Развитие творческой активности младших школьников с использованием компьютерных технологий.
статья по теме

Нуруллина Татьяна Петровна

Одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.  Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nurullina_t.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нуруллина Т.П., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 42 г. Уфы

Развитие творческой активности младших школьников с использованием компьютерных технологий.

   Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, учить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

   Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.

   Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

   Сегодня вопросам развития и модернизации сферы общего образования, по словам Президента России, должно быть уделено особенное внимание. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений  подготовлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

   Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, – подчеркнул Президент.

    Это предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения.  

Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

   Особое внимание  стоит уделять выявлению и развитию творческого потенциала каждого обучающегося. Эта идея должна стать одной из основных в начальной школе.

   Формировать творческую личность – задача трудная. Многих учителей она ставит  перед необходимостью коренным образом перестроить свою работу, изменить подходы в обучении, активно применять современные педагогические технологии.

   Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания обучающихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание обучающихся в ходе урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции. Кроме того, изготовленные к урокам презентации, значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к обучающимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

   Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы.

Первый путь - работа обучающихся с компьютерными программами на компакт-дисках.

 Опыт показал, что  выполненные с использованием технологий мультимедиа и  гипермедиа, компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.

Второй путь – создание ученических проектов, презентаций, защита портфолио и т.д.  

     Дети сначала изучают доступные  им источники информации по теме. Затем выделяются детали, заинтересовавшие обучающихся, определяется техника, в которой будет выполнена работа.  Найденные материалы и иллюстрации отражаются в презентации. Конечно же, весь творческий процесс полностью невозможно отразить в презентации. Но зато в ней находится место для описания материалов, из которых выполнена работа, инструментов, а также фотографий промежуточных этапов изготовления изделия. В данном процессе дети учатся работать с фотоаппаратом и с программой  Microsoft Office Picture Manager. Последние слайды мультимедийной презентации представляют фотографию готового изделия, а также выводы, сделанные учащимися по итогам творческой работы.

       Создание мультимедийной презентации позволяет ребятам представить зрителям не только результат своего творчества, но и весь процесс в динамике, помогает проанализировать ошибки и положительные моменты, дать оценку своей творческой работе.  Применение средств информационных технологий  на уроках служит не только формированию элементарной компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, воображения и  творческого мышления.

Третий путь – использование материалов сети Интернет.

 Эффективным инструментом повышения мотивации  обучающихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы. Наиболее подготовленные обучающиеся (1-2 человека) получают опережающее задание  провести самостоятельный поиск ресурсов в Интернете по данной теме и сделать затем краткое сообщение.

 При использовании ресурсов Интернета  у школьников остается электронная папка документов, в которой представлены итоги поисковой работы (мини-каталог ресурсов), таблицы.

Четвертый путь -  ежегодное участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах, конкурсах и т.д.

Таким образом, можно заключить, что современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучающихся, творческого поиска и организации их совместной работы.

 В заключении отмечу, что только комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером  создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их самореализации и общественного признания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".

Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической на...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

«Развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии »

В презентации раскрывается понятие "творческая активность", приводятся примеры методов и приёмов работы, способствующих развитию творческой активности младших школьников на уроках технологии....