Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
статья по теме

В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы  формирования УУД  у младших школьников.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».

Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное – это развитие личности:

любознательной

интересующейся

активно познающей мир

умеющей учиться

способной к организации собственной деятельности

уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа

доброжелательной

умеющей слушать партнёра

уважающей своё и чужое мнение

готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности – ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Однако нельзя воспринимать его как «сосуд», куда «сливается» опыт человечества.

Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Но чаще всего именно в процессе обучения и воспитания, когда педагогам удаётся в комплексе развивать общеучебные умения и навыки школьников, у последних возникает стремление учиться, формируются УУД.

Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно многому научиться: слушать и слышать, правильно себя вести на уроках и переменах общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами происходит на протяжении всего периода начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки и умения и позднее, при переходе в основную школу.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается огромное значение, т.к. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Определение понятия "универсальные учебные  действия".

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком значении (собственно психологическом значении) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия 

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).  Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия 

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации;

включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические действия: замещение, кодирование, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели/;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы,

-  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий -  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития.            

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

1.Соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.Соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.

         Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Список литературы

1. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

2.Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

4.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008.

6.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях.  Под ред. Л.М.Митиной М., 2010.

7.Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010.

8.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010.

9.Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические основы формирования УУД у младших школьников Подготовила учитель начальных классов Храмченко Е.А.

Слайд 2

Развитие личности любознательной интересующейся активно познающей мир умеющей учиться способной к организации собственной деятельности уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа доброжелательной умеющей слушать партнёра уважающей своё и чужое мнение готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Слайд 3

Одна из важнейших задач образования развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)

Слайд 4

Основные движущиеся силы развития человека

Слайд 5

Задача учить себя Учащийся архитектор и строитель образовательного процесса

Слайд 6

Универсальные учебные действия В широком значении - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 8

Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды: Личностное , профессиональное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

Слайд 9

Регулятивные обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности Виды: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Слайд 10

Познавательные обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации Включают: Общеучебные действия Логические действия Постановка проблемы Решение проблемы

Слайд 11

Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Виды: Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Монологическая и диалогическая формы речи

Слайд 12

Критерии оценки сформированности УУД Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Слайд 13

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса: усвоение знаний формирование умений формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося (социальной и личностной)

Слайд 14

Желаю творческих успехов

Слайд 15

Список литературы 1 . Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 2 . Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. 4 . Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998. 5 . Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008. 6. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной М., 2010. 7 . Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010. 8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010. 9 . Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.      Развитие коммуникативного навыка является одним из в...