Трудности формирования этических норм в современном обществе.
методическая разработка по теме

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Статья о том как трактовали понятие нравственности мыслители разных эпох, как трактуют это понятие современные психологи и педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   «Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»

                                 Бурейского района Амурской области

     

            Трудности формирования этических  

   

    норм в условиях современного общества

        подготовила

                                                                    учитель начальных  классов                                            

                                                                  Евсейцева Светлана Геннадьевна

        (УМК «Школа 2100»)

                                         

                                                   Талакан, 2012.

В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которое оно предъявляет к людям, значительно меняются. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу в соответствии с ней. На настоящий момент отношения, складывающиеся в школах между учениками и учителями, не являются моделью отношений, существующих в демократическом обществе и, следовательно, могут помешать молодым людям стать полноправными членами общества.

       Развитие современного общества возможно при соблюдении демократических, цивилизованных норм взаимодействия и росте активности и ответственности его членов.

     Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

       Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

       Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

         В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

        Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

       Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.

       "Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении".

Формирование духовно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
     Воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

Следовательно, школа и семья должны быть едины. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

       Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание не только в формировании учебной деятельности, но и во взаимодействии с семьей учащихся.

         С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

         Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

         Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

       Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.

       Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

      В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).».

     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

     А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Эти слова сказаны о культуре, о красоте культурного человека, о богатстве его внутреннего мира и гармоничности внешнего облика.

      Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении.

     Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Этика – это совокупность правил поведения в обществе.
    Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с этими нормами. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе, понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке Культурное поведение – поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отображает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться – будут меняться и манеры поведения. Что значит « воспитанный человек»? В толком словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя». Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Облик воспитанного человека говорит сам за себя, узнать такого человека можно с первого взгляда. Этикет - наука о поведении.

      Эти правила поведения, регулирующие внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) - составная часть внешней культуры человека и общества. Но не только каждое общество, но и каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "культурного" поведения. Именно эта ценностная значимость норм и правил, которое соблюдает данное сообщество, и лежит в основе их поведения. Основными частями этой сферы являются: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственное поведение.

     На любой стадии развития в обществе существуют ценности и нормы, которые регулируют отношения между людьми. Это явление связано с уровнем развития общества, понятия культуры и культуры поведения тесно связаны.

                                            Список литературы

1. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Введение в поэтику. – СПб.: Специальная литература, 1996.

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов. – М.: 2006.

3. Бурдина И. Ю. Чехов в школе. Книга для учителя. - М.: ДРОФА, 2002 г.

4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. – М.: ИЦ "Гарант", 1992.

5. Петрова В.И., Богданова О.С Воспитание культуры поведения учащихся 1- 3 классов. - М.: Просвещение, 1978.

6. Ботович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж,1995

7. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических ...

Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.

Изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской    эры,заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. Из доклада митрополита Калуж...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, С ПОМОЩЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ КУКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ ПО СКАЗКЕ «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ НА НОВЫЙ ЛАД» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

       Организация и постановка кукольного спектакля – прекрасный способ привлечения детей с разными способностями во внеурочную деятельность. Здесь они себя чувствуют раско...

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...