: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»
проект по русскому языку на тему

Комолова Анастасия Алексеевна

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной, потому что  именно начальная школа закладывает «фундамент» в становлении личности ребёнка, учит самостоятельно принимать решения , формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

(педагогический проект)

по теме: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 17.03.2014г.- 21.03.2014г.

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

Выполнила: Комолова Анастасия Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№ 129

Куйбышевского района г. Самары

                                                 

Самара,  2014г.

Оглавление

Введение

     2

Паспорт СДМ

3

Актуальность

3

Цели, задачи итоговой работы

6

Ожидаемые  результаты          

6

Основная часть

7

Теоретическое описание модели

7

План реализации проекта

9

Ресурсное  обеспечение

10

Заключение

11

Выводы по итоговой работе

Прогнозируемые риски

12

Список информационных источников

13


Приложение                                                                                              
 14

ВВЕДЕНИЕ

Паспорт итоговой работы

  • Целевая аудитория:  обучающиеся 3  класса В
  • Соавторы в организации и осуществлении проекта: педагог психолог МБОУ СОШ №129 Бондаренко С.П.
  • Вид проекта: среднесрочный
  • Срок осуществления проекта: с 1 апреля 2014 г. по 28 мая  2014 г.

Место реализации: МБОУ СОШ№ 129

           Актуальность темы проекта

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной, потому что  именно начальная школа закладывает «фундамент» в становлении личности ребёнка, учит самостоятельно принимать решения , формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.

Нормативно-правовая база

По словам Д.А.Медведева-«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего»[1]

Одним из «основных направлений организации воспитания в общеобразовательных учреждений – это воспитание положительного отношения к творчеству: формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека»[2]

Анализ ситуации

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими  важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.    

Готовясь к каждому уроку, я задаю себе следующие вопросы: «Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся не простого запоминания информации? Как научить детей мыслить творчески?».

Наблюдая за детским коллективом 3 класса и результатам тестирования, проведённое психологом школы, условно  класс можно разделить   три уровня сформированности творческой активности:

Низкий уровень (12 человек-50%) – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется редко; если и проявляют интерес к какому – либо заданию, то самостоятельно выполнить его не могут; дети не стремятся к самостоятельности, пассивны, не могут и не желают преодолевать трудности, не хотят вычленять, сравнивать преодолевают трудности только в группе или со взрослыми;

Удовлетворительный уровень (7 человек-30%) – потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется часто; интерес к творческой деятельности на среднем уровне; достаточно активны на уроке, проявляют самостоятельность, но при неудаче часто останавливаются на полпути;

Высокий уровень (5 человек-20%) – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений, навыков; всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера; дети проявляют высокую творческую активность; начатую работу всегда доводят до конца.

Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления.

В условиях действия новых стандартов во многом изменилась  организация обучения. По требованию новых стандартов полученные знания не должны стать для ребенка «мертвым грузом», абстрактным набором фактов, далеких от его интересов и восприятия. Школьник должен научиться самостоятельно, находить и наращивать знания, умело применять их в жизни, использовать для описания окружающих предметов, процессов, явлений, творчески мыслить. Однако не всем детям это под силу, поскольку  у большинства – недостаточно развита творческая активность, отсутствует интерес к образовательному процессу. Это является большим противоречием между требованиями, предъявляемыми к современному обучающемуся и недостаточно развитой творческой активностью у него.

Среди обучающихся 3 В класса противоречие между необходимостью      и достаточностью проявления творческой активности , поскольку дети не готовы проявлять творческую активность на каждом уроке ,мной не до оконца создана среда для творчества.

Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческой активности на уроках в начальной школе».

Цель данной работы:  выявить и применить возможности развития творческой активности  младших школьников через использование системы творческих заданий и упражнений на уроках русского языка.

Были выделены следующие задачи:

  • Создать и апробировать систему творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников:
  • Продолжить изучение проблем развития творческой активности младших школьников в педагогической практике.
  • Изучить особенности и специфику развития творческой активности в младшем школьном возрасте, и методику  заданий на уроках русского языка
  • Создать условия для развития творческой активности младших школьников
  • Реализовать педагогический результат и внедрить новые технологии.

Ожидаемые результаты:

  • Повысился уровень творческой активности младших школьников.
  • Создана  методическая база творческих заданий и упражнений , которые можно использовать на уроках русского языка в 3 классах
  • Создана комфортная, эффективная среда для развития творчества
  • Ребёнок на каждом уроке активен, мобилен, инициативен

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическое обоснование модели

Постановка и предварительное исследование проблемы развития творческой активности младших школьников в процессе обучения обнаружили её многогранность, сложность и недостаточную разработанность в теории образования. Как самостоятельное понятие, творческая активность  отсутствует в словаре Даля, в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре,  в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что «творческая активность» - понятие, состоящее из двух компонентов, с одной стороны, активность – деятельное, энергичное развитие одаренности и таланта, с другой, творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.

Вопросы развития творческой активности личности нашли своё отражение в работах психологов А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и других

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество её проявлений:

  • единство внутренней и внешней творческой активности;
  • взаимная обусловленность мотивационного и оперативного компонентов;
  • воображение (способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.) и продуктивное мышление  (позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях).
  • исполнительного механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский);
  • включённость поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально.

Ряд учёных (М. А. Данилов, А. В. Петровский, Т. И. Шамова и другие), давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют её как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристики деятельности, проявляющиеся в интенсивности, напряжённости, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Таким образом, деятельность учащихся по выявлению смысла текстовой информации должна носить продуктивный, активный характер. Обучение должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество учителя и обучающегося, что способствует творческому развитию личности учащегося. [3] 

Успешное развитие творческой активности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  • Изменение роли ученика. ( Ребёнок активный участник познания, который имеет возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога.)
  • Комфортная психологическая обстановка.(Создание комфортной психологической обстановки, поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. )
  • Создание внутренней мотивации учения. (Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. )
  • Сочетание разнообразных форм работы.( Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности)
  • Создание ситуации успеха. ( Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу) 
  • Самостоятельность выполнения творческого задания.
  • Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности.
  • Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.

План реализации проекта:

Проект реализуется при помощи разработанных творческих заданий и упражнений.[4]

Этапы

урока

Приёмы, операции, техники

Промежуточный результат

Минутка чистописания

Сочинительство

Допиши букву (слог) по началу алгоритма

Увеличит темп письма и поспособствует закреплению алгоритмов написания букв

Словарная работа

Сочинительство, речевые разминки “Минутки внимания”.

Метод поиска

«Шифровка»

Проектная деятельность

Повышение орфографической зоркости, грамотности, мышления, памяти, творчества.

Повторение

Игра «Хорошо - плохо»

Составление кластера

Игра «Поезд» по правилам

Упражнение-задача

Формирование  глубоких и прочных знаний, выработаются навыки и умения применять их на практике

Изучение нового

«Мозговой штурм»

Метод поиска

Метод проб и ошибок

Эстафета идей

Повышение интереса к темам занятий

Закрепление

Приём и методы фантазирования, метод контрольных вопросов Морфологический анализ

Определит умение детей  оригинальных и необычных способов закрепления изученного материала, творческий подход

Домашнее задание

Дифференцированная домашняя работа.

Задание по выбору

Групповое, парное

Научит пользоваться дополнительной литературой, даст возможность повысить знания  и интерес к  предмету

Рефлексия

Прием «Выбор»

Прием «Незаконченного предложения»

Составление Синквейна

Прием «Утверждения»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,  тот и получает преимущества в движении вперёд»   Евгений Доманский

Ресурсное обеспечение

Дидактическое обеспечение: образовательная литература (журналы, учебники, словари), методические рекомендации для педагога, плакаты, презентации

Психолого-педагогическое сопровождение: тестирование психолога по итогам завершения проекта

 Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по соответствующей тематике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе моего педагогического проекта  лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, процессе обучения русскому языку. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие активности учащихся.

Подводя итог, хочу сказать, что направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию.

Реализую заявленную цель через использование:

  • современных образовательных информационных технологий;
  • различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);
  • организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 238 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 396 с.

Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания [Текст] / Н. М. Гнатко / Рос. Акад наук. Ин-т психологии. - М, 1994. - 43 с.

Давыдова, Е.В. Искусство разработки проектов [Текст] / Е.В. Давыдова // ИНФО. - 2005. - № 8. - С. 6-26.

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.: ил. - (Мастера психологии.)

 Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/20/plan-konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-s-primeneniem-eorv

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Творческие задания и упражнения

  • Сочинительство

С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму и запиши».

Даю следующее задание:

Я начну чистоговорку, а вы закончите её.

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло–ло–ло на улице …        (тепло, сало).

2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим __________________.

Да–да–да гудят ___________________________.

3) Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:

Как за нашим ___________________        с творогом

Стоит чашка ____________________        за двором        

Прилетели две __________________        сели
Поклевали – ____________________        тетери        

Поклевали – ____________________        улетели

На лугу зелёном _________________

4) Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:        

Бегал заяц по болоту,

____________ работу,

____________ нашёл,

____________ пошёл.

5) Сочинить считалку по данным началу и концу:

Возле школьного крыльца                

Мы садили деревца:…….

2.Допиши букву по началу алгоритма «Ставим ручка на середину рабочей строки, опускаем прямую наклонную палочку вниз, качалочка, крючок до середины,….( и, а, у, ш, щ и т.д)

3. «ШИФРОВКИ».

Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.

Шифровка «слоговое сложение».

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕСНА ГОРОД НАРОД

ТРА ВА У ГОН ВА ГОН

ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН

Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем.

Шифровка – алфавит.

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

4.Минутка внимания( В течении минуты дети запоминают ряд картинок , на которых изображены словарные слова. Затем ребята зажмуриваются, убирается 1 или несколько картинок.  Запиши то слово, которое было на пропавшей картинке.

5.Упражнение-задача

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

в слове 3 слога, 7 букв, второй слог ударный,

в слове 1слог, все согласные звуки твердые,

в слове 4 слога  

6. Проектная деятельность. Работа проводится в группах

  • толкователи (исследуют лексическое значение слова)
  • фольклористы (пословицы, поговорки, считалки, частушки, песни…)
  • этимологи (исследуют «биографию» слов)

  Группа этимологов  выдвигает свою гипотезу (предположение), почему так назван предмет, а затем проверяет в ходе исследования (поиск этимологической справки).

  • писатели (сочиняют рассказы или выписывают предложения с этими словами из художественных произведений)
  • сказочники (сочиняют сказки)
  • языковеды (подбирают однокоренные слова, антонимы, синонимы)
  • поэты (придумывают стихи, рифмовки)
  • художники (оформляют работы)

7.Игра «Поезд» по правилам о глаголе   

Цель: проверить знания правил о глаголе.

Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)

-Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете.  А также глаголы брить, стелить)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть,  слышать , видеть, ненавидеть.

гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

- Какого  вида бывают глаголы? (Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?  Несовершенного: действие не закончено что делает?)

8. Дифференцированное домашнее задание

Классификация творческих домашних заданий

По содержанию         (Вопросник Кроссворд Макет, модель Ребус Сообщение

 Доклад Сочинение Реферат Исследование Эссе)

По виду деятельности ( Индивидуальная Парная Групповая (3–7 чел) Групповая (10–15 чел) Коллективная         Рабочая (в тетради, «с листа»…).        

По уровню оформления (Экспозиционная (на отдельном формате,

 содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):файл-лист;буклет; брошюра; газета; альбом; «раскладушка»)

9. Рефлексия

  • Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.
  • "Благодарю…"В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
  • "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

  • «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.


[1]Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

 

[2] Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв  постановлением     Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61

[3] Петровский А. В./Общая психология. /- Просвещение, 1986.

[4] Смотри приложения 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по теме: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка» Курсы повышения квалификации по ИОЧ ВБ: 17.03.2014г.- 21.03.2014г. «Развитие творческого потенциала личности в обучении» Выполнила: Комолова Анастасия Алексеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ№ 129 Куйбышевского района г. Самары

Слайд 2

Целевая аудитория: обучающиеся 3 класса В Соавторы в организации и осуществлении проекта: педагог психолог МБОУ СОШ №129 Бондаренко С.П. Вид проекта: среднесрочный Срок осуществления проекта: с 1 апреля 2014 г. по 28 мая 2014 г. Место реализации: МБОУ СОШ№ 129 Паспорт итоговой работы

Слайд 3

По словам Д.А.Медведева - «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271. Одним из «основных направлений организации воспитания в общеобразовательных учреждений – это воспитание положительного отношения к творчеству: формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 Нормативно- правовая база

Слайд 4

Условно класс можно разделить три уровня сформированности творческой активности: Низкий уровень (12 человек-50%) – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется редко; если и проявляют интерес к какому – либо заданию, то самостоятельно выполнить его не могут; дети не стремятся к самостоятельности, пассивны, не могут и не желают преодолевать трудности, не хотят вычленять, сравнивать преодолевают трудности только в группе или со взрослыми; Удовлетворительный уровень (7 человек-30%) – потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется часто; интерес к творческой деятельности на среднем уровне; достаточно активны на уроке, проявляют самостоятельность, но при неудаче часто останавливаются на полпути; Высокий уровень (5 человек-20% ) – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений, навыков; всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера; дети проявляют высокую творческую активность; начатую работу всегда доводят до конца. Актуальность

Слайд 5

Среди обучающихся 3 В класса противоречие между необходимостью и достаточностью проявления творческой активности . Дети не готовы проявлять творческую активность на каждом уроке. Мной не до оконца создана среда для творчества Проблема «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческой активности на уроках в начальной школе».

Слайд 6

Цель выявить и применить возможности развития творческой активности младших школьников через использование системы творческих заданий и упражнений на уроках русского языка. З адачи: Создать и апробировать систему творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников: . Продолжить изучение проблем развития творческой активности младших школьников в педагогической практике. Изучить особенности и специфику развития творческой активности в младшем школьном возрасте и методику заданий на уроках русского языка Создать условия для развития творческой активности младших школьников Реализовать педагогический результат и внедрить новые технологии. Ожидаемые результаты: Повысился уровень творческой активности младших школьников. Создана методическая база творческих заданий и упражнений , которые можно использовать на уроках русского языка в 3 классах Создана комфортная, эффективная среда для развития творчества Ребёнок на ка ждом уроке активен, мобилен, инициативен

Слайд 7

Теоретическое обоснование « Творческая активность» - понятие, состоящее из двух компонентов, с одной стороны, активность – деятельное, энергичное развитие одаренности и таланта, с другой, творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное. « Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Обучение должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество учителя и обучающегося, что способствует творческому развитию личности учащегося. [1] Ряд учёных (М. А. Данилов, А. В. Петровский, Т. И. Шамова и другие), давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют её как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристики деятельности, проявляющиеся в интенсивности, напряжённости, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний.

Слайд 8

УСЛОВИЯ Изменение роли ученика. Комфортная психологическая обстановка Создание внутренней мотивации учения Сочетание разнообразных форм работы Создание ситуации успеха . Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности , так и по степени сложности. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.

Слайд 9

Этапы урока Методы, приёмы, Промежуточный результат Минутка чистописания Сочинительство Допиши букву (слог) по началу алгоритма Увеличит темп письма и поспособствует закреплению алгоритмов написания букв Словарная работа Сочинительство, речевые разминки “Минутки внимания”. Метод поиска «Шифровка» Проектная деятельность Повышение орфографической зоркости, грамотности, мышления, памяти, творчества. Повторение Игра «Хорошо - плохо» Составление кластера Игра «Поезд» по правилам Упражнение-задача Формирование глубоких и прочных знаний, выработаются навыки и умения применять их на практике План реализации проекта

Слайд 10

Этапы урока Методы, приёмы, Промежуточный результат Изучение нового «Мозговой штурм» Метод поиска Метод проб и ошибок Эстафета идей Повышение интереса к темам занятий Закрепление Приём и методы фантазирования, метод контрольных вопросов Морфологический анализ Определит умение детей оригинальных и необычных способов закрепления изученного материала, творческий подход Домашнее задание Дифференцированная домашняя работа. Задание по выбору Групповое, парное Научит пользоваться дополнительной литературой, даст возможность повысить знания и интерес к предмету

Слайд 11

Дидактическое обеспечение : образовательная литература (журналы, учебники, словари), методические рекомендации для педагога, плакаты, презентации Психолого-педагогическое сопровождение : тестирование психолога по итогам завершения проекта Материально-техническое обеспечение : мультимедийное оборудование, комплекты дисков по соответствующей тематике. Ресурсное обеспечение

Слайд 12

Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию. Реализую заявленную цель через использование: современных образовательных информационных технологий; различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную); организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 13

Отсутствие желания некоторых детей заниматься творческими заданиями Прогнозируемые риски

Слайд 14

Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 238 с. Выготский , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский . - М.: Просвещение, 1991. - 396 с. Гнатко , Н.М. Проблема креативности и явления подражания [Текст] / Н. М. Гнатко / Рос. Акад наук. Ин-т психологии. - М, 1994. - 43 с. Давыдова, Е.В. Искусство разработки проектов [Текст] / Е.В. Давыдова // ИНФО. - 2005. - № 8. - С. 6-26. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.: ил. - (Мастера психологии.) Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/20/plan-konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-s-primeneniem-eorv ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.

Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...

Выступление для заседания ШМО: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий».

Представленный материал содержит текст выступления для заседания ШМО по теме: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий». Цель данного выс...

Образовательный проект на тему «Развитие креативного мышления младших школьников через использование «Lap book» на уроках английского языка.

Технологии не стоят на месте, вместе с ними меняется общество, и возникает необходимость воспитания нового поколения в соответствии с требованиями не только настоящего времени, но и будущего. Эти пере...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.

О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...