Формирование ученического коллектива на начальной стадии обучения.
статья по теме

Мотрева Нина Анатольевна

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой. Формирование классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классному руководителю воспитателям, работающим в этом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchenicheskogo_kollektiva.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование ученического коллектива

на начальной стадии обучения.

 

1 сентября 2012 года был сформирован 2 класс в количестве

8 обучающихся.

20.08.2012 г. в школу прибыло 4 воспитанника из Вышневолоцкой школы-интернат VII вида (Смирнова М.,  Мурзаков Д., Малашенкова Е., Вшивков М.).

05.09.2012 г. в класс поступило еще 3 воспитанника из Эммаусской школы-интернат VII вида (Соболев А., Васильев А, Петров Д.)

04.10.12 г. В класс поступила Макашова К. из СРЦ  г.Бежецка.

На  конец 1-й четверти класс сформирован полностью.

        В классе обучается 8 человек, в возрасте 7-10 лет. Из них 5 мальчиков и 3 девочки.

        Все воспитанники имеют диагноз F-70.

        Все дети, кроме Макашовой К., сироты.

Отношения внутри коллектива складываются в соответствии с нормами развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается типичная для данного типа агрессивность, тревожность, эмоциональная нестабильность. Постоянных привязанностей между детьми нет, дружеские отношения носят переходящий характер.

Часто возникают конфликты. Дети  ссорятся, могут ударить друг друга

В классе можно услышать, как дети обзывают друг друга разными обидчивыми словами, насмехаются друг над другом. По этому поводу в классе постоянно проводятся беседы.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать) группа;

 в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой.

Формирование  классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классному руководителю  воспитателям, работающим в этом классе.

Взяв классное руководство во 2 классе, при написании плана воспитательной работы, я поставила перед собой ряд задач, это, прежде всего: 

  1. Способствовать успешной адаптации вновь прибывших воспитанников к условиям жизни в школе-интернат.
  2. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого.  
  3. Формирование культуры общения и поведения воспитанников в школе, общественных местах.

Для решения поставленных задач необходимо прежде всего создать благоприятный психологический микроклимат в классе.

Учитывая возрастные особенности детей и специфику педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям), именно на учителя ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

Благоприятный  климат создают:
- доброжелательность в отношениях друг к другу (как учителя к каждому ребенку, так и воспитанников друг к другу);
- активность (небольшое количество обучающихся, позволяет задействовать всех воспитанников класса);
- взаимопомощь друг другу (учить детей помогать друг другу)

- инициатива (учитывать желание ребенка)

- организованность членов коллектива (приучать к правилам поведения на уроке, во внеурочное время)

Формировать коллектив возможно через разнообразные формы и виды деятельности.

УРОК.

Очень большое значение, на мой взгляд, в создании благоприятного климата, являются уроки  чтения, внеклассного чтения
Обучащиеся начальной школы обладают наглядно – образным мышлением, прислушиваются к мнению взрослых и «впитывают все, как губка». В связи с этим воспитательное значение уроков чтения трудно переоценить. На этих уроках дети знакомятся с правилами дружбы, учатся отличать дружеские отношения от всех остальных, пересматривают свое отношение к товарищам. Дети дают свою оценку всем поступкам героев: правильно это или нет, была ли возможность поступить по – другому или нет, что изменилось бы, если бы герой поступил иначе, какое к нему было бы отношение и т.д. Дети переоценивают свое отношение к окружающим их людям, а главное к участникам классного коллектива.
Все сказанное детьми на уроке, это не навязанные им утверждения, это то, что они почувствовали, увидели в произведении, то что произвело на них глубочайшее впечатление, а значит, запомнилось.
На таких простых, порою сказочных примерах, дети формулируют для себя правила дружбы, учатся применять их в своей жизни.

КЛАССНЫЙ ЧАС.

Задачей классных часов является катализировать и усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника.

Например: классный час «Поговорим о дружбе»

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности. В своей деятельности я использую такую технологию, автором которой является Игорь Петрович Иванов. Эта технология применяется в таких делах как: совместное выполнение детьми поручений учителя, коллективная подготовка плакатов и рисунков к праздникам, традиционным школьным мероприятиям, спортивным соревнованиям и т.д.

Например, в преддверии празднования Нового года, по традиции мы украшаем класс, оформляем плакат, используя технологию арттеррапия, на уроках трудового обучения запланировано изготовить поздравительные открытки воспитателям и учителям.

ИГРА

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством  развития.

Использование игры в работе, дает возможность педагогу быстрее узнать новых воспитанников, а детям  быстрее подружиться и работать как один сплоченный коллектив. Игра дает ребенку уверенность в себе, помогает найти новых друзей, помогает работать в команде.

Через игру сознание ребенка готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности. В игре развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это понадобится ребенку в жизни.

Например, всем известные и доступные игры

«РУЧЕЕК»

Участники стоят в парах, берутся за руки и встают друг за другом. Один участник водящий. Водящий проход под руками пар и выбирает одного их участников, берет его за руку и встает новой парой в конце колонны. Тот, кто остался без пары идет вперед и делает тоже самое.

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Известная игра. Участники становятся в свободном варианте. Один водящий. Все дружно произносят слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Все участники замирают в позе какой-нибудь морской фигуре. Водящий должен отгадать фигуру.

Не только учебная, творческая или игровая деятельности способствуют формированию коллектива, но и любая совместная деятельность (уборка в классе, уборка территории, чаепития)

Становление коллектива – это трудный и длительный процесс, требующий терпения. Сплотить коллектив возможно при тесном взаимодействии классного руководителя, обучающихся и воспитателей. Совместное проведение различных мероприятий, с участием учителя, воспитателей и детей, положительно влияет на сплочение коллектива.

Психологическая игра на сплочение коллектива.

Объятие

Цели: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится детям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Почему хорошо обнимать других детей?

— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя....

Формирование ученического коллектива из опыта работы

Формирование ученического коллектива...

Формирование ученического коллектива в начальной школе

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность да...