"Подготовка к олимпиадам"
статья по теме

Михайлова Любовь Сергеевна

"Подготовка к олимпиадам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiadam.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 3 р.п.Озинки»

Доклад на МО учителей начальных классов

«Подготовка учащихся 4 класса  к олимпиадам»

Подготовила

учитель начальных классов

Михайлова Любовь Сергеевна

МОУ « НОШ № 3 р.п.Озинки»

р.п.Озинки

2011г.

Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах.

  Технология подготовки олимпиадных заданий такова:

1. подготовка спецификации теста;

2. создание тестовых заданий;

3. экспертиза и корректировка тестовых заданий;

5. формирование контрольных измерительных материалов;

6. корректировка контрольно-измерительного материала;

7. апробация КИМ;

8. обработка анализа результатов.

     Спецификация включает описание назначения теста, условий его применения, структуры теста с указанием числа заданий в тесте и его частях, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, критериев оценки заданий в тесте, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности, плана теста, в котором представлены данные о каждом задании теста.

     В тестах по русскому языку и математике наряду с заданиями с выбором ответа представлены открытые задания различного типа: с открытым кратким ответом, задания по конструированию текста и составление задачи. Такое соотношение связано с тем, что задания, используемые в качестве тестовой работы, создавались в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений.

     Основной формой организации учебного процесса в школах   остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные формы работы с учащимися, проводимые в школах:

     Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы в образовательных учреждениях. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

Технология подготовки учащихся общая для всех ОУ:

3)Педагогами составляется план занятий по подготовке учащихся

4)Занятия с учащимися проводятся индивидуально.

5)Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

6)Участие в районных  турах предметных олимпиад.

     Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт представление о потенциале школы, позволяет выстроить перспективу развития школы, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых учащихся.

   Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Методы и формы работы с одаренными учащимися

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

        Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим

Игровой метод обучения как средство развития творческих способностей учащихся

 «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций,                                          направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,              
                в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
М.Ф. Стронин

Функции игровой деятельности

Развлекател ьная

  1. доставить удовольствие
  2. воодушевить
  3. пробудить интерес

Коммуникативная

  1. освоение диалектики общения

Диагностическая

•        выявление отклонений от нормативного поведения,

•        самопознание в процессе игры
Игротерапевтическая

•     преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности

Самореал изации

  1. проявление способностей и скрытых возможностей

Межнациональной коммуникации

  1. усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей

Социализации

  1. включение в систему общественных отношений.

Игры делятся

по виду деятельности

• физические (двигательные)

• интеллектуальные (умственные)

• трудовые

• социальные

• психологические

по характеру педагогического процесса

• обучающие тренировочные контролирующие обобщающие

• познавательные воспитательные развивающие

• репродуктивные продуктивные творческие

• коммуникативные диагностические профориентационные психотехнические

по характеру игровой методики

• предметные

• сюжетные

• ролевые

• деловые

• имитационные

• игры-драматизации

Сценарии обучающих игр, способствующих развитию

интеллектуальной и академической одаренности на уроках

(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)

Симпозиум

Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!

Совет добровольных обществ

Как известно, у каждого из нас есть какое-то хобби (т.е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, орнитологов, нумизматов, рыболовов или автомобилистов. В общем, выбирайте, какое у нас будет общество. Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста. Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. То есть задаем вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали! Ведущий определяет победителей.

Обнаружение ошибки

Давайте прочитаем учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Мы надеемся, что все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Ваша задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого мы все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста. Начали! Помечайте у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Теперь обсудим исправления. Посмотрим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начнем с того, кого укажет ведущий. Начали! Мы обсудим текст, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения. Начали! Ведущий определяет лучших, самых точных и оригинальных игроков.

Занимательные истории

Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным текстом. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. А теперь на листочек в столбик выпишите эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько у вас получится. Начали! Столбики готовы. Теперь начинаем такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.

История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом мы проведем конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. Итак, на подготовку истории на основе выписанных вами ключевых слов отводится одна минута. Можете делать какие-то пометки на листочке, можете это делать в уме.

А теперь приступаем к конкурсу забавных и занимательных историй, которые у вас получились. Итак, начали! Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Итак, Фантастический запас исчерпан. Но, однако, вас ожидает следующий конкурс. Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, т.е. вашим листочком, воспроизвести этот текст? Побеждает тот. кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу. Начали! Все оценивают способности выступающего. Слово всем желающим. Теперь оценим результаты. Кого считает ведущий победителем и почему? Спасибо!

В проблемном поле

Прочитаем учебный текст. Разделимся на пары. Ведущий задает проблему (или тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы, не возбраняется в конце концов прийти к общему мнению. Затем ведущий задает новую проблему. Оппоненты меняются ролями, т.е. оппонент справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивает его. а оппонент слева не соглашается. Прочитаем еще раз учебный материал. Ведущий, ваша формулировка проблемы. Приступаем к обсуждению по парам. Ведущий — ваша новая проблема. Меняемся ролями. Приступаем к обсуждению.

Ведущий определяет, какая пара у нас наиболее активно обсуждала поставленные проблемы. Поздравим победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для подготовки к олимпиаде.

Набор заданий разного уровня сложности поможет подготовить учеников к олимпиаде по математике....

Подготовка к олимпиаде 3-4 класс.

Задания взяты на официальном сайте www.cambridgeesol.org/exams/...

Подготовка к олимпиаде по литературному чтению для 4 класса

Представлено темтическое планирование Представлено тематическое планирование и методические разработки групповых занятий по литературе для 4 классов "Подготовка к олимпиаде по литературному чтени...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе

Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....

задания для подготовки к олимпиаде по окружающему миру

Предложены упражнения и примерные тесты для школьного тура олимпиады по окружающему миру. Материал рассчитан на знание природы Хабаровского края....

"Работа с одарёнными и мотивированными учащимися при подготовке к олимпиадам и конкурсам

Эта работа  раскрывает вопрос как работать с данной категорией учащихся...

Подготовка к олимпиаде по чтению

Подготовка к олимпиаде по чтению...