Что необходимо изменить в существующей системе внеурочной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?
статья по теме

Борисова Елена Александровна

Чтобы ответить на данный вопрос мы поставили перед собой цель:

определить, какие  изменения требуется произвести в содержании программ внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект по теме:

«Что необходимо изменить в существующей системе внеурочной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?»

Выполнили:

Корзун С.В.

Борисова Е.А.,

учителя начальной школы

 МОУ «СОШ № 8 г. Петровска»

2011г.

Что необходимо изменить в существующей системе внеурочной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?

Чтобы ответить на данный вопрос мы поставили перед собой цель:

определить, какие  изменения требуется произвести в содержании программ внеучебной деятельности.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами системы внеурочной деятельности с существующей в школе и определении того:

Задачи: 

  1. какие элементы существующей внеурочной деятельности полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  2. какие элементы существующей внеурочной деятельности частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  3. какие элементы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  4. какие необходимые для желаемой системы  элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет сформирован перечень необходимых и достаточных изменений в элементах внеурочной деятельности начальной ступени образовательного учреждения.

В качестве сопровождения ФГОС создаются документы, рассчитанные на разные категории пользователей. Поговорим об основной общеобразовательной программе. Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной частей. В первой части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.
В
вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность».
На нее предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. По старым представлениям, это увеличивает нагрузку на 10 часов. На самом деле это не так, потому что увеличивается вариативность образования, позволяющая  строить   образовательный   процесс с учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Впервые в системе современного образования появилось официально закрепленное понятие внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования под внеурочной деятельностью школьников понимаются все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Конечно же, внеурочная деятельность существует в образовательном учреждении уже давно – это и дополнительные занятия, и кружки по разным направлениям и организация воспитательной работы в каждом отдельном классе и в школе в целом.

Что же нового? Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В ФГОС НОО выделяются следующие направления развития личности, по которым может быть организована внеурочная деятельность:

  1. спортивно-оздоровительное,
  2. художественно-эстетическое,
  3. научно-познавательное,
  4. военно-патриотическое,
  5. общественно полезная деятельность,
  6. проектная деятельность.

Предложены возможные формы организации такой деятельности: экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные и социальные практики и т.д.

Данные формы и направления планируются на четыре года обучения ребенка в начальной школе, и в целом эти часы не должен превышать 1350. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Программа внеурочной деятельности открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государство выделяет средства.

Для того чтобы организовать данный процесс образовательному учреждению необходимо перестроить свою деятельность.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна представлять собой достаточно конкретную и целенаправленную систему и включать в себя следующие компоненты: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам. Организация внеурочной деятельности предполагает взаимодействие образовательного учреждения с родительской общественностью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

 Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе.

Перед педагогом стоят важные задачи: простроить систему внеурочной деятельности классного коллектива, соответствующую обозначенным направлениям и видам внеурочной деятельности, направленную на достижение результатов первого, второго и третьего уровней, подобрать такие формы организации внеурочной деятельности, которые обеспечивали бы достижение этих результатов и, наконец, разработать программу внеурочной деятельности. Хорошую помощь в реализации данных задач может оказать методический конструктор, разработанный Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым, в котором выделены виды, три уровня результатов и предпочитаемые формы достижения результатов.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

Также необходимо выделить значимость организации взаимодействия с родителями, и наличие данной проблемы подтверждает проведенное анкетирование. Начинать работу необходимо с разъяснительной работы, проведения исследования среди родителей по выявлению их потребности в организации внеурочной деятельности. Проблема привлечения родителей к взаимодействию является для современной школы не новой, но достаточно актуальной, так в ФГОС НОО определено, что образовательное учреждение выстраивает систему духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника только во взаимодействии с семьей. Внеурочная деятельность позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы ее многообразны и широки. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.

Основные отличия в организации внеурочной деятельности детей по ФГОС

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  3. Практико-деятельностная основа образовательного процесса

Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована.

Организация внеучебной деятельности

Компонент организации внеурочной деятельности

Содержание компонента

Условия

Региональные особенности. Социо – культурная ситуация ОУ.

Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.

Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ.

Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Цели

Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.

Способствовать формированию коллективно – распределѐнной деятельности в детских коллективах.

Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

Содержание

Направления внеучебной деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Технологии

Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: - для подвижных занятий и для спокойной работы, - для общения и для уединения, - для «пробы сил» и для демонстрации достижений, - для поиска информации.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение  результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Одним из наименее проработанных вопросов является организация и отслеживание внеучебной деятельности учащихся. Могут быть предложены различные модели организации внеучебной деятельности:

  1. ведение всех направлений учителем начальных классов за счет часов ГПД;

  1.    ведение внеучебной деятельности по направлениям учителями школы (учитель музыки, технологии – художественно-эстетическое направление, проектная деятельность, учителя-предметники, учителя начальных классов - научно-познавательное, общественно-полезная   деятельность, учитель физической культуры – спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое);

  1.   ведение внеучебной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;

  1.    ведение внеучебной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений доп.образования.

Для отслеживания внеучебной деятельности необходимо вести мониторинг, а может быть предложено и ведение дневничка, в котором указываются направления и результаты деятельности каждого ученика.

Вывод: Раздел  ООП «Внеурочная деятельность» должен отражать индивидуальность нашего образовательного учреждения. При разработке модели внеурочной деятельности надо продумать изменения в:

  1. организации взаимодействия с родителями,
  2. организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,
  3. подборе  форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  4.  выстраивании перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
  5. диагностировании результативности и эффективности внеурочной деятельности;
  6. нормативной базе, определяющей наполняемость групп для работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо изменить в образовательных технологиях, чтобы привести их в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС.

В докладе представлены отличия стандарта второго поколения от существовавшего, широко освещается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения, рассматривается воп...

Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС

Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 1 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 1 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....

Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .

В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравст...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...