Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
материал (1 класс) по теме

Ярушина Ирина Владимировна

 

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам -  новый.  Как его измерить?  Как проверить личностные   результаты? 
  В стандартах написано, что  личностные результаты, включают  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные  и гражданские  позиции, социальные компетенции. 
Чтобы оценить личностные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.rar249.61 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам -  новый.  Как его измерить?  Как проверить личностные   результаты?

  В стандартах написано, что  личностные результаты, включают  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные  и гражданские  позиции, социальные компетенции.

Чтобы оценить личностные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио.

    Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности:  как учебной (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной   (творческие  работы, презентации, фотоматериалы),   отражающий  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. 

   Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО. Просмотр презентации.

На доску выставляю  магнитные буквы слова «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» (по одной).

П -   Начинать работу следует с разработки   Положения о Портфолио. В положении прописываются цели, задачи, структура, требования  к   Портфолио,  участники  работы над Портфолио   и  их обязанности. В каждой школе есть своё положение о Портфолио. Государственного образца на данный момент не разработано и не принято. (Показ образца Портфолио нашей школы)

О -    Оценка. Портфолио   - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях

Р -      Родители  являются   главными    помощниками   классного руководителя.

Т-  Труд, да создание Портфолио -  это большой и кропотливый труд  (ученика, родителей, учителей). Важно помнить, что классный руководитель – это координатор, помощник, направляющий, эксперт…..

Ф -     Фиксирование результатов – это важный компонент при оформлении Портфолио.  Только фиксирование без анализа – пустое дело.

О –  Обьективность. При  работе  с  Портфолио  нужно помнить не только о систематичности заполнения, аккуратности, но и обьективности оценки.

Л – Личностные результаты – Как их измерять?  Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники.  Например:

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

Ученика(цы) 1 «     » класса МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»

       Ф.И.О. ______________________________ за ___________ учебный год.

Ф.И.О.

Учебный год

Учебный год

Учебные предметы

Период обучения

1-я четверть

2 четверть

3-я четверть

4-я четверть

Чтение

Осознанность

Правильность

Выразительность

Скорость

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Русский язык

Каллиграфия

Орфография

Развитие устной речи

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Математика

Устные вычислительные навыки

Письменные вычислительные навыки

Решение задач Геометрический материал

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Ознакомление с окружающим миром

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Сформированность ценностных  отношений

Общественная активность

Отношение к учению   Отношение к труду

Отношение к людям

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Подпись учителя

«Диагностика метапредметных и личностных достижений»

Чему я научился по всем предметам в этом году (1 класс)

Умения

в октябре

в декабре

в марте

в мае

Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

 Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.

 Я умею наблюдать и делать выводы.

 Я могу запомнить важные сведения.

 Я с уважением отношусь к другим людям.

Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.

Я умею объяснять, что я чувствую.

   

 Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них.

Я могу прочесть вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нём.

 Я помню наизусть и могу выразительно прочесть стихотворения.

 Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.

 Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений.

 Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников.

 Я могу устно дать полный ответ на вопрос.

 Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.

 Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.

 Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.

Оценка личностных результатов учащихся 4 класса

Ф.И.О.

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России.

Определяет личностный смысл учения, выбирает

дальнейший образовательный маршрут.

Регулирует своё

поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Ответственно относится к своему

здоровью, к окружающей среде,

стремится к сохранению живой природы.

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Ориентируется в понимании причин успешности/неуспешности в учёбе.

 (Пример без тестов, только сводная таблица.)

А как проследить личностный рост, движение, изменения.  Как нам (не специалистам - психологам) правильно скорректировать работу, помочь ребёнку. Главное как проследить. Научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа. Которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.

И-  Информация, которую мы помещаем в Портфолио   не должна представлять  угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. А какая информация, отражающая достижения личностных результатов должна быть в Портфолио? Если это рассматривать по новому, по требованиям ФГОС.Что должно добавиться?  Рассмотрим таблицу:  

УУД

Разделы Портфолио

«Мой      портрет»

«Мои документы»

«Мои       работы»

«Мои достижения»

Личностные

Смысловая линия

«Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение»

Автопортрет, «Моя семья», «Это я» «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схема  «Дерево проблем.»

Анализ результатов участия в предметных  олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?»

Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома»

Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?»

Моё отношение к моим достижениям.

О-  Опыт создания Портфолио в нашей школе есть. Но в Портфолио старого образца мы заносили итоговые оценки,  грамоты,  сертификаты. То, что у нас есть,  мы оставим, но добавим тесты, анкеты, технологические карты.  Сейчас я предлагаю поработать в группах и попробовать оформить свою страничку Портфолио. Нужно словами или с помощью рисунка ответить на вопрсы:

1 группа  -  Что такое хорошо и что такое плохо? ( Листок  с чертой. Хорошо/плохо. )

2 группа  -  Это я.(рис.)

3 группа – Дерево моих желаний.

4 группа -  Дерево моих проблем.

5 группа -  Мои мечты.  (Впиши или нарисуй свои  желания.)

6  группа – То, что я  люблю.

7 группа -  

Пьедестал моих успехов.

Подумай, чего ты достиг  и расставь соответствующие  номера на ступеньки пьедестала.

  1. У меня получается то, что я запланировал.
  2. Я с уважением отношусь к другим людям.
  3. Я люблю дом, в котором живу.
  4. Я ценю труд людей.
  5. Я могу дать отпор грубости и злу.
  6. Я не разговариваю с незнакомыми людьми.

8 группа -  Этому я  научился?

9 группа  - Золотая рыбка.

Представь, что ты поймал(а)

золотую рыбку, какие три

желания ты попросил(а) бы

 исполнить. Помни только три!

10 группа – Это мне нравится.

11 группа - Это мне не нравится. 

12 группа – Мысли, с которыми я согласен.

Подведение итогов. Показ получившегося  Портфолио  мастер –класса. (Можно выслушать желающих, рассказать о своей работе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Портфолио отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...

выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»

Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников             Приоритетной целью современного начального об...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....