Реализация основ православной культуры в учебном процессе.
статья (4 класс) по теме

Машкина Людмила Юрьевна

Данный материал используется для выступления на педсовете с целью знакомства с новым предметом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация основ православной культуры в учебном процессе

Машкина Людмила Юрьевна (liceykozm@mail.ru), учитель начальных классов, Почетный работник РФ, зав.кафедры учителей начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г.Козьмодемьянска»,

Аннотация

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим, воспитывает толерантность и патриотизм. Цель курса – помочь российским школьникам вырасти честными, трудолюбивыми и ответственными, почтительными к родителям, любящими свою Родину.

Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на овладение ими духовных ценностей и культуры народов России. В связи с этим по поручению Президента Медведева Дмитрия Анатольевича введен в учебный процесс общеобразовательных школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

В конце 1 четверти в 4 классах школ города Козьмодемьянска были проведены родительские собрания, на которых родители добровольно выбрали два модуля: основы православной культуры, основы светской этики. Изучение курса началось в четвертых классах с 3 четверти и закончится в пятых классах в 1 четверти. Ребята узнают об истории и культуре православной религии и ценностях светской этики.

Задача учителя - сформировать культуру ребенка и научить уважительно относиться к культурам и религиям и других народов, первоначальное представление об определенной духовной традиции. Познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов и на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

Курс является культурологическим, воспитывает толерантность и патриотизм. Всё обучение ведётся на иллюстрационном материале и всё это есть в электронном приложении к учебнику. Объяснение нового материала часто ведётся с использованием художественных произведений классической литературы.

Учитель ведёт урок так, что дети ждут этого урока и любят его. Используются разнообразные формы и методы работы. Формы:

  1. Взаимообъяснение. Дети раскрывают душу, любят говорить. Можно говорить то, о чем думаешь.
  2. Беседа.
  3. Работа в группах, интервью.
  4. Драматизация.
  5. Игра.
  6. Экскурсии в музей.
  7. Составление образов, характеристик; уроки логически связаны с ИКТ.
  8. Проектная деятельность.

Репродуктивные методы:  словарная работа (очень много новых слов, обязательно в них надо ставить ударение, истолковать значение слова), наглядность, практический проблемно-поисковый метод поиска, метод самостоятельной работы.

Еще одной из форм работы по этому курсу является написание сочинений (цитаты):

  1. «Слово семья для каждого человека имеет свой определённый смысл и значение. Для меня семья – это, то место, где живут мои близкие люди, мама, бабушка, дедушка. Они меня любят, всегда поддерживают, понимают и дают мне нужные и правильные советы, если мне это необходимо. И поэтому такое выражение - семья - это малая Церковь, на мой взгляд, очень правильное. Каждый человек в душе верит в чудо. И поэтому вера человеку просто необходима. Когда человек приходит в Церковь, в глазах его появляется огонёк радости и ожидание чего-то чудесного.»
  2. «Честь – это достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть. Честь не даётся нам от природы. Это результат самовоспитания. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно. На несчастье людей своё счастье не построишь. Честь и достоинство – величайшие ценности.»
  3. «Береги честь смолоду» - эти слова я понимаю так, что нужно с детства быть честным, слушаться родителей, уступать взрослым. Ведь если ребенок всё время врёт, то он станет плохим, лживым человеком. Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать труд, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Не всегда легко говорить правду, особенно о некрасивых поступках, но когда обманываешь кого-то, особенно близкого человека; на душе становится еще хуже. Обманывать – значит бояться. То есть получается, что обманщик – это чаще всего трус. Поэтому надо стараться отвечать за свои поступки и слова, а если не так что-то случается – говорить искренне и честно, не боясь. Ведь «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». А если быть честным и справедливым будет больше уважения к такому человеку. И в его окружении и к себе самому. Поэтому я всегда стараюсь говорить одну только правду и делать хорошие поступки, чтобы родители мной гордились.

Таким образом, при работе с детьми необходимо учитывать связь теории  с практической деятельностью, общекультурный метод - с возрастом ребенка.

Очень важно воспитывать в детях такие нетленные духовные ценности нравственности, как: честь, трудолюбие, заботливость, сдержанность, любовь, воспитанность, мудрость, щедрость, доброта, вежливость, верность, сочувствие, вера, воля, приличие, дружба, уважение, милосердие. Это бесценные драгоценности качества человека, именно это сейчас стоит в основе образования. Эти ценности главные для всех наций и религии. А наши дети зачастую не понимают  что главное, а что второстепенное.

 В теме «Человек и Бог в православии» учащихся заинтересовали понятия «свобода – разум - совесть-доброта - любовь». Помогают общению с родителями вопросы и задания к уроку. Изучая тему «Проповедь Христа», одни дети высказали своё мнение, что не смогут простить обидчика, другие задумались и промолчали. Вопросы, которые рассматриваются на занятиях, заставляют детей задуматься над своим поведением в школе и дома, как они общаются друг с другом.

Наблюдая за учащимися, прихожу к выводу, что часть детей впервые знакомится на уроке со многими вопросами православной культуры и проявляет большой интерес к изучению курса.

Электронное приложение к курсу помогает закрепить материал и делает занятия интересными. А безотметочная система даёт возможность детям высказываться свободно.

Данный курс оправдывает себя в полной мере в наше непростое время конфликтов на национальной почве.

Конечная цель – помочь российским школьникам вырасти добрыми и честными, трудолюбивыми и ответственными, почтительными к родителям, благородными к учителям, любящими свою Родину, стремящимися помочь тем, кто нуждается в помощи. Воспитывать благожелательное отношение к людям других верований и культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....