Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
статья по теме

Диденко Лариса Петровна

Выступление сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по теме

«Метод проектов как один из способов формирования положительной   мотивации учения младших школьников».

   Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем школы. Как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

  Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

 

  Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Актуальность темы определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.

  Условия возникновения опыта. 

   Начав  работу  с новым набором учеников (это уже был 2 класс), я ознакомилась с диагностическими исследованиями, проводимыми психологом в данном классе на начало учебного года. Выяснилось, что у детей  уровень положительной мотивации к учебной деятельности   снизился, по сравнению с 1 классом (диаграмма)

Очень немногие из них с радостью спешили в школу, с интересом и увлечённо работали на уроках. У большинства ребят начало проявляться избирательное отношение к предметам, появились любимые и нелюбимые уроки. Ученики как бы усваивали знания, заучивали основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не могли применить эти знания, так как в школе они не участвовали в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых.

 

Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.

   А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями к новому качеству образования ученика, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения.

   

Как же организовать процесс обучения, чтобы он вел развитие за собой?

Нужно отойти  от классических форм преподавания и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы.

 В арсенале инновационных средств и методов особое место занимает метод проекта. Метод проекта – от греческого «путь исследования»

 

  Ведущая педагогическая идея  моего опыта: использование метода проекта способствует положительной мотивации учащихся, их личностному развитию.

   Для достижения цели я обозначила для себя следующие задачи  

  1. Изучить теоретические основы метода проекта;
  2.  Апробировать методику работы над проектом в условиях данного класса.
  3.  Проследить за  изменениями в структуре мотивации.      
  4.  Разработать для педагогов школы рекомендации по внедрению метода проекта в начальную школу;

   Метод проектов – не новое явление в педагогике. Основоположниками проектной деятельности являются американский философ и педагог Джон Дьюи. Он предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, на основе его личных интересов и целей.

  Проекты могут быть различными по своей типологии.

Виды учебного проекта:

- по содержанию (практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые)

-по комплектности (монопроекты, межпредметные)

-по характеру контактов между участниками (внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные,)

-по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные)

Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.

Этапы проектной деятельности: мотивационный,  планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

  Вы спросите: « Проекты в начальных классах – это трудно?» - Да! Это проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для такой деятельности. Но всё-таки это возможно! Хотя  это не полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно, это лишь элементы. Но для ребёнка  это ЕГО проект.

 

   Первые шаги по организации проектной деятельности мной были предприняты в 2009 году. За это время накоплен некоторый опыт, сформирована система работы в данном направлении.

Для продуктивной проектной деятельности младших школьников необходима особая готовность, «зрелость» 

   Готовность младших школьников

- сформированность коммуникативных умений;

-  развитие мышления

-  умение оценивать действия.

  Поэтому основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. В этом мне большую помощь оказывает УМК «Гармония».  Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности.

  Например, задания на:

  • формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект  с разных сторон. 

Задание: Представь себя прутиком, при помощи которого путешествует лягушка из сказки Гаршина «Лягушка-путешественница» и попытайся пересказать эту историю с позиции прутика.

  • формирование навыка самостоятельности, умения оценивать события с двух позиций: с хорошей и плохой

Драка – хорошо                        плохо

Сумел постоять за себя. Порвал одежду

Сумел защитить слабого. Опять будут ругать родители и т.д.

  • поиск недостающей информации. Такие задания использую в подготовительной работе перед чтением нового рассказа:

«Подумайте, о чем говорится в рассказе, судя по его названию?» 

  • классификация чисел, выражений, предметов  Назови общие признаки…

Установи закономерность

  • развитие умения выдвигать гипотезы

Задание «Давайте вместе подумаем»

Почему бобров называют речными строителями?

 «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами».

  • упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

При каких  условиях эти же предметы могут быть совершенно

бесполезны и даже вредны?

Например, соль, апельсин, букет цветов.

    Очень важно в каждом упражнении указывать, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.
Подобные задания могут иметь место на любом уроке.

   Когда учащиеся освоили основные приёмы, необходимые при работе над проектом, я познакомила детей с технологией учебного проекта.

        1.   Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, нужно пробудить в учащихся интерес к теме проекта, сформулировать естественным для детей языком.   Темы детских работ я выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

-    Я подвожу ребёнка к проблеме так, чтобы он считал её своим выбором.  Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, консультацией, групповой работой, ролевыми играми.

    Для выбора некоторых тем я беру за основу  произведения классической детской литературы, в которых, кроме воспитательного потенциала, содержатся рассказ о явлениях окружающего мира, его познании, решение жизненных задач.      

   

 Например, в рассказе «Мишкина каша» Н.Н. Носов рассказал, как неудачно пытался Мишка сварить кашу. Почему его постигла неудача?Сразу возникает проект.

-  Выясни каково соотношение крупы и воды (молока) для различного вида каш,

каков порядок приготовления той каши, которую ты любишь,

Вспомни правила безопасности при приготовлении каши

. Свари свою любимую кашу и

опиши процесс ее приготовления.        

    В сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» описывается такое интересное явление природы, как полярное сияние. Как сказочник это делает? Чем оно поразило Герду? Опять проект

-  Найди материал о северном сиянии

    Эти задания  интегрированные, они объединяют предметы естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов. Цель таких заданий – развитие умения выделять главное, делать выводы.

-  Из проблемы проекта, вытекают цель и задачи проекта. При их формулировки  у всех детей поначалу возникали трудности. Чтобы помочь детям, я построила объяснения этих понятий следующим образом.

Цель конкретная, чёткая, ясная. Отражает конечный результат

Узнать…

 Выяснить ….

Расследовать…

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги движения к цели

Для решения проблемы нужна гипотеза,

 ( предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная.

предположим…, допустим…, возможно…, что, если…)

Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими приёмами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Я использую символы, которые помогают детям выбрать доступные для них приёмы исследования.

2.   Каждый проект обязательно требует поиска информации. Стараюсь формировать у учащихся критическое отношение  к найденным сведениям, поэтому учу проверять их достоверность, сопоставлять несколько источников. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить.

С этой целью мы делаем  краткую запись в виде рисунков (приём «Символов и знаков»)  После этого надо выяснить, что нового узнали школьники, подумать какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования.

Тема “МЕДВЕДИ”.

Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой “Подумать!”. Например, подумав, школьники могут сделать следующее заключение о местах обитания медведей: “Медведи живут в тайге или на Севере”. Для того, чтобы зафиксировать это, ученикам надо написать несколько предложение или нарисовать на месте изображение льдин или леса. Рисунок леса будет напоминанием о тайге, а рисунок льдины – о холодном климате на Севере. Далее можно рассуждать о цвете шерсти медведей: медведи бывают бурыми и белыми. Это тоже фиксируется на местах. Далее дети выясняют (задание “Найди в книгах”) чем питаются медведи. На местах можно нарисовать землянику, грибы, корешки, рыбу и другую пищу, которой питаются медведи.

Школьники быстро обучаются таким конспектам, которых оказывается достаточно для фиксации несложной информации.

3.  На завершающем этапе проект требует презентации (сжато излагать свои мысли,

логически связно выстраивать сообщение,

готовить наглядность,

вырабатывать структурированную манеру изложения материала).

Придерживаюсь принципа: расскажи то, что тебе наиболее запомнилось и понравилось.  

  В своей работе я использую такие виды презентации проектов, как

праздник, отчёт о наблюдении, кроссворд, газета, игра, инсценировка, викторина, сообщение, доклад.

    Каждый ребёнок ждёт оценивания своей работы. Здесь особенно важна моя роль в справедливом, тактичном анализе продукта так, чтобы ребёнку захотелось дальше работать.

Дети  ведут специальные блокноты, в которых они записывают необходимые понятия, при необходимости могут заглянуть.

Особенно остановлюсь на образовательной области «Технология».

Разработанный Н.М. Конышевой курс «Технологии»  построен на элементах проектной деятельности. Все задания составляют цельную систему познавательной деятельности, стимулируют их учебную самостоятельность. В тетрадях предложено много заданий на доконструирование и переконструирование   и собственно конструирование.  Они позволяют создавать условия для творческой активности учеников.

При работе над проектом «Чудо-посуда», детям предлагается придумать вазу

на основе любой из природных форм, а над проектом «Строим дом» - построить дом для сказочного героя.

При работе над созданием экологической газеты, была выбрана тема «Бабочки».

Какой вид бабочки можно представить?

Из какого материала выполнить?

В какой технике?

Вот вопросы, на которые дети искали ответ самостоятельно.

Результат – газета «Красота спасёт мир.  Наша газета на школьном конкурсе экологических плакатов заняла 1 место.

С большим энтузиазмом  мои дети участвовали в общешкольном проекте «Школьный дворик». Итогом проекта появление в школе  «Чудо-островка», созданного учениками 3-4 классов. Наш вклад в этот проект – изготовление пальмовых деревьев и колокольчиков.

Хочу отметить, что слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к  математике, русскому языку) с большим удовольствием работают на уроках технологии, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Я считаю, что технологическое творчество доступно всем учащимся.

  Наиболее интересными и содержательными получились проекты, организованные во внеклассной работе. Эти работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу.

   

   

   Идеей создания первого коллективного проекта «Зимующие птицы нашего края»  явилось участие в школьном конкурсе на изготовление кормушек для птиц.

Цель проекта: изучить образ жизни и поведения птиц зимой.  Результат проекта – создание книги «Покормите птиц зимой». Разделы книги: «Зимующие птицы нашего края», «Столовые для птиц» (виды кормушек), «Рецепты зимних угощений для птиц».

   На классном часе, посвящённом Дню защите животных, возникла идея создания проекта «Наши любимые кошки». Цель – расширить знания об этих домашних любимцах.

Дети разделились на группы по интересам: изучали историю кошек, породы кошек, диких родственников, находили интересные факты из их жизни, исследовали значение окраса, загадочность кошек, подбирали стихи, песни, игры, на уроке технологии в технике обрывная аппликация создали  образы этих животных.  Результат- праздник «Кошачий бал».

  Ознакомившись с Конвенцией по правам ребёнка, появился проект «Конвенция прав ребёнка в рисунках».

 В конце 2-го класса  мы решили, что будем учиться проводить и самостоятельные исследования.  Я проводила консультации, помогала определить цель, рекомендовала источники информации. Но одной мне справиться было сложно.  Были привлечены и родители. Провела родительское собрание «Как помочь ребёнку в создании проекта». Теперь родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

  Свои отчёты о проделанной работе ребята представляли перед одноклассниками, а с наиболее удачными выступили на конференции  исследовательских работ школьного интеллектуального общества «ПИН».

   Таким образом, практика проведения учебных исследований с младшими школьниками  рассматривается мной как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебной деятельностью, которое подготавливает к участию в ШИО «ПИН»

учащихся начальных классов.

Эта работа может иметь локальный и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, а также в процессе основных учебных занятий.

   

  В прошлом учебном году Оленченко В. заняла 1 место с исследовательской работой «Медведь – символ России». Эта работа принимает участие в конкурсе детских исследовательских работ на сайте Pro Школу.ru .

 Эта победа дала стимул и другим детям.

Теперь дети с большим интересом принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах. Если во 2 классе принимали участие единицы, то теперь и дети и родители заинтересованы в том, чтобы поучаствовать как можно в большем количестве конкурсов.

  • «Русский медвежонок» - 7 человек (Грищенко К.-1 место)
  • «Кенгуру» - 8 человек (Грищенко К.- 2 м, Терновской И. -3 м.)
  • Интернет проект «ЭМУ» - 8 человек (Кузьминов С.- 1м.)
  • «Старт» - 6 человек

На слайде диаграммы

Результаты исследования показали, что уровень сформированности положительной мотивации к учению в классе повысился.  

   Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения.

Что дал метод проектов ученикам?

  • Способность творчески мыслить
  • Умение работать в команде,
  • обладание навыками общения и публичного выступления
  • использование знаний в реальной жизни
  • Повышение мотивации обучения

Что мне дал метод проектов?

  •           Повышение профессионального мастерства и психолого-педагогической культуры.
  • Повышение мотивации в исследовательской деятельности.
  • Формирование классного коллектива с активным вовлечением родителей.
  • Возможность транслировать свой опыт.

  Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

 В своей работе столкнулась с рядом трудностей:

 колоссальная нагрузка на учителя при подготовке к работе над проектом,

исследовательская деятельность должна начинаться с 1 класса, а не со 2-го как это получилось у меня.

Несформированность навыков работы на компьютере у детей

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения является способом повышения мотивации младших школьников.

 

  В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении.

Сейчас у меня 4-й класс, мне предстоит встреча с первоклассниками. Я хоту заняться с ними  проектной деятельностью во внеурочное время.

Свое выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться! Статья знакомит читателя со способами развития порложительной мотивации школьника к учению, через игровые моменты на уроках....

Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...