Что необходимо изменить в образовательных технологиях, чтобы привести их в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС.
статья по теме

Шмакова Оксана Юрьевна

В докладе представлены отличия стандарта второго поколения от существовавшего, широко освещается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения, рассматривается вопрос: " Каким должен быть урок с точки зрения стандартов второго поколения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Что необходимо изменить в образовательных технологиях, чтобы

привести их в соответствие  с

нормативной моделью, определяемой

ФГОС.

                                                                   Доклад

                                                                                   учителя начальных классов

                                                              I кв. категории МБОУ «СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»

                                                                Шмаковой О.Ю.

                                                                 

                                              г.Петровск 2011

             В настоящее время утверждён стандарт общего образования второго поколения. Его принципиальное отличие от существующего заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла, таким образом, ставится личность ребенка, а не просто набор дидактических единиц, обязательных для изучения.  Структура стандарта законодательно изменена: ст. 7 Федерального закона «Об образовании» трактует его как совокупность трех систем требований:

                - требований к результату образования, которые являются согласованными обобщенными требованиями семьи, общества и государства;

                -  требований к структуре образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);

                - требований к условиям  реализации стандарта (это кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В основе построения Cтандарта в целом лежит системно-деятельностный подход. Его методология при разработке Стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться  условием и движущей силой развития ребенка.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  3. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  4. признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  5. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.

Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастных психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста (в основном 6,5 – 11 лет).

         Каким должен быть урок с точки зрения стандартов второго поколения?

        Как проходит урок в традиционной парадигме? Учитель проверяет домашнее задание: выходит к доске  ученик, рассказывает выученное, получает тройку. Потом выходит к доске следующий ученик, тоже рассказывает выученное и получает четверку. Затем учитель объясняет новый материал, задает на дом такие-то параграфы и такие-то задачи, и следующий урок проводится по такой же схеме.

        А вот в новой – личностно ориентированной парадигме – урок проходит совсем по-другому. Те же «нерадивые» ученицы теперь не должны вызубривать параграфы и их пересказывать. Если, к примеру, речь идет об уроке по курсу «Окружающий мир», они собирают материал о родном крае, делятся впечатлениями об экскурсиях, извлекают информацию из дополнительных текстов, а потом, работая в группе на уроках, обсуждают собранную информацию и делают выводы. Учитель в этой ситуации играет роль организатора индивидуальной и коллективной работы учеников, и главная его задача – способствовать развитию личности через все эти чтения-обсуждения-впечатления, а не добиваться заучивания положенного объема информации.

        Чего хотят родители? Уж точно не того, чтобы ребенок знал столько-то из физики и столько-то из русского языка. Они хотят, чтобы ребенок смог найти свое место в жизни, чтобы был инициативным, чтобы за время обучения в школе в нем были воспитаны лидерские качества, чтобы он умел ставить задачи, нести ответственность за свои поступки. Формирование всего этого в подрастающем поколении и есть личностная парадигма образования, которая лежит в основе новых стандартов.

        Такую задачу школа должна была решать и раньше, но не решала поскольку  в основе стандартов были все те же знания, и эффективность школы оценивалась на основе того, овладел ли ученик этими знаниями. Теперь же ситуация другая: разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность школы на основании личностных результатов. В частности, предложена программа формирования универсальных учебных действий. Раньше предполагалось, что после освоения определенного объема материала по каждому предмету они сформируются сами собой, теперь же для этого разрабатываются специальные методики.

        Важно понять, какими должны быть в духе современного стандарта критерии результативности урока, что реально изменит он, как должна измениться атмосфера вокруг урока для того, чтобы мы действительно понимали, что осуществляем процесс внедрения нового стандарта.  Стандарт нового поколения будет понят и принят обществом только тогда, когда изменится урок. Мы часто говорим, что стандарт — это результат общественного договора между государством, обществом, семьей и школой, и при заключении договора между родителями, учениками, учителями и администрацией сутью его является именно урок, то есть попытка ответить на вопрос: что мы хотим изменить в уроке?

Мы знаем, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов (предметный, метапредметный, личностный). Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Если такие умения мы должны помочь сформировать у себя каждому ученику, то попробуем поразмышлять, что будет конкретно меняться на уроке. Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода. И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

            Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде. Говорят, технология открытий ресурсозатратная, но на самом деле этот ресурс многократно окупается. Возвращение к культуре эвристики станет доминантой. Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.

           

           Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации.

И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. Это наши друзья, папы, мамы, которые могут поговорить о контексте содержания образования на языке своей профессии. Если в школу не придут новые люди помимо учителя, то стандарт не заработает.

Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуаций.

Следующий результат — умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

     

           Хочу выделить несколько критериев обновленного урока.

Первый: на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из аутентичных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют учебники или конспекты, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос — это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос — это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

На уроке, который будет связан с новым стандартом, педагоги будут стараться развивать коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом.

Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя. Любой урок должен быть пространством диалога мировой культуры с тем конкретным знанием, которое прячется в этом уроке.

К критериям обновленного урока отнесу также: уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Какую роль будут играть информационные технологии на уроке?

Информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология. Они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях минимально необходимые требования к подготовке учителя – это владение навыками использования ИКТ. Современный учитель должен уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться мультимедийными информационными источниками и инструментами коммуникации, в первую очередь, электронной почтой; использовать системы управления учебной деятельностью, применять иные современные ИКТ-средства.

  1. ИКТ делает изменения постепенными и существенными.
  2. Наиболее ясно эти изменения видны в метапредметном компоненте результатов.
  3. ИКТ необходимый элемент формирования универсальных учебных действий.

            Для оснащения школ много сделано в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Реализовано несколько программ информатизации школы, разработаны электронные учебники, апробированы дистанционные технологии получения образования, созданы  коллекции медиа-объектов и отработаны сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений.

          Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан с кардинальными изменениями приоритетов начального образования от цели – знаний, умений, навыков к цели развития личности.

         Предстоит серьёзно работать в связи с переходом учителя из знаниевой парадигмы в деятельностную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо изменить в существующей системе внеурочной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?

Чтобы ответить на данный вопрос мы поставили перед собой цель:определить, какие  изменения требуется произвести в содержании программ внеучебной деятельности....

Современный урок или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть ...

Содержание инновационных психолого-педагогических технологий, необходимых для проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ

Содержание инновационных психолого-педагогических технологий, необходимых для проведения образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ...

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...


 

Комментарии

Маркова Ирина Анатольевна

Оксана Юрьевна! Спасибо за анализ и рекомендации, которые можем применить в нашей практической работе!