Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
методическая разработка по теме

Косоногова Светлана Юрьевна

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.31 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Формы, методы и средства формирования основ учебной  самостоятельности (умения учиться) младших школьников

Слайд 2

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.

Слайд 3

Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Авторы УМК системы развивающего обучения Л.В.Занкова включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому предмету. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами. Наиболее часто  в практике своей работы я использую создание проблемных ситуаций в учебном процессе и коллизии.

Слайд 4

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

Слайд 5

Приведу пример .

Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)

Слайд 6

Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения, обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

 Слайд 7

   Приведу некоторые педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебную самостоятельность младших школьников:

·        приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

·        приём «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

·        приём «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

·        приём «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

·        приём «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

·        приём «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

·        приём «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Слайд 8

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться. Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Карты памяти, или интеллект-карты – это термины обозначают сравнительно новый способ альтернативной записи информации. Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Слайд 9

 Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями –ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта- это изображение информации в графическом виде.

В своей работе с учениками мы прежде всего усвоили шаги построения интеллект-карт: готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры; лист кладём горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова); от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями. В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы и т. д.. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.

Слайд10

Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда. Я очень горжусь успехами своих детей, и они отвечают мне взаимностью. Описывая метод интеллект-карт, Бьюзен постоянно подчёркивает, что он не является лишь ещё одним приёмом обучения. По его мнению, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением ― умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.

Слайд11

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию самостоятельности у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

В школу мы идем познать хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо вмиг прогонят скуку!
А занковская система – чистое искусство –
В нас поможет воспитать волю, ум и чувство.

Припев:

Мы, занковцы, непоседы,
Не привыкли унывать!
Все нам в жизни интересно,
Все нам хочется узнать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы, методы и средства формирования основ учебной самостоятельности на уроках в начальной школе Подготовила учитель начальных классов КосноговаС.Ю.

Слайд 2

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Как можно создать проблемную ситуацию на уроке? - подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения - излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос - предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций - побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты -ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения - определяю проблемные теоретические и практические задания - ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками)

Слайд 5

Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком.

Слайд 6

Мы, занковцы, непоседы, Не привыкли унывать! Все нам в жизни интересно, Все нам хочется узнать!

Слайд 7

Приемы формирования учебной самостоятельности на уроках приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» приём «создание «помощника» для проверки работы» приём «составление проверочных заданий» приём «обоснованный отказ от выполнения заданий» приём «многоступенчатый выбор» приём «разноцветные поправки» приём «умные вопросы»

Слайд 8

эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

Слайд 10

Законы содержания и оформления Всегда используйте центральный образ. Как можно чаще используйте графические образы Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия). Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Используйте цвета. Используйте кодирование информации Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...

Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на  активизацию познавательной деятельности обучающихся ...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...