошибка-находка учителя!"
  • "доверять силам детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi_zankovskogo_uroka.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Заповеди занковского урока.

Что же отличает занковский урок от урока традиционной системы? Казалось бы, те же сорок минут, те же условия: рамки программ требования СанПиНа... Но есть что – то неуловимое, что отличает каждый занковский класс, каждого занковского учителя.

Классическая классно – урочная традиционная система, все еще существующая как основная, уходит своими корнями в начало XVII в. Философ В.А. Конев, раскрывая суть классического образования, характеризует его так: «Главная фигура — учитель - предметник, а главный элемент в архитектуре педагогического пространства — урок. Это выражается прямо в архитектуре школьного здания, где классы - кабинеты выступают главными школьными помещениями. Вторая фигура образовательной деятельности — ученик, ранжированный по уровню знаний, который порождает второй элемент в педагогическом пространстве — класс». Традиционное образование, продолжает В.А. Конев, ориентировано на знания, на образование рассудка, а не на образование души.

Цель системы академика Л.В. Занкова — достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Развитие его ума, воли, чувств и нравственных представлений. ЗУНы выступают как средство развития. Такое целеполагание как раз подтверждает, что в архитектуре нашего педагогического пространства главная фигура — ученик. Неслучайно первая заповедь занковского урока — идти от детей. Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти от того, что значимо для детей, что представляет для  них интерес, но не «на поводу» у них.

Например, такая ситуация на уроке.

1 класс. Заканчивается урок. На доске прикреплены цветные карточки – картинки, на которых нарисованы куклы, зайцы, машинки и т.д. На оборотной стороне карточек написаны задания для домашней работы.

Дети могут видеть только карточки, об их назначении они не догадываются. Но учитель уверен не только в том, что получит положительный ответ на свой вопрос (Кто из вас хочет сегодня выполнять домашнее задание?), но и в том, что ученики будут удивлены, в какой форме предложено домашнее задание. Не каждый же день мы пишем для детей домашнее задание на карточках!

Учитель. Кто из вас хочет сегодня вы поднять домашнее задание?

Дети молчат. Учитель удивлен, даже недоумевает.

Учитель. Как, никто не хочет?! (Говорит с напором.) Кто же хочет выполнить сегодня домашнее задание?!

Дети поднимают руки.

Учитель. А теперь подойдите и возьмите домашнее задание, написанное на этих карточках.

Дети подходят к доске и выбирают понравившуюся карточку – картинку. Мы полагаем, что в данном случае, несмотря на заготовки – карточки, надо были учесть желание детей. Выполнять домашнее задание они не захотели, значит, пади было перенести эти задания на другой урок. Вы помните, как звучал вопрос: «Кто хочет..?» Ожидания учителя оправдались, если б заранее было сказано: «Я приготовила для вас домашнее задание, оно записано на этих карточках-картинках». Дети с удовольствием обратили бы на них внимание! Но такого обращения к детям не было.

Эта ситуация показывает, что учитель не отступает от задуманного сценария урока, не может перестроиться с учетом интереса детей.

Рассмотрим как иллюстрация заповеди «идти от детей» фрагмент урока математики во II классе.

На доске прикреплены карточки: «Математический диктант», «Уравнения», «Геометрический материал», «Решение задач».

Учитель. Ребята, с чего вы хотели бы сегодня начать работу?

Дети называют то, что им интересно. Мнения разделились на две группы. Одни выбрали решение уравнений, другие — математический диктант.

Учитель. Хорошо. Вы (обращается к детям) решаете уравнения (открывает два уравнения, записанные на доске). Остальные составляют десять заданий для математического диктанта, который мы потом проведем.

Игорь. А можно сначала проверить домашнее задание? Только у вас, Елена Владимировна, нет этого пункта.

Оля. Да, я тоже хочу.

Учитель. Как вы думаете, нам всем вместе надо проверять домашнее задание или вы предлагаете еще выделить отдельную группу?

Дети. Задание было легкое. Зачем его проверять?

Игорь. Эту задачу я решал по действиям. Там можно было сделать ошибку, например, в счете.

Учитель. В вычислениях?

Дети (хором). Да. Задачи не все еще у нас в классе научились решать, это не совсем просто.

Учитель. Хорошо, тогда определитесь, кто будет вместе с нами проверять домашнее задание.

В результате работа началась в трех группах. Несколько человек работали самостоятельно. Учитель начал работу с группой, которая выбрала проверку домашнего задания. Затем две группы выполнили математический диктант, составленный одноклассниками, проверили, правильно ли они решили уравнения. А далее учитель предложил всем решить новую задачу и сравнить ее с той, которая была задана к этому уроку на дом. Таким образом, все проверили выполнение домашней работы.

В качестве еще одного позитивного примера следования заповеди «идти от детей» можно рассматривать фрагмент урока, записанный Н.В. Нечаевой.

… Урок, посвященный различию имен существительных 1- го и 2 – го склонений, начался с разговора о том, что дети видели по дороге в школу. Они говорили о красоте зимнего утра, о первых признаках весны. И чтобы «не сломать» эту атмосферу, учитель меняет приготовленное задание: «Найдите «лишнее» слово среди слов курица, вокзал, окно». Она пишет на доске слова снег и снежинка и задает вопрос: «Что можно сказать об этих словах?» Именно эти слова, созвучные настроению детей, помогли естественно перейти к теме урока.

«Идти от детей» — это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. А для этого надо постоянно изучать детей, получая новые знания о них от психологов, физиологов, нейрофизиологов.

Вторая заповедь занковского урока — урок начинается с урока.

Мы знаем, что урок начинается с организационного момента. Что такое организационный момент? Это время, когда учитель проверяет, все ли достали ручки, тетради, есть ли на парте учебник и т.д.

А может быть, произнести хором: «Прозвенел и смолк звонок, начинается урок»?

Что более органично включит всех в работу? Чтобы ответить на вопрос, каким будет организационный момент и нужен ли он вообще, ответьте себе: что дает ваша задумка проведения оргмомента детям? Этап урока — потому, что «так надо», или потому, что это важно для детей, их эмоционального настроя, установления контакта? Любое задание, которое вы выбираете для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».

Заблуждение первое: «Всякая яркая наглядность повышает познавательную активность».

Нам, взрослым, кажется, что если дети любят сказки, то лучший способ провести урок – это использовать сказочный сюжет (направо пойдешь – одно задание, налево – другое, прямо – третье…) И как здорово, сколько можно подготовить иллюстрированного материала! А в ситуации урока это все уводит детей в мечты, воспоминания о сюжете сказки, появляются ассоциации, навеянные цветами, образами, музыкой… Детям захотелось сочинять, фантазировать, а мы предлагаем решить уравнение, задачу в несколько действий.

Рассмотрим следующую ситуацию.

I класс. Сентябрь. Учитель вначале взял в руки яркий резиновый мяч. Мяч привлек внимание всех. И беспокоиться о включении в работу детей уже не пришлось

Учитель. Ребята, я буду кидать вам мяч и произносить звуки, а вы будете определять, какие это звуки — гласные или согласные. Не волнуйтесь, мяч я кину каждому.

Учитель произносит звук и кидает мяч. Первоклассник, которому кинули мяч, не поймал его, мяч выскользнул из рук и упал на пол. Некоторые дети встали со своих мест, чтобы хотя бы дотронуться до мяча. Ведь неизвестно, когда дойдет очередь до них... Мяч подняли. Но какой звук произнес учитель?

Следует обдумывать, когда и как использовать средства наглядности в работе, чтобы активизировать познавательную деятельность детей, относящихся к наглядно-образному типу.

С наглядным материалом надо быть очень осторожным! Ведь не напрасно Л.В. Занков специально посвятил этой проблеме две книги: «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении» и «Наглядность и активизация учащихся в обучении».

Стремление учителя к наглядности, к драматургии часто приводит к созданию урока, связанного единой сюжетной линией. Как правило, такими по форме бывают открытые уроки.

Представьте себе урок русского языка. Сюжет строится вокруг темы «Театр». Естественно что будут использоваться слова этой тематики. Дети выписывают слово билет, составляют текст афиши. В театре есть антракт, а значит, можно обыграть и сервировку, и меню. Если успеть до звонка, перемена совпадет с антрактом, и дети съедят бутерброды собственного приготовления! Великолепная задумка! Детям будет, интересно! Какая будет подготовка к уроке: бланки для билетов, оформление заготовки для афиши (детям останется только и вписать текст), столы, где стоят столовые и боры, продукты для бутербродов... Гостям – учителям, скорее всего, урок понравится.

….. Возникает вопрос: какова цель: этого урока?

У нас всего сорок минут! Учитель, сам того не подозревая, «попался на крючок» красивой идее. И теперь все рассчитано поминутно. Нет времени на глубокое обдумывание, на ошибки, на рассуждения. Есть одно стремление — надо все успеть! И непроизвольно в речи появляется: «Быстрее!», «Неверно. Как правильно пишется это слово?» Растет страх перед паузами: дети задумались, и учитель (это очень хорошо видно) всматривается в каждого ученика в надежде, что сейчас кто-то прервет молчание, даст ответ. «Ну, что вы задумались? Вы же все знаете!» Далее терпение испаряется, и педагог непроизвольно начинает делать намеки. Спрашивает сильного ученика, затем снова того, кто готов дать правильный ответ, и... наконец-то переходит к следующему заданию. Нужно держать темп. Звонок! Еще бы несколько минут! Сколько еще заготовлено! Итого не было, домашнего задания не задали, бутерброды не успели сделать. А как хотелось совместить звонок с началом антракта! Выход есть? Можно продолжить работу на перемене.

Хотя бы раз за период нашей педагогической деятельности мы все оказывались в такой ситуации. Время, темп... А надо лишь остановиться и подумать, для кого мы с вами проводим уроки. Для себя? Для коллег? Или для детей?

И только ли мы ведем урок? Развивающий урок — это урок, который мы ведем совместно с детьми! Урок порой непредсказуем, вы готовите много материала, а к будет актуальным? Учитель – занковец – виртуоз. Он умеет перестраиваться на ходу, потому что чувствует каждого ученика, улавливает интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей. Ошибка – находка учителя – это третья заповедь. Именно ошибка позволить ученику остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, и чем затруднение того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего он не понимал раньше.

Ошибка — дело тонкое! Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Учитель не третейский судья! Не говорите, правильно или неправильно решена задача. Дождитесь реакции детей. Пусть сначала они выскажут свою точку зрения. А уже затем можно принять, например, сторону ученика, допустившего ошибку, и сказать: «Я согласна с Мишей». В таком случае дети уже объясняют вам, в чем ошибка. Главное, то в этой ситуации косвенно пояснения получает и Миша. Вот один пример.

Учитель. Я предлагаю вам загадку.

Он заливисто поет,

Утром спать не дает.

Дети. Петух, воробей, птица, попугай, брат...

Дети отвечают, учитель принимает все ответы, не показывая ни мимикой, ни жестами своей реакции на допущенную ошибку.

Надя. Я не согласна с Мишей (отвечает, глядя учителю в глаза). Не может быть птица.

Учитель. Почему не может? Птица же поет!

Или так: — Я думаю так же, как Миша. (Учитель разделяет точку зрения ученика, допустившего ошибку.)

Дети. Птица поет, но в загадке сказано «он», а птица — она.

Учитель. Да, действительно! А как надо изменить загадку, чтобы ответ птица был верным?

Или: — Подумайте, как изменить загадку так, чтобы ответ Миши являлся отгадкой.

Иногда, наоборот, необходимо, чтобы ученик, допустивший ошибку, отвечал оппонентам. Только проговаривая вслух, он поймет, где в его рассуждениях допущена неточность. В каких – то ситуациях ученик имеет право вообще отказаться от обсуждения своего ответа. Вы уважаете его желание и обсуждаете эту ситуацию в классе.

Все ученики опосредованно будут вовлечены в процесс обсуждении!

Например:

Учитель. Запишите в тетрадь словосочетание «подарок Кол__».

Дети записывают.

Учитель. Какая запись получилась?

Настя. Я написала в конце слова букву е (произносит орфографически: «Подарок Коле» ).

Олег. Да нет же, надо написать подарок Коли, с буквой и.

Настя. Подарок кому? Коле. Дательный падеж.

Олег. Да, в дательном падеже окончание е.

Ученики. Олег, определи склонение.

Настя. Да не надо ему определи склонение. Правильно будет (произносит орфографически) подарок Коле.

Учитель. Олег, ты сейчас хотел бы что-нибудь пояснить?

Олег молчит, отрицательно качает гол вой.

Учитель. Так кто же прояснит ситуацию, как надо написать?

Дети высказывают свои предположения. В результате обсуждения они приходят к выводу, что можно написать по - разному, в зависимости от вопроса, который будет задан (подарок (кого?) Коли, подарок (кому?) Коле), объясняют выбор буквы безударного гласного в окончании.

Ситуаций, в которых возникают ошибки, достаточно много. Важно научиться не только не пропускать их, но и привлекать к ним внимание детей.

Рассмотрим такую ситуацию.

Учитель. Чему равна сумма 5 и 8?

Ученики. Сумма 5 и 8 равна 13.

Учитель. Ау тебя получилось сколько?

Ваня. 14.

Учитель. А у тебя?

Света. 12.

Учитель. У вас?

Ученики. У нас — 13.

Учитель. Правильно 13.

На первый взгляд все правильно. Но в данном случае те дети, которые допустили ошибки, не понимают, почему ответ должен быть 13. Учитель мог сначала записать все варианты ответов на доске, а затем предложить детям обосновать их. При этом самому учителю надо было выйти из обсуждения. предоставив его только детям. Эта ситуация показывает, что, к сожалению очень часто мы нацелены лишь на правильный ответ, а не на осознание детьми материала.

Хорошо известен прием, когда мы специально допускаем ошибки в словах и высказываниях или при записи решения. При этом нужно учитывать следующие условия. Первое: запись может быть предъявлена детям только после того, как они попробовали сами выполнить это задание. Иначе некоторые дети начнут списывать не думая. Для них очевидно, что учитель, скорее всего, напишет правильно, поэтому можно спокойно писать за ним. Второе: то, что было неверно, надо непременно стереть с доски, чтобы в памяти остался верный зрительный образ.

Следующее заблуждение: «Чтобы включить детей в активное обсуждение учебной задачи, достаточно вызвать к доске ученика, который, работая самостоятельно в тетради, допустил в решении ошибку».

Считается, что дети поднимут руку и скажут: «А у меня по-другому». Тогда может появиться несколько вариантов решений на доске. В связи с этим возникает вопрос: а поднимут ли руку слабые дети? И еще вопрос: задумывались ли мы, вызывая ребенка, что происходит в этот момент у него в голове, в душе? Если мы хотим, чтобы роебёнок комфортно себя чувствовал на уроке, то надо создавать ситуацию успеха, повышать, его самооценку, а не уличать его в незнании. К сожалению, по данным психологов, у российских детей чаще заниженная самооценка.

Далее вполне логичен вопрос: а если мы вызовем ученика, который правильно решил? Ответим вопросом на вопрос: поймут ли, как выполнить это задание, те ученики, которые допустили ошибки? Причем у разных учеников ошибки могут быть разными!

У некоторых педагогов вызывают возражения такая кропотливая работа над ошибками, такое количество подробных объяснений детьми своей позиции. Так это сколько же времени уйдет на обсуждение! Но именно в обсуждении рождается истина, происходит понимание и осознание процесса учения.

Четвертая заповедь занковского урока — доверять силам детей! Она напрямую связана с использованием времени на уроке и с заповедью «идти от детей». Учителю гораздо легче объяснять все самому, а затем закреплять, чем ждать, пока дети самостоятельно придут к открытию...

Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. «Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило» — так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Безусловно, если предложить детям материал с высоким уровнем трудности, без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.

В своём выступлении я не рассмотрела такие вопросы: как поступить на уроке, если первый же спрошенный ученик дает правильный ответ? Каким образом проверить, насколько осознанно этот ответ дан и понимают ли остальные дети, как получен такой результат? А может быть, можно вызвать к доске ученика, решившего задание неверно? Как поступить тогда? Приглашаем учителей поразмышлять над ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занковский урок. Какой он?

Статья полезна для начинающего педагога, и для родителей, дети которых будут обучаться по данной програме....

Занковский урок. Какой он?

Размышления об отличиях занковского урока от традиционного...

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....

Доклад на тему: структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (тип урока- совершенствование).

Адаптированные наукоёмкие понятия структуры урока систематизации и обобщения знаний и умений (т.е. совершенствование) по ФГОС....

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...