Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива
статья на тему

Шибанов Вячеслав Александрович

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                Создание воспитывающей среды

                             как одно из условий формирования

                                      ученического коллектива

                    В актуализированной государственной программе г. Москвы  «Развитие образования» в период с 2012 по 2018гг в качестве основной цели указано: «Создание средствами образования условий для личной успешности жителей города Москвы». Личная успешность неразрывно связана с получением прочных  знаний, позитивной социализацией и формированием устойчивой  морально-нравственной позиции человека. А это означает, что каждый ребенок, пришедший на обучение в Московскую школу, смог реализовать свои возможности и стал успешным взрослым. И особая роль и ответственность в решении данного вопроса возлагается на классного руководителя. Именно классный руководитель является основным организатором учебно-воспитательной работы в классе, духовным наставником между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры, организатором системы отношений через разнообразные формы совместной деятельности.

            Перед классным руководителем ставится  целый ряд задач. И это, прежде всего, формирование коллектива класса и управление процессом его развития. Но у меня, когда-то молодого начинающего педагога, как и у многих других молодых коллег,  возникал вопрос, как справиться с поставленной задачей? С чего начать  и как правильно построить свою работу? И лишь годы спустя, был найден ответ на этот вопрос . С создания воспитывающей среды как одного из условий формирования ученического коллектива.

          Что же такое воспитывающая среда? Ответ на вопрос мы находим в теории воспитания отечественной педагогической науки. Воспитывающая среда в школе  рассматривается как совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие, способствующих его  правильному вхождению в современную культуру. Что же это за совокупность обстоятельств, знание которых успешно поможет классному руководителю справиться с поставленной задачей?

Для себя, как для классного руководителя, я сформулировал несколько важных положений.

Первое. Создание соответствующего морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений, как важное условие для создания правильной поведенческой среды учащихся. Каждый учитель знает поговорку о слове, которое не воробей, и  дальше по тексту…  Каждому думающему педагогу известно, что одно необдуманное слово может в корне изменить отношение ребенка к школе. Не секрет. Приходится много работать над собой. Учиться сдерживать свои эмоции и чувства, критиковать себя за допущенную некорректность в общении с воспитанниками. Под стеклом на моем рабочем столе всегда лежит маленький листок со словами, как напоминание, известного психолога Ивана Емельяновича  Синицы, который говорил: «...к ученикам нужно относиться, как к своим ближайшим друзьям.  А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, может быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и надежному выздоровлению»

Второе. Психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения учеников и классного руководителя: внутренний вид и техническая оснащенность классной комнаты. Основным местом жительства нашего класса является наш кабинет. В нем происходят главные события классной жизни. Отсюда очевидна важность общей заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Помощь в озеленении, оформлении класса и классного уголка  охотно и по собственной инициативе помогают родители учащихся.  Большую заботу и внимание по оснащению класса новой мебелью, техническими средствами обучения проявляет руководитель нашей школы, Зинин Андрей Сергеевич …, заведующая  хозяйственной частью, Филигарова Татьяна Алексеевна

Третье.  Жизнь школы и класса должна быть  насыщена таким содержанием событий, которое давало бы возможность ученику переживать, давать оценку, служить поводом к раздумью и делать правильные выводы. Событие в жизни ребенка – это фактор его личностного развития. И поэтому, планируя свою воспитательную работу в классе, в начальном звене, коллеги нашей школы давно отказались от понятия «мероприятие». Только событие. О наиболее значимых событиях нашей школы и моего класса мне хотелось бы кратко рассказать.

Гордостью школы является создание «Юнармии» в рамках военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Два десятка лучших парней нашей школы носят это почетное звание «Юнармеец». Юнармейцы - частые гости в нашем классе. Сколько эмоций, радости от встречи с взрослыми мальчишками, от совместных мероприятий  получают мои второклассники. Сколько интересных и содержательных вопросов задают дети, удивляет желание малышей   и стремление быть похожими на этих мальчишек. Подобные встречи не оставляют равнодушными и родителей.

Созданию в классе творческой атмосферы, способствующей формированию гражданско-патриотических чувств учащихся, сохранению памяти о прошлом способствует подготовка и участие в смотре-конкурсе военно-патриотической песни. Это также большое событие как в школе, так и в жизни класса. Выбор песни, оформление зала, подготовка атрибутов для песни - все это обостряет чувства детей и родителей, заставляет переживать и думать.

Четвертое. Необходимо сказать еще об одном главном условии в обеспечении воспитывающей среды - это информационное окружение школьников в классе и школе. Решить эту задачу помогает прочный союз педагога и родителей класса. Родители - частые гости в нашем классе на совместных мероприятиях. Вместе мы  посещаем школьную библиотеку, проводим клубные часы, тематические викторины, обсуждаем интересные книги, посещаем выставки и музеи нашего города, вместе переживаем и важные события, происходящие  в жизни школы. Так, например, много нового и интересного узнали мои малыши, а два человека даже стали финалистами, поучаствовав в ЭКО-шоу «Мода из отходов» и акции «Добрая крышечка». Жизнь в стиле эко — это целая философия, а не только пиар экологически чистых продуктов и вещей. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Даже невинный фантик от конфеты, брошенный на землю — большое зло для Земли. Сортируй отходы, не позволяй себе засорять окружающую среду. А ещё посади дерево, и лучше не одно! И может быть, Земля даст ещё шанс нам и следующим за нами поколениям.

 Большим подарком для меня, радостью и гордостью за своих воспитанников  стали искренние мысли и только положительные отзывы детей о классе, школе и учителях, воспитателях группы продленного дня,  написанные на маленьких листочках в виде сердечка и подаренные на итоговом классном часе в этом учебном году.

  Заключение. И в заключении мне хотелось бы сказать, что многолетняя работа с учащимися и родителями позволила мне создать некую модель воспитательной системы класса, которая условно называется «Я + мы». Цель ее – способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации, которая предполагает развитие самостоятельности, способности строить жизнь, достойную человека, основанную на Добре, Истине, Красоте.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ученического коллектива на начальной стадии обучения.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой. Формирование классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классн...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формирование ученического коллектива"

В данном материале я представляю работу о том, как  в классе можно распеределить роли...